Система и Организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:19, практическая работа

Описание работы

Самые обычные действия в нашей жизни должны быть организованы. Например, домохозяйка определенным образом организует использование семейного бюджета, студент – подготовку к экзамену, предприятия – производство продукции и т.д. Без определенной организации невозможно построить дом, создать автомобиль, запустить орбитальную станцию. Умение организовывать является основным для каждого менеджера.

Содержание

Ведение……………………………………………………………..3
1. Организация и организационный процесс…………………….4
2. Организационная структура…………………………………….7
3. Характеристика внешней среды организации…………………9
4. Факторы внешней среды……………………………………….10
5. Внутренняя среда организации………………………………..14
6. Теория систем…………………………………………………..15
7. Система управления организацией……………………………17
Заключение……………………………………………………….. 19
Список использованной литературы……………………………..20

Работа содержит 1 файл

kyrsovik.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

    4. Факторы внешней среды 

    При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

    Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и  в её основу могут быть положены различные принципы.

    При анализе внешних факторов обычно выделяют два их типа: факторы прямого  воздействия, иногда называемые – ближайшее окружение, и факторы косвенного воздействия, иногда называемые – общее окружение. 

    Факторы прямого воздействия. 

    К факторам прямого воздействия относят  те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации.

    1) Собственники

    Одно  из главных влияний на организацию  оказывает форма собственности  и собственно её представители –  собственники. Это фактор, как впрочем  и другие, тесно связаны с другими  организациями (внутренней и внешней  среды).

    2) Законы и государственные  органы.

    Каждая  организация имеет конкретный правовой статус, что и определяет, как  она может вести дела, какие  имеет права и какие обязанности  несет перед государством, а также  перед органами местного управления. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а так же вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Каждый вид деятельности регулируется определёнными органами.

    3) Поставщики, партнеры  и посредники.

    С точки зрения системного подхода  организация – это механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности  входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на организацию и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

    В некоторых случаях все организации  определённого региона ведут  дела с одним или практически с одним поставщиком. Поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика. Можно привести такой пример – обеспечение энергией. Все организации получают энергию по ценам, установленным государством, и редко могут найти альтернативного поставщика, даже если организация считает, что текущее энергосбережение неадекватно или слишком дорого обходится. Такие изменения, как повышение цен поставщиком содействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.

    4) Заказчики, клиенты, потребители.

     Анализ  потребителей, как компоненты непосредственного  окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей  составление профиля тех, кто  покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет  организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объём продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти всё, относящееся к результатам её деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую оказывается значительным.

    5)Конкуренты

     Конкуренты  – это внешний фактор, влияние  которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

     Вместе  с тем, необходимо отметить, что конкуренция  иногда толкает фирмы и на создание между ними  соглашений различных  типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами. 

     Факторы косвенного воздействия. 

     Эти факторы относятся к общему окружению  организации и не оказывает такого влияния на ее операции, как факторы  прямого воздействия.

     Но, однако, среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.

  1. Экономическое окружение.

    Оно характеризуется, прежде всего, уровнем  развития и состоянием экономики. Состояние экономики оказывает влияние на стоимость ресурсов и спрос товаров и услуг. В условиях инфляции, что существенно влияет на сегодняшнее состояние экономики России, фирмы заинтересованы в увеличении запасов материальных ресурсов, задержках платежей. Спад экономики заставляет организации уменьшить запасы готовой продукции, сокращать число работников. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая среда.

  1. Политическое окружение.

    Способы и цели управления экономикой страны есть результат политических целей  и задач находящегося у власти правительства. Большое значение имеет и политическая стабильность. Законы, принимаемые парламентом, часто являются следствием политической обстановки.

  1. Технологическое окружение.

    Технология  является одновременно и внешним  фактором организации, и ее внутренним элементом. В качестве внешнего фактора  она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию. Для того, чтобы сохранилась конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения НТП (научно-технического прогресса).

  1. Социально-культурное окружение.

    Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и т.д. К этим факторам относится и демографическое  состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения – независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

  1. Международное окружение.

    Этот  фактор оказывает влияние в первую очередь на организации, действующие  на международном рынке, но многие из них могут оказывать не только косвенное, но и прямое воздействие на организации, действующие только на международном рынке.

    Организацию и ее окружение можно представить  в следующем виде (рис.2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2 Организация и её окружение 
 
 

     5. Внутренняя среда организации 

     Любая организация находится и функционирует  в среде. В менеджменте под  средой организации понимается наличие  условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют  принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

     Каждое  действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

     В структуре среды организации  различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.

     Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно  сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Теория систем 

     Любая фирма, производственное предприятие, организация являются системами, то есть представляют собой формально или неформально созданное целое, состоящее из взаимозависимых частей. Мир в целом есть система, которая, в свою очередь, состоит из множества больших и малых систем. Система –  противоположность хаосу. Установив общие принципы управления в любых системах, можно попытаться определить, как должна быть организована система, чтобы она работала наиболее эффективно. Этот подход к исследованию проблем управления от общего к частному, от абстрактного к конкретному получил название организационного или системного. Такой подход обеспечивает возможность изучения большого количества альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений.

     Теория  систем связана с именем Александра Александровича Богданова – крупного русского философа, экономиста и публициста. Богданов разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития.

     Бывают  закрытые и открытые системы.

     Закрытые  системы могут существовать хотя бы какой-то промежуток времени самостоятельно, без взаимодействия с окружающей средой (например, полет самолета).

     Открытые  системы ( а их большинство) устойчиво функционируют только благодаря поступлению извне информации, энергии, сырья, материалов и реагируют на изменения параметров внешней среды.

     Теория  систем рассматривает управляемую  систему не автономно, а в ее связи  с окружающей средой и исследует  методы адаптации системы к изменяющимся внешним условиям.

     Система – это индивидуальный потенциал  человека.

     Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов.  Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.3 Система как объект в государственном, социально-экономическом пространстве. 

     7. Система управления организацией 

     Управление  организацией не может быть просто сведено к реализации только его  общих функций. Оно представляет собой сложную систему, состоящую не только из организационной структуры, но и процесса, целей, методов.

     Любая организация представляет собой  систему, состоящую из множества  элементов, находящихся в состоянии  подвижного равновесия и постоянного взаимодействия между собой. Эти элементы различным образом комбинируются и образуют более укрупненные формирования – компоненты. В любой организации как единой управляемой системе выделяются два таких компонента – подсистема (система, субъект) управления и управляемая система (объект, система).

Информация о работе Система и Организация