Организационная культура в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Рыночная система хозяйствования требует радикальных изменений системы управления экономикой. Это обусловлено тем, что каждый объект управления имеет свою специфику, которая требует адекватную систему управления. Как объект то-варно-денежных отношений современная организация обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. При этом она должна сформировать такую систему менеджмента, которая была бы эффективной в ее конкурентной борьбе на рынке.

Работа содержит 1 файл

Организационная культура в системе управления.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Эти взаимосвязанные  факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации, в то числе, и на ее культуру.

      Важной  областью управления культурой является кадровая система. Процесс начинается с подбора людей, их тщательной оценки с учетом, прежде всего, их соответствия организации и ее преобладающей культуре. Другим инструментом в сфере кадровой работы является способ развития персонала и его социализация. Организации, которые активно используют кадровые системы для создания соответствующей культуры, много внимания и средств уделяют подготовке и развитию персонала. Основная направленность этого процесса - приобщение людей к доминирующим ценностям организации. Наконец, управление премированием является потенциальным инструментом создания и развития организационной культуры. За счет этого осуществляется продвижение и поощрение тех, кто в наибольшей степени соответствует преобладающими ценностями данной организации.

      Задача  лидера - обеспечить соответствие организации  ее внешней среде. Образцовые компании, как правило, формируют широкий диапазон ценностных установок. Множество их ценностей интегрируют понятие экономического здоровья, служение потребителю и создание смысла для тех, кто стоит внизу. В тех самых компаниях, в которых господствует культура, достигается наивысший уровень истинной автономии. Культура жестко регламентирует несколько важнейших переменных и наполняет их смыслом.

      Описание  четырех типов культур показало некоторые факторы, влияющие на выбор  культуры и структуры организации. В укрепившихся организациях культура и структура обычно развивались и выявлялись во время изменений, часто бессознательно - введение новой технологии и создание отдела специалистов, введение или отмена уровня в иерархии.

      Однако, несмотря на то, что являются ли культура и структура предметом тщательного выбора или просто образовались со временем, можно выделить шесть факторов, которые будут влиять на этот процесс. Рассмотрим основные факторы:

  • ИСТОРИЯ и СОБСТВЕННОСТЬ,
  • РАЗМЕР,
  • ТЕХНОЛОГИЯ,
  • ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ,
  • ОКРУЖЕНИЕ,
  • ЛЮДИ.
 

История  и  собственность 

      Ясно, что нет законов, по которым история  организации и собственность  влияют на ее культуру. Остальные пять факторов тоже по разному влияют даже на организации с аналогичными историей и собственностью.

      Новые организации должны быть или агрессивными и независимыми (власть), или гибкими, приспосабливающимися и чувствительными (задача), а часто и тем, и другим вместе. Централизованная собственность, обычно в семейных фирмах или организациях, где доминирует ее основатель, будет стремиться к культуре власти с жестким контролем и управлением ресурсами, тогда как разобщенная собственность вызывает диффузию влияния, которая основана на других источниках силы.

      Изменения в организациях - слияние или смена  руководства, новое поколение менеджеров - часто сопровождается явным отрицанием ранее доминировавшей культуры. 

Размер 

      Чаще  всего оказывается, что размер организации  является единственной важной переменой, влияющей на выбор структуры и культуры. В целом большие организации более заформализованы, стремятся создать специализированные группы, которые требуют систематической координации, разрабатывают специализированные методики, процедуры и создают специализированную власть, подталкивающую организации к ролевой культуре. Действительно, если организация по достижении определенного размера не может измениться в направлении ролевой культуры, то она неэффективна. Например, маловероятно, что при отсутствии ролевой культуры возможен соответствующий поток информации для адекватного управления работой. Особые действия, такие, как создание дочерних компаний или радикальная децентрализация, могут помочь главной организации создать другую культуру - многие большие группы компаний будут иметь некоторую форму культуры власти, включающую в себя ряд ролевых культур. 

Технология 

      Влияние технологии или технической оснащенности организации на ее культуру и структуру хорошо известно. Работа Джоан Вудворд по исследованию промышленности определила три основных категории систем производства:

  • Штучное и мелкосерийное производство:
  • производство единиц (продукции по) требованию потребителя;
  • производство образцов;
  • поэтапное изготовление крупномасштабного оборудования;
  • производство маленьких партий по требованию потребителя.
  • Большие  серии  и  массовое  производство:
  • производство больших серий;
  • производство больших серий на сборочных линиях;
  • массовое производство.
  • Поточное  производство:
    • промежуточное производство химикалиев на многоцелевом заводе;
    • непрерывное поточное производство жидкостей, газов и кристаллических веществ.

      И эта работа подводит к выводу, что  изменение технологии вызывает изменения в организации.

      Термин  технология относится не только к промышленности, но и к методам предоставления других услуг. Технология не всегда четко указывает на определенную культуру, но все же основные соответствия можно перечислить:

  • рутинные программируемые операции более подходят для ролевой культуры, чем для какой-нибудь другой;
  • дорогостоящая технология, когда цена поломки велика, требует тщательного контроля, наблюдения и компетенции; это больше подходит к ролевой культуре;
  • технологии, дающие экономию рабочих мест благодаря массовому производству или больших капиталовложений, способствуют большому размеру и, следовательно, ролевой культуре;
  • разрывные, отдельные операции - единичное производство и одноразовая работа - подходят для культуры власти или культуры задачи;
  • быстро меняющиеся технологии требуют культуры задачи или культуры власти (здесь они более эффективны);
  • задания с большой степенью неизвестности требуют систематизированной координации и предполагают ролевую культуру;
  • на рынках, где координация и однородный подход более важны , чем адаптация, подойдет ролевая культура.
 

