Социальное управление:сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний об основных функциях, законах и принципах социального управления, а так же о значимости социального управления в жизни общества.

Соответственно поставленная цель обусловила постановку следующих задач:

- определить сущность и специфику социального управления;

- исследовать основные функции, законы и принципы социального управления;

- изучить значение принципов и законов социального управления в российской управленческой практике.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 11.docx

— 90.89 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность  темы. Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.), призванных изучать общество и законы его развития. Управление появилось вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый - руководителем, а между ними возникают отношения управления. Таким образом, социальное управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает его потребность. Имеется в виду, что управление - это объективнаяпотребность любой деятельности.

    На  сегодняшний день происходит усложнение всех процессов в обществе, в том числе стремительно претерпевает изменение политическая сфера, которая как никакая другая  в первую очередь связаны с социальным управлением. В настоящее время все острее осознается необходимость разработки современной теории управления. Для этого необходимы, как минимум, во-первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения социального управления, его новых принципов и законов.

    Научная разработанность. С тех пор, как общество испытало на себе феномен управления, оно уже начинало задумываться и делать умозаключения, касающиеся управленческой сферы деятельности. Изучением управления занимались уже в древних обществах, так в древнем Египте и государствах Ближнего Востока был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.). Но безусловно, теоретические основы социального управления, в том варианте,  о котором мы говорим сейчас, на тот момент не были обличены в письменные источники, существовал лишь опыт и традиции предков, которые передавали из поколения в поколение.

    Первые  попытки упорядочить и систематизировать  накопленный опыт в теоретические  основы был предпринят А. Смитом в  начале XIX в. и Р.Оуэном, занимавшихся изучением социального управления в государстве. Исследования  управления находились в постоянном движении, формировались новые направления, школы, течения, изменялся и научный аппарат. И наконец, зародилось то, что мы сегодня называем управлением. В начале XX в. появляются первые школы научного управления. Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором «Принципы научного менеджмента», его работу продолжили Ф. и Л. Джилбертов, еще один, не менее курпный ученый А.Файель, положивший начало административной школы. Фундамент научного менеджмента заложен так же трудами М.Вебера, Г.Эмерсона, Л.Урвика, Э.Мэйо, П.Дракера, Г.Саймона, А.Этциони, Л.Берталанфи, Р.Майлза. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области организации социального управления. Русские ученые так же внесли свой вклад в исследование социального управления, известны такие имена, как: А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Е.Ф. Розмирович, И.М. Бурдянский, О.А. Ерманский.

    Объект  исследования – социальное управление, его структурные элементы, основные функции, законы и принципы.

    Предмет исследования - социальная сущность и системная особенность социального управления, управленческая деятельность в соответствии с основными законами и принципами социального управления, создание новых теоретических моделей социального управления.

    Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний об основных функциях, законах и принципах социального управления, а так же о значимости социального управления в жизни общества.

    Соответственно  поставленная цель обусловила постановку следующих задач:

    - определить сущность и специфику социального управления;

    - исследовать основные  функции,  законы и принципы  социального управления;

    - изучить значение  принципов и  законов  социального управления  в российской управленческой  практике.

    Цель  и задачи данной курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

    

    Глава 1. Теоретическая сущность и основы социального управления

    1.1 Сущность  социального управления, классификация видов

    С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда1. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

    Управление  многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три  компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам2:

    • процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

    • процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

    • процессы управления в обществе (в  социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

    Социальное  управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством3.

    Люди  как главная производительная сила познают и используют законы природы  и общества  в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы4. Это - уровни управления.

    В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления.

    Таким образом, объектом и предметом  теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством)5.

    Иными словами, классификация видов социального  управления соответствует классификации  основных сфер организации общества: политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ6.

    Каждый  вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

    Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

    Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле.

    В наиболее общем виде процесс социального  управления можно разделить на две  составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления)7.

    Связующее звено между двумя частями  единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.

    1.2 Социальное управление как система

    Сущность  социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

    Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления8.

    Каждый  класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так  и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях9. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем.

    Все эти особенности оказывают влияние  на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует  централизации, а незначительные разрывы  между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск  личного вознаграждения и профессиональную мобильность10. «Мужской» показатель содействует состязательности и элитаризму, «женственность» стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

    Механизм  управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют 3 составляющие: экономическая (реализация социально-экономической политики, направленной на производство необходимых материальных благ), организационная (реализация административно-государственного руководства обществом, направленного на достижение общих целей социального развития) и социально-культурная (реализация социально-культурной политики, направленной на производство духовных благ и обеспечение гармоничного социального развития), основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления11.

    Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль12.

Информация о работе Социальное управление:сущность и содержание