Миссия организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Миссия фирмы, как и многие базовые понятия современного менеджмента, является одним из важных инструментов управления, и не имеет единого общепринятого определения, что, в свою очередь, может быть, даже и лучше: нет шаблонов, есть неограниченные возможности.

Работа содержит 1 файл

реферат ОМ.docx

— 25.76 Кб (Скачать)

1.1 Понятие и сущность  миссии

            Миссия фирмы, как и многие базовые понятия современного менеджмента, является одним из важных инструментов управления, и не имеет единого общепринятого определения, что, в свою очередь, может быть, даже и лучше: нет шаблонов, есть неограниченные возможности.

          Существует достаточно много  толкований этого понятия. Вот  некоторые из них: 

«Миссия - стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл  существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие  хочет играть в обществе» (Л.Гительман  «Преобразующий менеджмент»).

«Миссия (предназначение) организации - ответ на вопрос, в  чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься» (И.Мазур, А.Шапиро «Реструктуризация  предприятий и компаний»).

«Миссия организации (лат. missio — посылка, поручение) — экономическое предназначение, призвание, цель существования организации» [2]

          Таким образом, можно сказать, что миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.[6]

          Современный рынок, экономические условия, конкуренция беспощадно диктуют свои условия, и для тех компаний, цель которых - вести свой бизнес основательно, серьезно и надолго, миссия - это возможность организации более действенного управления. Миссия в виде качественной формулировки делает ясной общую цель предназначения и существования компании. Не случайно, миссия является базой для разработки стратегий, направления развития компании. Кроме того, миссия как долгосрочная цель компании позволяет разумно распределить усилия и ресурсы для обеспечения долговременной результативности бизнеса. Тем самым миссия позволяет определить направление, смысл и содержание деятельности персонала и дает возможность проявлять свои индивидуальные способности, дает возможность сотрудникам осознать свое место на фирме, быстрее и четче определить роль и концентрировать свои усилия в согласии с целями фирмы. Таким образом, миссия способствует созданию благоприятного климата на фирме, поскольку выражает принципы, ценностные ориентиры фирмы, принимаемые как руководством, так и сотрудниками.

          Для того чтобы ясно понять  в чем заключается сущность  миссии зададимся вопросом: кому нужна миссия?

     Во-первых, миссия нужна сотрудникам фирмы - для осознания ощущения причастности и важности выполняемой ими работы, потому что миссия определяет смысл деятельности компании.

    Во-вторых, миссия необходима руководителям всех уровней - для облегчения управления персоналом.

    В-третьих, миссия разрабатывается для клиентов с целью восприятия и осознания того, что компания не просто зарабатывает деньги, а учитывает и прилагает усилия по удовлетворению потребностей своих потребителей, заботится о них.

Основные компоненты миссии:

  • Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
  • Категории целевых групп потребителей.
  • Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
  • Конкурентные преимущества.
  • Философия бизнеса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Функции миссии и ее значение

          Итак, если есть четко сформулированная  и разделяемая всеми сотрудниками  миссия фирмы, значит, выполняются  главные функции предназначения  миссии, так как на основании  нее: 

  • определяются цели предприятия;
  • сотрудники побуждаются к совместной работе;
  • происходит планирование;
  • привлекаются инвестиции;
  • фирма может выгодно отличаться от конкурентов.[1]

          Миссия в данном случае становится определяющим фактором конкурентоспособности компании, что позволяет ей смело идти к намеченным целям.

          Если миссия, осмысленная персоналом и поддержанная им, на предприятии отсутствует, значит, у компании нет основной деловой концепции, нет четко определенной цели, то такая компания не может рассчитывать на успех в своем бизнесе.

           Проблема, связанная с восприятием миссии является немаловажной, поскольку восприятие миссии, ее роли и значения влияет на мотивацию и лояльность персонала. Главная задача руководства компании заключается в разъяснении деловой концепции фирмы, роли каждого работника и его ценности в работе компании через разработку процессов, систем, функций и должностных инструкций. Все это можно представить в виде модели взаимосвязи и влияния миссии через руководство компании на персонал, при использовании инструментов мотивации для появления и укрепления их лояльности. А в связи с тем, что удовлетворенность является базой лояльности, следовательно, основная задача руководства заключается в обеспечении удовлетворения потребностей персонала. И если они будут удовлетворены, то будет расти и крепнуть лояльность персонала как к компании, так и к выполняемой работе.[6] 