Цели  и  задачи 

      Здесь необходимо сделать различие между  стратегическими целями организации, в смысле стремлений, замыслов, предназначений, и задачами, которые ставятся время от времени для достижения целей. Конечно, на практике это различие не всегда легко сделать. Любой пункт из приведенного ниже списка может быть и целью, и задачей в зависимости от ситуации в организации в определенное время. Эффективность организации зависит от осмысленного понимания и употребления понятий: цель и задача. Многие менеджеры не имеют четкого понятия о приоритетах организации, поэтому у них отсутствует явное представление о смысле их каждодневной деятельности. Приведем несколько различных целей и задач, которые могла бы иметь организация:

  • прибыль,
  • качество продукта или услуг,
  • выживание,
  • хорошее место для работы,
  • рост,
  • источник работы,
  • место на рынке,
  • национальный престиж,
  • репутация.

      Такие цели, как качество продукции, легче  всего контролируются в ролевых  культурах. Цели, связанные с ростом, лучше всего реализуются при  наличии культуры власти или культуры задачи, но не во всех случаях. Для каждой из возможных целей трудно подобрать культуру; на самом же деле, имеется обратная связь между ними: цели и задачи не только влияют на культуру, но и сами находятся под ее воздействием через какой-то период времени.

      Имеются и другие факторы, влияющие на реализацию целей и выполнение задач. Поиск максимума прибыли коммерческих организаций осложняется сопутствующими условиями: риском, ограничениями в окружающей среде, давлением на людей, этическими проблемами, и для многих первостепенное значение имеет производимая продукция или обслуживание, а не просто добывание денег. 
 
 
 

Окружение 

      Традиционные  теории управления подразумевали ²замкнутую² организацию, действующую в относительно стабильном окружении, которое являлось рынком сбыта их продукции, но тем не менее имело на них мало влияния. Многие менеджеры продолжают применять этот подход и управляются, когда ²там² что-то происходит. На сегодня основной характеристикой окружения - экономического, финансового, конкурирующего, юридического, общественного, политического, технологического - является его бурный характер, и изменения в окружении требуют культуры, которая была бы чувствительной, легко приспосабливающейся и быстро реагирующей.

      Бернс и Сталкер при исследовании электронной  промышленности в Шотландии обнаружили, что фирмы с более гибкой структурой, которую они назвали органической структурой, способны более эффективно справляться с технологическими и рыночными изменениями, чем фирмы с более жесткой ²механической² структурой. Названные ими структуры соответствуют культуре задачи и культуре роли.

      Для большей эффективности культуры и структуры они должны соответствовать выпускаемому продукту или обеспечивающей услуге, географическому месту, типу распределения и покупателю. В то время, как ролевая культура и функциональная организация могут соответствовать специализированным рынкам и продукции (товары или услуги) с длительным жизненным циклом, разнообразие в окружении требует разнообразия структур и культуру задачи.

      С угрозой (или, наоборот, благоприятной  возможностью) во внешнем окружении, характеризуемом состояниями, сменой руководства или изменениями в экономическом климате, лучше всего справиться с помощью культуры власти, при которой ведущие личности могут действовать быстро и решительно. Финансовые разделы газет пестрят доказательствами этого; они фокусируют внимание на личностях, находящихся в центре деятельности. Кроме того, это является животрепещущим вопросом и при обсуждении проблем в общественном секторе. Приватизация больших общественных корпораций и агентств гражданской службы требует культуры власти для осуществления изменений, но потом требуется культура задачи, чтобы поставлять товары и службы в условиях конкуренции, а ролевая культура, вероятно, будет связана с производством единичного продукта или услуги (электричество, вода, автомобильные лицензии). 

Люди 

      Эта последняя категория в списке влияющих факторов, возможно, самая  важная потому, что именно люди действуют в организациях.

      Уже отмечалось, что разным культурам  соответствуют различные психологические контакты, что определенные типы людей будут счастливы и удачливы в одной культуре, а в другой - нет; это важная отправная точка для эффективного управления. Развивая эту тему, можно выделить следующие гипотезы:

    1. Личности, нее допускающие неопределенности, предпочтут более жесткие ролевые правила ролевой культуры.
    2. Большей потребности в безопасности будет отвечать ролевая культура.
    3. Потребность утвердить свою личность будет удовлетворяться культурой власти или задачи. В ролевой культуре это будет проявляться в ориентации на ²личность² и отрыве мышления.
    4. Навыки и таланты личности будут более замечены в культурах власти и задачи. Следовательно. Следует уделять большее внимание отбору и оценке личностей в этих культурах.
    5. Потребности людей с низкими качествами, в смысле интеллекта и умений, подталкивают организацию к ролевой культуре, где уровень труда очерчивается уровнем имеющейся рабочей силы. И наоборот, потребности людей с высокими качествами привели бы к культуре задачи или культуре власти.

      Это тезис подтверждается многими изучениями и наблюдениями различных видов организаций и подчеркивает важность понимания факторов культуры при найме. Это зависит от того, должна ли цель усиливать существующие культуру и структуру, чтобы сохранить статус-кво, или цель должна вызывать изменения культуры и структуры.

Информация о работе Организационная культура в системе управления