Система методов управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение методов управления персоналом.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие и элементы системы управления персоналом.
2. Рассмотреть методы построения системы управления персоналом и ее совершенствования.
3. Рассмотреть экономические методы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......3
Глава 1. Общее положение системы управления персоналом………….6
1.1 Понятие и элементы системы управления персоналом……………...6
1.2. Методы построения системы управления персоналом и ее совершенствования………………………………………………………………11
Глава 2. Методы управления персоналом………………………………15
2.1. Экономические методы……………………………………………...15
2. 2. Административные методы…………………………………………24
2.3. Социально-психологические методы…………………………….....29
Заключение………………………………………………..………………38
Список литературы……………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

система метадов управления персоналом Гуляева.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

    Убеждение основано на аргументированном и логическом воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

    Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других.

    Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование и т.п.).

    Побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества 
сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация к успешному выполнению порученной работы.

    Принуждение — это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.

    Осуждение является приемом психологического воздействия на 
сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или результаты труда которого крайне неудовлетворительные. Такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

    Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения.

    Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность и, по сути, является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.).

    Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как менторское назидание. 25

    Командование применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний.

    Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею.

    Намек — это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. По сути, намек обращается не к сознанию и логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника.

    Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи и т.п., косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.

    Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение.

    Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.

    Совет это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.

    Ответной  реакцией на психологические приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение.

    Настроение представляет собой слабо выраженное эмоциональное переживание, еще не достигшее устойчивой и осознанной определенности.

    Чувство — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

    Они отражают нравственные переживания реальных отношений человека с окружающей средой в виде эмоций. Различают: нравственные, эстетические, патриотические и интеллектуальные чувства. По степени проявления чувств выделяют эмоциональные состояния: умиротворения, причастности, переживания, угрозы, ужаса.

    Эмоции это конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния. В зависимости от реакции эмоции могут быть:

  • положительные (радость, удивление, удовольствие т.п.),
  • отрицательные (гнев, злость, раздражение, зависть, обида, печаль, досада и т.п.),
  • амбивалентные (противоречивые — ревность, соперничество, намек и т.п.).

    Поведение выражается в совокупности взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к окружающей среде. Отмечается пять основных форм поведения человека в социальной среде:

  • «ангельское», в форме полного отрицания зла и насилия;
  • высокоморальное, провозглашающее неукоснительное соблюдение высоких принципов поведения (честность, бескорыстие, щедрость, мудрость, искренность и т.п.);
  • нормальное, основанное на приверженности к принципам общественной морали, допускающей отклонения и недостатки, на диалектическом единстве добра и зла;
  • аморальное, когда личные интересы, мотивы и потребности ставятся выше принятых норм поведения в социальной группе;
  • «дьявольское», т.е. абсолютно аморальное, противоправное и противоречащее законам, общественной морали и нормам.

     Итак, современные российские экономические отношения не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Итак, следует напомнить, что существует три метода управления персоналом:

  • Административный метод;
  • Экономический метод;
  • Социально-психологический метод.

     Экономический метод основывается на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника».

     Административный метод ориентирован на необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться на конкретном предприятии или организации.

     Социально-психологический метод - это способ осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

     Руководители предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчиненных и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.

     Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы.

     Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

     Умелое и грамотное применение и сочетание различных методов управления, является одним из главных факторов успеха организации, ведь, люди- главное достоинство любой организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    1. Алексахина  Ю.В. Управление персоналом. М, 2001.
    2. Базаров Т.Ю. Еремен Б.Л. Управление персоналом. М, 2001.
    3. Богданов В.К. «Как создать группу для работы над проектом» . «Генеральный директор», №6 2007 .
    4. Веснин В. Р. Менеджмент . М, 2006.
    5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов. М, 2001.
    6. Дорошенко Л.С. Управление трудовыми ресурсами. К, МАУП, 2000.
    7. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. М, 2006.
    8. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород, 2002, с. 16.
    9. Жданова Т.С. Управление персоналом. М, 2005.
    10. Калачева Л.Л., Калачев И.В., Ровнейко Б.Н. Управление человеческими ресурсами современной организации. Новосибирск. НГТУ, 2005.
    11. Карпов А.В. Психология менеджмента. М, 2004.
    12. Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. М, 2007.
    13. Кибанова А.Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. Инфра-М, 2001.
    14. Коппек В. «Эволюция команды» .«Стратегия успеxа» №4 2008 г.
    15. Лукашевич В.В. Основы менеджмента. М,2003.
    16. Лукашевич В.В. Управление персоналом М, 2001.
    17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М, 2005.
    18. Мурашко Н.И. Управление персоналом организации. Компас, 2002.
    19. Основы менеджмента. Курс лекции для студентов ВУЗ. М, 2003.
    20. Папкин А.И. Основы практического менеджмента М, 2000.
    21. Розанова В.А. Психология управления. М, 2002.
    22. Румянцева З.П. Саломатин Н.А. Менеджмент организации. М, 2005.
    23. Сымыгин С.И. Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Р-н-Д, 2004.
    24. Цветаев В.М. Управление персоналом: Учеб. Пособие. «Питер» С–П. 2005.
    25. Шекшня СВ. Управление персоналом современной организации. - М., 2002.
    26. Шипунов В.Г. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М, 2000.   
    27. http://www.fitnessmachine.ru

Информация о работе Система методов управления персоналом