Планирование деловой карьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Только в последние несколько лет тема карьеры приобрела широкую популярность в среде российских ученых и практиков, что вызвано реформированием всех основных сфер нашего общества, становлением рыночной экономики, повлекшими за собой изменение отношения ко многим процессам и явлениям, до сих пор остававшимися вне поля зрения в силу их негативного восприятия или низкого уровня актуальности. То что раньше считалось отклонением от нормы, порождением буржуазного общества, капитализма, отождествлялось с карьеризмом, являющим собой лишь незначительное, да к тому же девиантное проявления карьеры, сегодня возводится в ранг важного показателя развития человека в системе социальной структуры, существенного фактора и условия улучшения социально-психологического климата, повышения производительности труда в организации ее конкурентоспособности.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….3
2. Понятие карьеры в системе управления персоналом. Виды карьеры…………………………………………………………………..5
3. Методы, принципы и условия управления карьерой…………8
4. Планирование карьеры……………………………………………14
5. Заключение…………………………………………………………..18
6. Список литературы……………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Планирование деловой крьерыДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 40.64 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

    Сервиса и Экономики Сосновоборский филиал 
 
 
 
 

Контрольная работа. 

По дисциплине: «Управление персоналом организации». 

Тема:  «Планирование деловой карьеры». 
 
 
 
 

                                                              

                                                                Выполнила: студентка 3-го курса Поляева А.В.

                                                                                      спец. 080504.55 

                                                                Проверил: кандидат философских наук,

                                                                                   доцент Пономарев А.Я.                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          

                                     г. Сосновый Бор

                                          2011год. 

                 Содержание: 

1. Введение……………………………………………………………….3

2. Понятие карьеры в системе управления персоналом. Виды карьеры…………………………………………………………………..5

3. Методы, принципы и условия управления карьерой…………8

4. Планирование карьеры……………………………………………14

5. Заключение…………………………………………………………..18

6. Список литературы……………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     
 
 
 

  

                          Введение. 

      Только в последние несколько  лет  тема карьеры  приобрела   широкую популярность в среде   российских ученых  и практиков, что вызвано реформированием всех основных сфер нашего общества, становлением  рыночной экономики, повлекшими за собой изменение отношения ко многим  процессам и явлениям, до сих пор   остававшимися вне поля зрения  в силу  их негативного восприятия  или низкого уровня актуальности. То что раньше считалось отклонением от нормы, порождением буржуазного общества, капитализма, отождествлялось с карьеризмом, являющим собой лишь незначительное, да к тому же  девиантное проявления  карьеры, сегодня возводится в ранг  важного показателя  развития человека в системе социальной структуры,  существенного фактора и условия улучшения социально-психологического  климата, повышения производительности  труда в организации ее конкурентоспособности.

      Обращение  к проблематике  карьеры в последнее время   большого числа  исследователей  различных областей деятельности  породило множество определений   понятия “карьера”.

         Карьера – это динамическое  явление, то есть  постоянно изменяющийся  и развивающийся процесс. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле понятие “карьера” определяется как “общая последовательность  этапов развития человека в основных  сферах жизни (семейной трудовой  досуговой)”. Карьера – это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся. 

       В узком смысле карьеру   связывают  с трудовой  деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под карьерой  понимают   целенаправленный  должностной и профессиональный рост, “поступательное продвижение по служебной  лестнице, изменение навыков, способностей квалификационных  возможностей  и размеров вознаграждения, связанных  с деятельностью работника”. Все это имеет  отношение к организационному аспекту карьеры.

       Личностный аспект  предполагает  рассмотрение  этого явления   с позиции  человека личности, раскрывает особенности  видения   карьеры  ее деятелем. С этим  связаны  выражение  индивидом  субъективной оценки (самооценки) характера   протекания  своего карьерного  процесса, промежуточных результатов   развития  его карьеры,   рождающиеся  по этому поводу личные  ощущения. “Карьера – это субъективно осознанные  собственные суждения   работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути  самовыражения и удовлетворения  трудом”, это “ индивидуально осознанные  позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей  жизни  человека”.

           Наконец можно выделить  социальный  аспект, представления о карьере с точки   зрения  общества. Во-первых  это выработанные в процессе  развития общества  карьерные маршруты , “проторенные” пути  достижения  определенных высот ( успехов)  в той или иной  сфере профессиональной деятельности, в той или иной  области общественной  жизни. Во – вторых, это устоявшиеся представления о характере движения  по этим  путям,  связанном  с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, степени ее  взлетности, об используемых методах. Эти выработанные  общие  схемы движения   к успеху, а также особенности их  реализации в жизни влияют на оценку  обществом частных карьер индивидов, выступая своего  рода эталонами для сравнения. 
 
 
 
 
 

        Понятие карьеры в системе управления     персоналом. Виды карьеры. 

     Карьера - это субъективно осознанные собственные  суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности.

     Карьера - это не только продвижение по службе. Понятие карьеры не означает непременное  и постоянное движение вверх по организационной  иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью.

     Иначе говоря, карьера - это индивидуально  осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

     Различают несколько видов карьеры:

     Карьера внутриорганизационная — означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

     Карьера межорганизационная - означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

     Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.

     Карьера неспециализированная — этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года. Считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специальных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

     Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

     Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

     Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

     Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

     Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия всех видов карьер.

     Практика  показывает, что часто работники  не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

     Планирование  и контроль деловой карьеры заключаются  в том, что с момента принятия работника в организацию и  до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест, а именно пройти все этапы карьерного роста. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

          Методы, принципы и условия            

                   управления карьерой.

 

      Карьера, представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций. Другими словами, карьера - это развитие человека и освоение им социального пространства (если речь идет о межорганизационной карьере) или экспансия человека в организационном пространстве конкретного предприятия (если рассматривается внутриорганизационная карьера).

      Необходимость в управлении карьерой обусловлена  ее важной ролью в жизни человека, деятельности организации, а также  в развитии общества в целом.

      Стремление  человека управлять своей карьерой объясняется тем огромным значением, которое имеет карьера для  его жизнедеятельности. Карьера  выступает в роли своеобразного  контекста трудовой жизни человека, структурируя его трудовой опыт (кстати, существенную часть общего жизненного опыта) последовательностью определенных ступеней, благодаря чему профессиональная жизнь видится не сплошной бессвязной массой действий и событий, а приобретает вид развития, упорядоченного этими ступенями. В карьере тем самым находит выражение действие универсального механизма дегрессии, которая "делает возможным высшее развитие пластичных форм, фиксируя, закрепляя их активности, охраняя нежные комбинации от грубой их среды... не давая всему содержанию нашего опыта расплыться в безграничности-неопределенности". Включая "собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом", карьера выстраивает путь человеческого развития, внося определенность в трудовую жизнь, ориентируя человека во времени и пространстве, делая для него отчетливым прошлое, осмысленным настоящее и ожидаемым будущее.

Информация о работе Планирование деловой карьеры