Модели корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ основных особенностей и факторов формирования англо-саксонской и немецкой и японской модели корпоративного управления, а также состояния корпоративного управления в России. Проведение сравнительного анализа данных моделей. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих принципиальных задач:
- анализ проблем корпоративного управления в контексте задач национального развития;
- определение основных характеристик и особенностей базовых моделей корпоративного управления;

Работа содержит 1 файл

Система корпоративного управления представляет собой организационную модель.docx

— 408.49 Кб (Скачать)

Введение

В течение последнего десятилетия  как за рубежом, так и в России наблюдается беспрецедентный рост интереса общественности к проблеме корпоративного управления.

Причина подобной ситуации состоит в том, что проблемы корпоративного управления тесно связаны с некоторыми наиболее характерными для настоящего времени явлениями в мировой  экономике. К ним относятся: возрастание  в экономике роли частного сектора; усиление тенденции к интернационализации и глобализации мирового хозяйства; новые условия конкуренции для компаний.

Частная компания во всех странах  мира становится все более важным орудием создания общественного  богатства. Более чем десятилетний период либерализации рынка капиталов, совершенствование политики в области конкуренции и реализация программ приватизации сыграли главную роль в развитии и укреплении частного сектора в процессе экономического роста. Частным компаниям все в большей степени доверяется решение проблем создания рабочих мест, генерирования налоговых поступлений, насыщения рынка товарами и услугами, эффективного управления накоплениями, формирования пенсионного обеспечения.

Правильно построенная система  корпоративного управления не только позволяет избежать потери активов компании. Она также рассматривается в качестве гаранта финансовой прозрачности, подотчетности компании и ответственности инвесторов. Это позволяет сохранить в глазах общественности понимание важности рыночных институтов в долгосрочной перспективе.

Актуальность проблемы корпоративного управления в России стала отчетливо  заметна со второй половины 90-х годов, в период активного формирования крупных финансово-промышленных групп. Внешними факторами послужили, среди прочих, возросший интерес к корпоративному управлению в ведущих индустриальных странах, мировой финансовый кризис 1997-1998 гг., обнаруживший слабость корпоративного управления в ряде стран Юго-Восточной Азии, проблемы финансирования корпораций развивающихся стран, а также подписание в 1999 г. Принципов корпоративного управления ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), которое стало важным этапом в деле обобщения опыта стран с различными системами корпоративного управления.

Целью исследования является анализ основных особенностей и факторов формирования англо-саксонской и немецкой и японской модели корпоративного управления, а также состояния корпоративного управления в России. Проведение сравнительного анализа данных моделей. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих принципиальных задач:

- анализ проблем корпоративного управления в контексте задач национального развития;

- определение основных характеристик и особенностей базовых моделей корпоративного управления;

-проведение сравнительного анализа базовых моделей корпоративного управления;

- выявление важнейших направлений и условий формирования российской национальной модели корпоративного управления.

- на примере ОАО «Ростелеком» подробное рассмотрение российской корпорации, анализ корпорации по основным компонентам модели.

- анализ основных финансовых показателей ОАО «Ростелеком»

Объектом исследования являются российская модель корпоративного управления в целом, и в частности ОАО «Ростелеком».

Предметом исследования являются сущностные характеристики и особенности  национальных моделей корпоративного управления.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы российских и зарубежных экономистов по вопросам экономической теории фирмы, корпоративных финансов, развития финансовых рынков, корпоративного управления, научная и научно- методическая литература по теме исследования, публикации.

Информационную базу составили  зарубежные специализированные периодические  и справочные издания, а также  специальные доклады и тематические обзоры международных организаций, ассоциации менеджеров России, данный вид бухгалтерской отчётности.

В первой главе  освещаются теоретические аспекты  ключевых моделей  корпоративного управления, проведён сравнительный анализ по ключевым признакам моделей.

    Вторая  глава- это практическая часть.  Описана российская модель корпоративного  управления на примере ОАО  «Ростелеком».  Рассмотрены основные  результаты деятельности за 2009-2011 гг, проведён их анализ, проведена  сравнительная характеристика по  основным признакам. Отдельное  внимание уделено достоинствам  и недостаткам данной модели.

      Основной  текс курсовой работы изложен на 34 страницах вышенаписанного текста, и содержит 6 рисунков и 4 таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Типология моделей корпоративного управления и их характеристики

1.1Типология моделей  корпоративного управления и  признаки для их сравнения

Система корпоративного управления представляет собой организационную  модель, с помощью которой корпорация представляет и защищает интересы своих  инвесторов. Данная система может  включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного  звена и механизмов объявления банкротства. Тип применяемой модели зависит  от структуры корпорации, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией.

Корпоративная форма бизнеса  – явление сравнительно недавнее, и возникла она как ответ на определенные требования времени. Говоря юридическим языком, корпорация – это коллективное образование,  организация,  признанная юридическим лицом,  основанная на объединенных капиталах  (добровольных взносах) предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры. Содержание понятия «корпорация», включающее в себя вышеуказанные основные ее характерные черты, представлено на рис. 1.