          Универсальный способ достижения единства внутри предприятия заключается в целях, способах работы с клиентами и поставщиками, во взаимоотношениях с нижестоящим персоналом, в морально-этических ценностях. Все это является основой для разработки общефирменной миссии, которая должна стать связующим и цементирующим элементом всех уровней персонала и всех бизнес-процессов. При этом очень важно и на внешнем уровне не допустить разрыва между повседневной практикой фирмы и красивыми фразами, заключенными в миссии. О фирме судят по делам и по существующей истории отношений, а не только по лозунгам и славословиям.[6]

Чтобы понять важность миссии организации, рассмотрим некоторые  аспекты ее существования:

Можно выделить следующие  положительные стороны  наличия миссии:

  • Миссия организации проясняет представления руководства и сотрудников фирмы о том, зачем и для чего была создана их организация.
  • Облегчает работу с сотрудниками и кандидатами на занятие вакансий, которым уже не нужно объяснять философскую или практическую подоплеку вашего существования.
  • Наличие миссии помогает в планировании. Опираясь на кардинальную линию, обозначенную в миссии, гораздо легче вырабатывать стратегию ваших действий. При этом обсуждение стратегии становится более творческим.
  • Если организация знает, зачем она существует, ей будет значительно легче объяснить это своим спонсорам. Соответственно, поиск денег тоже упростится.

Также существует ряд отрицательных  последствий отсутствия миссии:

  • различные программы оказываются несогласованными, и работа идет вразброд;
  • ни руководитель, ни кто-либо другой из организации не могут внятно объяснить, зачем создана организация, что влияет на формирование отрицательного имиджа (если даже руководство не может понять, для чего они на рынке, то о каком доверии со стороны спонсоров и общества может идти речь);
  • отсутствие миссии затрудняет планирование; организация либо вообще не знает, куда двигаться дальше, либо каждое обсуждение планов вызывает многочасовые споры.

           Таким образом, миссия - это необходимый элемент общей системы усилий руководителя фирмы, предпринимаемых им для достижения успеха. Без этого шага рассчитывать на успех в сегодняшнем бизнесе просто не приходится. Очевидно также, что на пути к успеху это один из первых шагов, только начало длительной работы по преобразованию деятельности предприятия, по превращению фирмы в эффективную, непрерывно растущую и самообучающуюся структуру.[6]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Разработка миссии

           Несмотря на утверждения о возможностях миссии концентрировать организационные усилия на достижении целей, не стоит забывать и о трудностях, связанных с выработкой миссии.

Если миссия будет настолько широкой и  обобщенной, то она потеряет свою привлекательность  для людей. Миссию достаточно часто  выражают столь расплывчато, что  ее значение или остается для всех загадкой, или отожествляется с повседневной деятельностью.[1]

Миссия MARY KAY: «Украшать жизнь  женщин во всем мире».

Поэтому при  разработке миссии организации следует  не говорить о философских аспектах ведения бизнеса, которые многим производственникам представляются чистой абстракцией, а отвечать на конкретные вопросы:

- Какие продукты мы хотим производить?

- Где и кому мы хотим их продавать?

Как компания будет заботиться о работниках?

- Как мы будем взаимодействовать с государством и обществом?

Чем мы отличаемся от конкурентов? [3]

        Идеальным вариантом проектирования миссии будет, если этим будет заниматься коллектив организации, состоящий из работников различных уровней и подразделений, и профессионального консультанта, который будет руководить общей дискуссией. 
Текст миссии должен быть кратким, но содержательным. Важно помнить, что организация должна следовать действиям, отраженным в миссии; именно это будут оценивать клиенты, акционеры и персонал.

Миссия  «Макдоналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью  стандартного набора продуктов».

Миссия  Газпрома «Максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей России, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа».

Миссия  МегаФон «МегаФон объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого».

          Полнота формата описания и детальность проработки Миссии – бесспорный признак зрелости компании, критерий качества ее бизнеса.[5]

           В конечном счете, профессионально разработанная миссия – это определяющий фактор конкурентоспособности компании – способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами всех участников внешнего окружения.[6]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Разработка управленческих решений. - 2-е изд. Учитель Ю.Г., Тереновой А.И., - М.: ЮНИТИ
    2. Экономический словарь
    3. Журнал «Mainjob» Грегори Райтер
    4. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Учебное пособие. Акмаева Р.И. - М.: Финансы и статистика, 2006
    5. Интернет-ресурс. Конструкторское бюро вербальных коммуникаций «Знаки препинания»
    6. Стратегический менеджмент. Баринов В. А., Харченко В. Л. Издательство: ИНФРА-М, 2006

Информация о работе Миссия организации