Социальная организация, особенности её функционирования, управления, классификация организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize – де¬лать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур .
Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел I Социальная организация как организационная система……………..6
1.1. Понятие социальной организации………………………………………...6
1.2. Организационные структуры социальной организации………………..12
Раздел II Типология социальных организаций и сравнительный анализ их особенностей……………………………………………………………………..19
2.1. Классификация организаций…………………………………………….19
2.2. Особенности социальной организации…………………………………26
2.3. Функционирование социальной организации………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теории организации.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     Между людьми в организации возникают  многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.

     Социальные  организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности5:

      - реализация потенциальных возможностей  и способностей человека;

      - формирование единства интересов  людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов  служит системообразующим фактором;

      - сложность, динамизм и высокий  уровень неопределенности.

     Социальные  организации охватывают различные  сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей  через социализацию создают условия  и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.

     В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

       К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

     В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

     Формальный  лидер (руководитель) назначается вышестоящим  руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.

     Неформальный  лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как  профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

     Вышестоящее руководство должно стремиться при  назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

     Основу  социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

     Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.

     1.2. Организационные  структуры социальной организации

 

     Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

     Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения  сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает  некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

     Для каждой социальной организации существует наилучшая и только ей присущая организационная  структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.

     Организационная структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

     Несмотря  на существующую типологию организационных  структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т.п. для других организации6.

     Линейная схема (рис.1.) хорошо работает в небольших социальных организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.

       
 

     Рис.1. Линейная схема 

     Кольцевая схема (рис.2) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.2.  Кольцевая схема (функциональные связи) 

     Схема "колесо" (рис.3) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

       
 
 
 
 
 

     Рис.3. Схема «колесо» (линейно-функциональные связи) 

      Схема "звезда" (рис.4) дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.  
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.4. Схема «звезда» (линейная связь) 

     Базовые схемы дают возможность формировать  большое разнообразие производных  от них схем отношений.

      Иерархическая схема (рис.5) основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.  
 

     Рис. 5. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи) 

     Штабная схема (рис.6) основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и т.д.).

     Эти штабы готовят руководителю проекты  решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения.

      Штабная схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации7.  

     Рис. 6. Штабная схема (линейная связь) 

     В основе матричной схемы (рис.7) лежат схемы "линия" и "кольцо". Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.  

      Рис. 7. Матричная схема (линейные и  функциональные связи). 

     В смешанной схеме (рис.8.) средний уровень  управления определяет гибкость организационной структуры социальной организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низший уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

     В рамках одной социальной организации  и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений. 

          Руководитель

                                                              

     Функциональные                                                  Линейные

             связи                                                      (административные)

                                                                                         связи

Финансы  
   
 
Производство
Экономика
Технология 
 
 

     Рис. 8. Смешанная схема отношений в  социальной организации.

                                                                  

     Таким образом, управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

     Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Любая организация в процессе ее создания и развития ориентируется на достижение вполне определенных целей, поэтому и её организационная структура является преднамеренно и целенаправленно созданной и ориентированной на достижение установленных целей.

     Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все  протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

     Раздел II Типология социальных организаций и сравнительный анализ их особенностей

2.1. Классификация организаций

     Социальные  организации, составляющие основу любой  цивилизации, можно представить  в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:

     - нахождение сходных социальных  организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;

     - возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;

     - принадлежность социальной организации  к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

     Каждая  классификация связана с выбором  некоторого ограниченного  набора классификационных признаков с целью систематизации для удобства изучения, проектирования и совершенствования организаций.

Информация о работе Социальная организация, особенности её функционирования, управления, классификация организаций