Социальная динамика и адаптация организации к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:55, реферат

Описание работы

Организация – это универсальный тип общности, на которой базируются все уровни хозяйственной системы и само общество. Термин «организация» употребляется, во-первых, для обозначения процесса упорядочения, привидения чего-либо, каких-то частей в систему, способную сохранять единство этих частей. Во-вторых, это и объект, являющийся результатом процесса организации. Он обозначается также термином «организация» с присущими ей единой структурой, взаимосвязями, соотношением частей и целого.

Работа содержит 1 файл

Социальная динамика и адаптация организации к рынку.doc

— 32.00 Кб (Скачать)

Социальная  динамика и адаптация  организации к  рынку

    Организация – это универсальный тип общности, на которой базируются все уровни хозяйственной системы и само общество. Термин «организация» употребляется, во-первых, для обозначения процесса упорядочения, привидения чего-либо, каких-то частей в систему, способную сохранять единство этих частей. Во-вторых, это и объект, являющийся результатом процесса организации. Он обозначается также термином «организация» с присущими ей единой структурой, взаимосвязями, соотношением частей и целого.

    Ни само общество, ни экономика не могут существовать, не создавая, не образуя в себе организаций  на всех уровнях. Но в данном случае речь пойдет о первом уровне хозяйственной  системы – о фирме.

    Фирма – опорное  звено хозяйственной системы. Независимо от масштабов производства (услуг), от численности персонала производственная организация выполняет главные функции в экономической и социальной динамике. Социальная сущность, цель и смысл производственной организации – удовлетворение общественных потребностей. В то же время организовать, как подчеркивал еще Файоль, значит создавать двойной организм предприятия – материальный и социальный.

    Общественная  потребность в функции, которую  выполняют фирмы, может рассматриваться  более или менее широко. В периоды преобразования общественно-экономических отношений встает проблема организации жизнедеятельности самой фирмы по полному набору критериев общественных целей. И нужен анализ, позволяющий провести ревизию традиционно утвердившегося утилитарно зауженного подхода к организации, который был удовлетворительным в недавнем прошлом.

    В российской практике совершенствование организации  на уровне фирмы ориентировано до сих пор, в основном, на технико-экономические  критерии, в частности, рентабельность производства, прибыль и другие показатели экономической эффективности. Эти показатели необходимы, но они недостаточны. Наборы социальных показателей планов фирмы были как бы автономны, органически не зависимы от производственных показателей. И в сознании управленцев две стороны одной сущности – социальная и технико-экономическая – были разобщены.

    Организация и рынок. Рыночная система хозяйствования диктует смену критериев организации. Сами рыночные отношения являются причиной и следствием деятельности фирмы. Усиливается ответственность организации на уровне предприятия за эффективное выполнение им своей социальной функции в двух аспектах, связанных иными критериями целесообразности. Акцент ставится на целях. Цель и смысл фирмы в том, чтобы провести то, что потребители хотят и могут купить. Более того, в рыночной экономике эта цель возводится в ранг принципа выживания предприятия: производить только то, что можно продать, а не наоборот, продавать то, что производится.

    Если производится без гарантии сбыта продукции, то такая фирма в рыночных условиях не сможет выжить.

    Из названного принципа вытекает две группы следствий, которым должно руководствоваться  предприятие в условиях перехода к рыночным отношениям. Они касаются внешней среды фирмы и ее внутренней организации.

    Внешняя среда  предприятия: главные ее свойства состоят  в преобладании социальных моментов, кроме того, она динамична и  предполагает организационные механизмы  адаптации предприятия к изменениям. Перечислим основные параметры, с учетом которых предприятие организует свою деятельность:

    - социально-культурная  среда: язык, религия, образование,  социальная сертификация, социальные  институты, система ценностей,  социально-ролевые структуры, социальная мобильность, уровень потребления, подвижность, восприимчивость к изменениям;

    - экономическая  среда: сила рубля, изменение  платежного баланса, торговые  и таможенные барьеры, участие  в международном бизнесе, жизненный  уровень, стандарт, темпы инфляции, финансовый риск, тенденция изменения валового национального продукта, развитость рыночных структур, интенсивность конкуренции, финансовая политика;

    - законодательно-политическая  среда: типы государственного  правления, национальные настроения, правовая основа деятельности предприятий, стабильность прав собственности, типы возможных рисков, характер арбитража, свобода внешнеэкономической деятельности;

    - гео- и  демографическая среда: мобильность  населения, характер изменения  численности и состава населения, географическое расположение, климат, уровень безработицы;

    - деловая и  технологическая среда: правила  и законами предпринимательства,  отношение общества к предпринимательству,  уровень технологии и скорость  ее совершенствования, развитость  научно-поисковых и опытно-конструкторских институтов.

    Внутренняя  организация фирмы имеет свои важные параметры:

    - цели производства;

    - факторы производства;

    - труд –  интеллектуальные и физические  затраты, совершаемые людьми в  процессе производства;

    - капитал – все средства, созданные людьми, для использования в производстве;

    - природные  ресурсы – все, что может  быть использовано в производстве  в первозданном виде;

    - эффективность  производства.

    По поводу внутренней среды предприятия следует  учитывать, что ее социальная сущность может иметь иной набор характеристик, по сравнению с внешней (о чем ниже будет сказано подробнее). Отметим, что в переходный период предприятие вынуждено переориентироваться с преимущественно патерналистских административных линий связи с госорганами на совершенно иной характер зависимости от внешней среды.

    Внешнее влияние  и зависимости не стационарны  и еще достаточно долго будут  таковыми при условии, если адаптация  к рыночным ценностям не будет  ускоряться, согласуя интересы и цели внутренней организации и внешней среды каждого предприятия. Сама сущность внутренней реорганизации состоит, как уже сказано, в смене приоритетных целей и критериев, а также в использовании экономических методов управления. Таким образом, главные задачи обеспечения благополучия предприятия ориентированы на его социальную роль в экономике. Процессы экономического развития, являясь базисными для социальных процессов, протекают на фоне и во взаимовлиянии с последними.

    Обратимся к  интересному явлению, которое можно назвать переходной технологией.

Информация о работе Социальная динамика и адаптация организации к рынку