Перспективы развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность малого бизнеса.
- проанализировать проблемы развития.
- рассмотреть развитие на примере предприятия.
- оценить государственное регулирование малого бизнеса.
- выявить перспективы.

Содержание

Введение…………………………………………….……….3
Глава 1. Общая характеристика малого бизнеса
1.1. Сущность и история развития малого бизнеса……....4
1.2. Проблемы развития малого бизнеса в России……....10
1.3. Государственная политика и основные направления поддержки в сфере развития малого бизнеса на примере предприятия…………..……..……………………………..12
Глава 2. Развитие малого бизнеса на примере предприятия………………………………...……..……….15
Глава 3. Перспективы развития малых предприятий в России…………………………………………..…………..18
Заключение…………………………………………….......21
Библиографический список…………...........................….22

Работа содержит 1 файл

целая.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  «Омский институт международного менеджмента  и

иностранных языков «Ин.яз - Омск»

Факультет международных отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  Работа

по  дисциплине: “Теория организации”.

Перспективы развития малого бизнеса  в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнила: студентка 2 курса

                                                                                                                      Мамонова Ксения группы 2М1

                                                                                                                      Проверила: Полковникова Светлана Геннадьевна

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2010

 

Содержание 

Введение…………………………………………….……….3

Глава 1. Общая характеристика малого бизнеса

1.1. Сущность  и история развития малого  бизнеса……....4

1.2. Проблемы  развития малого бизнеса в  России……....10

1.3. Государственная политика и основные направления поддержки в сфере развития малого бизнеса на примере предприятия…………..……..……………………………..12

Глава 2. Развитие малого бизнеса на примере  предприятия………………………………...……..……….15

Глава 3. Перспективы развития малых предприятий  в России…………………………………………..…………..18

Заключение…………………………………………….......21

Библиографический список…………...........................….22  
Введение

       Актуальной  проблемой в наше время является развитие малого бизнеса. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем - это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Предпринимательская деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни - экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д.

     В данной курсовой работе мы определили сущность малого бизнеса, проанализировали историю развития, выявили проблемы и оценили уровень государственного регулирования.

     Цель  работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.

     Объектом  исследования: малое предпринимательство.

     Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.

     В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:

     - определить сущность малого бизнеса.

     - проанализировать проблемы развития.

     - рассмотреть развитие на примере предприятия.

     - оценить государственное регулирование  малого бизнеса.

     - выявить перспективы.

     Методы  исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме. 
 
 

Глава 1.Общая характеристика малого бизнеса.

      1.1. Сущность и история  развития малого  бизнеса.

      С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. «Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

     К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

    • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
    • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
    • доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
    • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
    • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
    • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
    • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
    • доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в их общем объеме и др.

     С увеличением значений этих показателей возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики. Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

    • мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
    • для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
    • развитие мелкого бизнеса это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
    • мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
    • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
    • развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
    • с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

       Малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

    • в снижении уровня безработицы;
    • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
    • в улучшении качества обслуживания;
    • в более высокой удовлетворенности людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего как средство самовыражения;
    • в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
    • в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

       Социальная  значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

       В последние годы в Росси были созданы условия для широкого развития такой динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. Согласно российскому законодательству, выделение, в частности, малых предприятий, производится по предельным уровням численности персонала по отраслям:

    • в промышленности, строительстве и на транспорте - это 100 человек
    • в науке и научном обслуживании - 60 человек
    • в сельском хозяйстве - 60 человек
    • в оптовой торговле - 50 человек
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
 

     Изучая  сущность малого бизнеса, необходимо знать  его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

       В течение 1980-х годов престиж  малого бизнеса в мире начал  повышаться в немалой степени  благодаря его способности изобретать  новые товары и создавать новые  рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

        В российской истории малого  бизнеса можно выделить ряд  этапов.

     Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

       Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

       Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

        Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

        Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в России