Л.В.Потей «Теория организаций»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

1. Теория организаций как предмет междисциплинарного изучения.
2. Частные законы организации, их особенности.
3. Действие закона пропорциональности и композиции в организации.
4. Категории и подходы к построению организации, ее элементы и связи
5. Принцип централизации в организации.
6. Партисипативная организационная структура: достоинства и недостатки..
7. Анализ организационной культуры.
8. Организационная культура «Культура личности».
9. Организационные факторы, влияющие на коммуникации в компании.

Работа содержит 1 файл

контрольная по теории организации.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     СИСТЕМ  УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ 
 
 

     Кафедра экономики 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине «Теория организаций»

     Л.В.Потей  «Теория организаций» 

     Вариант 8. 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка Ш курса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Томск 2009 
 

1. Теория организаций как предмет междисциплинарного изучения.

     Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией  как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

Таким образом, теория организации – одна из серии управленческих наук, основой  которой служит теория управления.

Теория  организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу.

2.  Частные законы организации, их особенности.

       Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, и законы организации (т. е. управляемой подсистемы).

К частным законам относятся:

    1. закон  изменения функций управления;

    2. закон  сокращения числа ступеней управления;

    3. закон  концентрации функций управления;

    4. закон  распространения и контроля.

     Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убываний значения других.

     Сущность  закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управле ния в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

     Закон концентрации функций  управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

     Согласно  закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

3. Действие закона пропорциональности и композиции в организации.

     Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенной соотносительности. При этом необходимые элементы организации образуют ее композицию, а их соотносительность представляет не что иное, как пропорциональность.

     Действие  указанного закона осуществляется на основе трех принципов: планирования, координации и полноты.

Принцип планирования устанавливает, что каждая организация должна иметь план деятельности и развития.

Принцип координации гласит, что каждая организации должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в исполнительный механизм.

Согласно  принципу полноты любая организация должна осуществлять весь набор функций основной деятельности управления либо собственными силами, либо посредством привлечения независимых специалистов или сторонних организаций.

4. Категории и подходы к построению организации, ее элементы и связи.

     Само  создание любой экономической организации  доказывает лишь то, что она помогает создавшим ее людям совместно  достичь целей, не достижимых ими  в одиночку. Поэтому организацию  можно рассматривать и как  средство достижения определенных целей. Но способ соединения заинтересованных лиц должен обеспечить их взаимодействие, сделать их труд совместным. Установление и выполнение определенных правил и процедур позволят членам организации не просто, но согласованно взаимодействовать. Факт институционального оформления этого взаимодействия должен найти выражение, с одной стороны, в структуре, с другой – во внутриорганизационных процессах, обеспечивающих функционирование предприятия во времени и в пространстве. Важнейшими из этих процессов являются те, которые позволяют организации достигать поставленных целей и адекватно реагировать на изменения среды, а именно: упорядочивание, координация и регулирование.

     В структурном отношении любая  организация представляет собой  множество связанных между собой и особым образом упорядоченных элементов. Элементы это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления.

     Упорядочивание  элементов организации можно  представить как процесс “расстановки”  элементов организации в определенном отношении друг к другу. Основой упорядочивания выступает разделение труда: горизонтальное, если речь идет об обособлении этапов последовательно выполняемых работ (закупка сырья, производство товара, его реализация), и вертикальное, подразумевающее распределение работ в организации по уровням иерархии.

     Горизонтальное  разделение труда – наиболее очевидная  черта организации. Разделение единого  организационного процесса работ на составляющие и закрепление за ними конкретных работников присутствует даже в самых маленьких организациях. Иерархия же предполагает особое расположение составных частей (элементов) организации – от высшего к низшему. Тем самым один элемент как бы ставится над другим.

     Горизонтальное  разделение труда реализуется по преимуществу в процессах координации, соотносительного развития элементов организации в процессе их взаимодействия. Координация создает эффект согласованного функционирования частей организации, деятельность и совершенствование отдельного элемента имеют место и значение там и тогда, где и когда остальные элементы пропорционально изменяются. Иерархия предполагает не только координацию, но и субординацию во взаимоотношениях элементов – систему подчинения нижестоящих уровней вышестоящим.

     Для координации и субординации организации необходимы устойчивые связи ее структурных подразделений и уровней управления. Горизонтальные связи обеспечивают их эффективное взаимодействие в осуществляемой последовательности производственной деятельности, это связи между примерно равными в иерархическом отношении элементами. Их специфика заключается, как правило, в организационной неоформленности. Способом формализации горизонтальных связей может быть выделение специального персонала или подразделения, которые осуществляют организацию взаимодействия равностатусных элементов. В линейно-штабных структурах эту роль выполняет штаб организации.

Вертикальные  связи – атрибут иерархизированных организаций, они соединяют различные их уровни и образуют “вертикаль власти”.

Линейные  связи отражают движение управленческих решений информации между линейными руководителями. Линейные связи - отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными; эти связи идут в иерархии сверху вниз и выступают в форме приказа, распоряжения, команды.

Функциональные  связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления. Функциональные связи имеют совещательную природу, реализуют информационное обеспечение координации. Они имеют направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения

5. Принцип централизации в организации.

     Организации, в которых руководство высшего  звена оставляет за собой большую  часть полномочий, необходимых для  принятия важнейших решений, называются ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

     Говоря  о той или иной степени централизации  или децентрализации организации, определяется степень делегирования высшим руководством нижестоящим уровням управления своих полномочий по принятию важнейших решений в таких областях, как определение цен, разработка видов продукции, маркетинг и вопросы, связанные с эффективностью работы отдельных структурных единиц. Хотя в организациях с сильно децентрализованными структурами полномочия принимать решения должны делегироваться руководству среднего звена, важнейшие решения в крупных фирмах все равно принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности на уровне не ниже руководства отдела. Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией. 

6. Партисипативная организационная структура: достоинства и недостатки..

     Организации, построенные на "участии работников в управлении" называются  партисипативными организациями.

   Лежащее  в  основе  партисипативной  организации  участие работников всех уровней в управлении предполагает:

  • участие в принятии решений',
  • участие в установлении целей',
  • участие в решении проблем.

Степень   и   формы   участия   в   управлении   наполняют партисипативность определенным содержанием. Различается три степени участия:

  • выдвижение предложений;
  • выработка альтернативы:
  • выбор окончательного решения.

Первая  степень - выдвижение предложений - не требует введения структурных и  других изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем. Такой подход все еще широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.

Вторая  степень - разработка альтернатив - требует  уже появления в организации  специальных структур, которые могли  бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных комитетов или комиссий, которым поручается выполнять данную работу. Примером таких образований могут быть так называемые хозрасчетные или конфликтные комиссии - на российских предприятиях, комитеты по набору кадров в рабочие группы - на американских предприятиях, кружки качества ~ на японских предприятиях.

Информация о работе Л.В.Потей «Теория организаций»