Процесс глобализации мировой экономики и его влияние на человеческий потенциал организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ глобализации, а также ее влияние на человеческий потенциал.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1. Дать определение глобализации;
2. Выявить положительные и отрицательные последствия глобализации;
3. Определить основные положения влияния глобализации на человеческий потенциал организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность глобализации………………………………………………...4
1.1 Понятие глобализации…………………………………………………4
1.2 Положительные и отрицательные последствия
глобализационных процессов...............................................................8
2. Влияние глобализации на человеческий потенциал…………………..13
2.1 Понятие человеческого потенциала…………………………………..13
2.2 Взамосвязь между глобализацией и развитием человеческого
потенциала………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсовая ОП.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Неравномерность развития особенно видна при обращении к проблеме бедности. Обращает на себя внимание само определение бедности.

Мониторинг состояния человеческого развития дает основание для выработки перспективных мер, предложенных ООН в рамках Программы развития по борьбе с бедностью. К ним относятся три главных направления:

1) создание экономических возможностей;

2) расширение прав и возможностей;

3) повышение материальной безопасности.

       Первое направление предполагает расширение для бедных слоев населения экономических возможностей как путем стимулирования общего экономического роста, так и путем наращивания имеющихся в их распоряжении ресурсов, таких, как доступ к земле и образованию и повышению их отдачи посредством комплекса мер рыночного и нерыночного характера. Второе направление нацелено на повышение ответственности государственных учреждений перед малоимущими, более чуткое реагирование на их нужды. С другой стороны, предполагается расширение участия бедных слоев в политических процессах и принятии решений на местном уровне. Предполагается также устранение социальных барьеров, обусловленных гендерными, этническими или религиозными различиями, а также различиями в социальном статусе. Третье направление - уменьшение уязвимости малоимущих в отношении заболеваний, экономических потрясений, неурожаев, переселения по политическим причинам, по причинам стихийных бедствия и насилия[14].

              Каждое из этих направлений дополняет друг друга, и на основе этих общих принципов необходима разработка собственной стратегии сокращения бедности в каждой стране и конкретном обществе.

Такие меры не всегда получают положительную оценку ввиду проблематичности их исполнения и иного ракурса видения глобального развития. Альтернативная оценка глобализации и сопутствующих ей программ развития предложена, например, немецкими аналитиками Г.П.Мартином и Х.Шуманном.

                Обращается внимание на такую важную проблему, как занятость людей в общественнополезном производстве. С одной стороны, современное индустриально-информационное общество является обществом безграничных возможностей. Оно обеспечивает высочайшую производительность труда, создает условия для технологического переоснащения производства на базе новейших технологий. Оно развивается на основе современных быстродействующих систем коммуникаций и средств связи, оно способно накапливать и распространять важную для жизнедеятельности людей научную, техническую и иную информацию.

               Эти достижения сближают страны и создают необходимые предпосылки для обеспечения устойчивого функционирования информационных сетей и интеграции в мировую рыночную систему. Но с другой стороны, для эффективного функционирования этой системы достаточно 20% наиболее квалифицированных работников, ученых и специалистов планеты. Сегодня они уже в значительной степени интегрированы странами, ставшими на путь постиндустриального, информационного развития общества. Рассмотрим участь остальных 80%. По-видимому, речь в лучшем случае может идти об оказании благотворительной помощи отсталым народам со стороны стран "золотого миллиарда"… Вряд ли народы мира согласятся с отведенной им ролью. Политика социальной деградации, оттеснение большей части трудоспособного населения на периферию мировой цивилизации обречена на провал. Она будет выступать очагом все новых социальных конфликтов.

Таким образом, наличие альтернативных оценок и подходов к феномену мирового развития, называемому глобализацией, свидетельствует о сложности современного развития. Мир становится единым, взаимозависимым и в силу этого нестабильным. Протекающие в нем процессы самоорганизации, присущие развитию любых сложных систем, могут реализоваться в желательном направлении лишь при условии повышения эффективности управления.

            Главная проблема, связанная с глобализацией, состоит не в том, чтобы остановить экспансию глобальных рынков. Главная задача состоит в том, чтобы найти те нормы и институты , которые бы обеспечивали более эффективное управление на местном, национальном, региональном и глобальном уровне. Задача в том, чтобы сохранить преимущества глобальных рынков и конкуренции, но и оставить достаточно места для человека, общины, ресурсов окружающей среды так, чтобы глобализация служила интересам человека, а не только увеличению прибыли. Такую глобализацию должны отличать:

      Этика - меньше, а не больше нарушений прав человека.

      Справедливость - меньше, а не больше различий в уровне жизни людей в одной стране и в разных странах.

      Интеграция - уменьшение, а не увеличение масштабов маргинализации народов и стран.

      Безопасность человека - меньше, а не больше нестабильности в обществе и уязвимости человека.

      Устойчивость - меньше, а не больше ущерба для окружающей среды.

      Развитие - меньше, а не больше нищеты и лишений.

            Эти программные цели не могут быть реализованы без решения задач, связанных с персональной модернизацией, которая в силу неравномерного развития стран имеет свои этапы, характеристики и особенности. Это этапы, соответствующие переходу от традиционного общества к современному, индустриальному, а от него - к постсовременному – информационному [10].

             В ходе такого процесса изменяется и человеческая персональность, происходит эволюция персональной модернизации. Иными словами, человеческие качества должны постепенно формироваться и развиваться как ответ на вызовы, обусловленные социально-исторической ситуацией.