Рис.1 Понятие корпорации

 Наиболее привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление.

Первые две характеристики проводят грань, отделяющую ответственность  корпорации от ответственности ее отдельных  членов: то, что принадлежит корпорации, может не принадлежать ее членам, и  та ответственность, которую несет  корпорация, может не быть ответственностью входящих в нее лиц. Мера ответственности  индивидуальных инвесторов ограничена объемом их вклада в корпорацию; соответственно их возможные потери не могут быть выше их вклада. Распространение  корпоративной формы ведения  бизнеса позволяет инвесторам диверсифицировать  риск инвестирования: чтобы не "класть все яйца в одну корзину", они  могут одновременно участвовать  в целом ряде корпораций. Благодаря  этому корпорации получают значительные финансовые ресурсы, необходимые при  современных масштабах экономики, а также могут принимать на себя риск, уровень которого недоступен для каждого индивидуального  инвестора в отдельности.

Развитие корпоративных  форм, как способа дальнейшего  совершенствования инвестиционного  процесса, обусловлено их самостоятельностью как юридических лиц, ограниченной ответственностью индивидуальных инвесторов, возможностью передачи другим лицам  акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованным управлением.

Поскольку степень ответственности  индивидуальных инвесторов корпораций ограничена объемом их вклада, то и  возможные потери не могут быть выше этого вклада, что позволяет инвесторам диверсифицировать возможные риски  инвестирования путем одновременного участия в различных компаниях. Благодаря этому корпорации могут получать  значительные финансовые ресурсы, необходимые при современных масштабах экономики, а также могут принимать на себя риск, уровень которого недоступен для каждого индивидуального инвестора в отдельности.

Такая модель инвестирования приводит к значительной “распыленности”  капитала корпорации по различным инвесторам и, как следствие, к необходимости  создания соответствующей системы  управления, основанной на разделении  функций владения  и управления.

Поскольку при значительном количестве инвесторов, все они не могут участвовать в управлении корпорацией, то ограниченная ответственность  по делам корпорации может быть достигнута только за счет утраты части полномочий инвесторов по контролю за ее деятельностью. Поэтому корпорации обычно передают право управления операциями компании менеджерам,  а акционеры компаний, выступающие в роли инвесторов, делегируют право  принимать решения по целому ряду аспектов деятельности корпорации директорам и менеджерам - за исключением решений принципиальной важности.

Таким образом, менеджмент практически  полностью распоряжается активами крупнейших корпораций. Разделение собственности  и контроля ставит ряд вопросов. Принятие решений в корпорации осуществляется в интересах менеджмента или  акционеров? Каким образом можно  повысить эффективность корпоративного управления? Чьи интересы еще должны учитываться при принятии решений?

         В настоящее время существуют теории корпоративного управления, отстаивающие интересы всех сторон. Ядром всех концепций являются отношения между акционерами, Советом директоров, менеджерами и прочими заинтересованными лицами (рис. 2).

Рис. 2. Организационная модель системы корпоративного управления

С управленческой точки зрения корпоративная организация может  быть представлена в виде открытой системы, на вход которой из окружающей среды поступают различные ресурсы: информация, капитал, трудовые ресурсы, материалы и так далее. В процессе функционирования корпорация преобразует  эти ресурсы. Результаты этого преобразования могут рассматриваться как выходы данной системы. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость, появляется прибыль, происходит увеличение доли рынка, объема продаж, рост корпорации и т.п.

В каждой стране система управления корпорацией имеет определенные характеристики и входящие в нее  составляющие элементы, которые отличают ее от систем других стран. На настоящий  момент исследователи выделяют две  основных модели управления корпорациями в странах с развитой рыночной экономикой. Это англо-американская модель, японо- немецкая модель.

Основные признаки или  элементы каждой модели это:

-     ключевые участники модели;

-     структура владения акциями в конкретной модели;

  -   состав совета директоров (или советов – в немецкой модели);

-     законодательные рамки;

-     требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;

-     корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;

-     механизм взаимодействия между ключевыми участниками. 

1.2. Характеристика англо –саксонской модели корпоративного управления.

Англо-саксонская модель корпоративного управления характерна для США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии. Отличия определяются законодательством каждой страны. Ниже рассмотрены основные характеристики данной модели вне зависимости от национальных законодательств. 
Англо-саксонская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или "аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: менеджеров, директоров и акционеров.

1. Ключевые участники англо-американской модели

Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные  инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие  консультационные услуги корпорациям  и / или акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности.  

Три основных участника – это менеджеры, директора и акционеры. Механизм их взаимодействия между собой представляет так называемый "треугольник корпоративного управления" (рис. 3).

 

Рис.3 «Треугольник корпоративного управления»

 
 Англо-саксонская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридическое разделение очень важно с деловой и социальной точек зрения, т. к. инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют англо-американскую модель управления, решает это противоречие разными способами. Самый важный из них – это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, т. е. действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением.

Информация о работе Модели корпоративного управления