Интересный опыт исследования персональной модернизации представлен в ряде трудов ученых Гарвардского и Стэнфордского университетов . В ходе этого исследования была разработана модель "современного человека", явившаяся результатом социологической программы изучения предполагаемых характеристик человека "современного" в шести развивающихся странах (Аргентина, Чили, Израиль, Нигерия, Бангладеш, Индия). На большом эмпирическом материале доказывалось, что реальные индивидуумы действительно соответствуют модели современного человека, их число значительно и основные сходные качества, характеризующие человека как современного, присущи разным странам и культурам. Таким образом, современный человек - это не просто умозрительная конструкция социологов, а реальный человеческий тип. Вот основные параметры характеризующие современного человека:

1. Как активный и информированный гражданин, он проявляет интерес к общественным, государственным и международным делам, к местным событиям. Он вступает в организации и всегда находится в курсе событий, происходящих в мире, голосует на выборах, принимает участие в политической жизни.

2. Чувство собственной значимости, присущее современному человеку, отражается в его уверенности в том, что или он сам, или в союзе с другими может влиять на ход собственной жизни или жизни общества. Своими активными действиями он стремится улучшить общественное положение как свое, так и своей семьи. Он не приемлет пассивность, покорность, фатализм в отношении событий, происходящих в его жизни.

3. Независимость от традиционных авторитетов выражается в том, что совет должностных лиц для него предпочтительнее совета старейшин; при выборе работы или невесты он основывается на собственных желаниях.

4. Открытость новым идеям и впечатлениям современного человека отражается в его интересе к новым технологиям, готовности к встрече с новыми людьми, желании позволить женщинам воспользоваться возможностями карьерного роста.

             Эти основные компоненты не исчерпывают перечень качеств, которые, согласуясь друг с другом, представляют так называемый синдром современности. Современный человек также отличается в своем подходе к понятию времени, к личностному и социальному планированию, к правам людей, зависимых от него и в применении формальных прав как основы для текущих дел. Следует обратить внимание на трактовку самого термина "современный". Это не означает что-то новое, модное. Это, скорее, человек, который характеризуется определенными качествами, многие из которых возникли как результат его собственных заслуг и усилий в развитии [14].

Кроме того, важно подчеркнуть, что понятием, соотносительным современному человеку, является современный социум. Современный мир представлен разветвленной системой институциональных моделей. Это подразумевает крупную промышленность, интенсивную урбанизацию, скоростной транспорт, средства массовой информации, систему бюрократических организаций, всеобщее образование и массовую культуру. Социумы, обладающие подобными характеристиками, называются современными.

Необходимо также отметить, что общества с подобными характеристиками способствуют развитию определенного типа человека и, с другой стороны, им нужен именно такой тип людей, если они хотят успешно развиваться. Эволюция персональности происходит при переходе от традиционного общества к современному и от современного к информационному, которое тесно связано с процессами глобализации. Видимо, успешность развития того или иного общества, находящегося на разных этапах своего исторического становления, во многом будет зависеть от содержания, приоритетов и особенностей протекающей в нем персональной модернизации. Видимо, в будущем человеческое развитие все более будет становиться определяющим фактором движения к лучшему, более совершенному состоянию. Поэтому в перспективе адекватным ответом на вызовы глобализации является человек творческий, а мерилом его развития как субъекта творческой деятельности станет его развитая индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшей тенденцией современного мира является глобализация всех экономических и политических процессов, противостоять которой сейчас не в силах ни одно национальное государство.

Глобализация - это слияние национальных экономик в единую общемировую систему. Она основывается на легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала. По моему мнению, желательность или нежелательность глобализации, сегодня не подлежит обсуждению. Она есть. Ее перспективы и угрозы, безусловно, важно исследовать. Но, прежде всего, необходимо сказать о ее сущности: глобализация означает победу капитала и информационной свободы над национальными интересами.

Процесс глобализации требует высокого качества интеллектуальных, трудовых ресурсов. Таким образом, человек как личность выходит на ведущее место в современной организации.

           И, хотя в качестве ключевых факторов глобализации выделяются информационный, экономический и технологический, человеческий фактор является носителем и субъектом преобразования всех этих процессов.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                  Алябьева А.М. Мировая экономика, - М.:Гардарика, 2006. – 593с.

2.                  Антикризисное управление: учебник. под ред.проф. Э.М. Короткова, - М.: Инфра-М., 2006. – 620с.

3.                  Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики: Инвестиционный аспект. М.:КомКнига. 2007.

4.                  Леусский А. И., Тарасевич Л. С., Гребенников П. И. Макроэкономика, - М.:Юрайт. 2006. – 654с.

5.                  Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес // Вопросы экономики. 2006. № 12. с.72-79.

6.                  Луссе А.В. Макроэкономика, - СПб.: Питер, 2004. – 240с.

7.                  Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей/Э.А. Лутохина и др, под ред. Э.А. Лутохиной, - М.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400с.

8.                  Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб.пособие для студентов экон.специальностей/В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. – М.: ИВЦ Минфина, 2005. – 352с.

9.                  Паньков В.С. Эволюция международных экономических отношений: попытка прогноза до 2017 года // Безопасность Евразии. 2007. № 3. С.267-268.

10.             Рудый К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения, - М.: Новое знание, 2007. – 427с.

11.             Теория финансов: Учеб. пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко и др., под ред.проф.Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, - Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.

12.             Яковец Ю.В. Глобализация и трансформация рыночной экономики - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 404с.

13.             http://www.mevriz.ru/articles/

14.             Кочеткова А.Е. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб.пособие.-М.:Дело,2003.

2

 



Информация о работе Процесс глобализации мировой экономики и его влияние на человеческий потенциал организации