Линейно - функциональная структура организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

При всех условиях возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов.

Цель контрольной работы - рассмотреть линейно-функциональную структуру организации.

Содержание

На тему: Линейно - функциональная структура организации 1
Оглавление 2
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. 5
Это - количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений. 5
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. 5
Библиографический список 28

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

     Такая многосторонность организационного механизма  несовместима с использованием каких-либо однозначных методов - либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно - аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала - цели, а затем - механизм их достижения.

     Системность самого подхода к формированию структуры  проявляется в следующем:

     1. Не упускать из виду ни одну  из управленческих задач, без  решения которых реализация целей окажется не полной;

     2. Выявить и взаимоувязать применительно  к этим задачам всю систему  функции, прав и ответственности  по вертикали управления - от генерального  директора предприятия до мастера  участка;

     3. Исследовать и организационно  оформить все связи и отношения по горизонтали управления;

     4. Обеспечить органическое сочетание  вертикали и горизонтали управления.

     Исследование  влияния внешней среды на проектирование организации, включает следующие этапы:

     I. Этап - выявление и описание элементов  внешней среды (вход, выход, технологии, знания)

     II. Этап - выявление основных взаимосвязей  между элементами внешней среды,  включая элементы прямого воздействия.

     III. Этап - определение степени разнообразия  элементов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь )

     IV. Этап - проектирование каждого элемента  организационной структуры с  учётом внешней среды, в которой  данный элемент будет функционировать.

     V. Этап - формирование механизма управления  с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды.

     До  последнего времени методы построения структур, характеризовались чрезмерно  нормативным характером, недостаточным  разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия.

     Основное  назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.

     В единой системе должны рассматриваться  и различные методы формирования организационных структур. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.

     Эффективность построения организационной структуры  не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой - насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

     Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

     - Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет приципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование, как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

     - Разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, рвспределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей.

     - Регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Линейно – функциональные структуры организации, их характеристики

     Может быть проведено несколько различных  классификаций организационных структур, каждая из которых будет отражать определённый подход к анализу взаимосвязей между частями организации. Широко признано, что существует пять типов организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по стратегическим единицам бизнеса и матричная структура.

     Элементарная  организационная структура отражает двухуровневое разделение, которое может существовать только в маленьких организациях. При такой структуре в организации выделяется верхний уровень - руководитель, и нижний уровень - исполнитель.

     Функциональная, или линейно-функциональная, организационная  структура возникает там, где появляется разделение труда и специализация. Как только отдельные функции, например, производство, или маркетинг, или финансы получают организационное закрепление, так сразу в организации складывается функциональная организационная структура, связывающая эти подразделения в единое целое и устанавливающая связи подчинения в организации.

     Дивизиональная  организационная структура складывается в тех организациях, в которых в силу определённых обстоятельств выделяются относительно обособленные и наделённые большими правами в осуществлении своей деятельности структурные подразделения - отделения.

     Организационная структура на базе стратегических единиц бизнеса применяется в организации тогда, когда у неё имеется много самостоятельных отделений близкого профиля деятельности.

     Матричная организационная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства. Вертикальное направление - управление структурными подразделениями организации. Горизонтальное направление - управление отдельными проектами или программами, для подразделений организации.

     2.1 Линейная структура  организации

     Линейная  организационная структура  - это  наиболее распространенный тип иерархической (бюрократической) структуры. 

     Многоуровневая иерархическая система, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю (рис.1.)

     По  такому принципу формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию  до самого низа.   

Рис.1. Линейная структура предприятия

Преимущества

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • простота организационных форм и четкость взаимосвязей;
  • минимальные издержки производства и минимальная себестоимость выпускаемой продукции;

Недостатки

  • высокие профессиональные требования к руководителю;
  • сложные коммуникации между исполнителями;
  • низкий уровень специализации руководителей;
  • ярко выраженный авторитарный стиль руководства;
  • перегрузка руководителя;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Линейно-штабная  структура организации

     Такой вид организационной структуры  является развитием линейной и призван ликвидировать один из ее недостатков, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.

     Линейно - штабная структура включает в  себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном, эта структура соответствует линейной.   

Рис.2. Линейно - штабная структура предприятия

     Так, штабы выполняют предварительный  анализ поступающей от нижних эшелонов информации, готовят по ней аналитические  отчеты и обзоры, разрабатывают проекты приказов и распоряжений. Кроме того, штабы ликвидируют один из важнейших недостатков обычной линейной структуры, осуществляя тактической и стратегическое планирование деятельности в рамках своей службы.

     Штабы и их сотрудники, как правило, не обладают правом принятия решений и руководства подразделениями.

    Достоинства

  • более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
  • некоторая разгрузка высших руководителей;
  • возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
  • при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

    Недостатки 

    Недостаточно  четкое распределение ответственности

  •    тeндeнция к чpeзмepнoй цeнтpaлизaции;
  • coxpaнeниe высокиx тpeбoвaний к выcшeмy pyкoвoдcтвy, пpинимaющeмy peшeния.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Функциональная структура  организации

     Функциональная  структура - один из наиболее часто  встречающихся типов структуры организации. Это тип, в котором виды деятельности группируются по общей функции, например, финансовая и учетная деятельность группируются для создания единой службы (т.е. финансы). То же справедливо для сбыта, кадров, производства и т.д. (Рис.3.).

     Этот  тип структуры обычно можно встретить в компаниях небольшого и среднего размера или же в тех компаниях, где производятся один или незначительное число продуктов. Данная структурная форма считается наиболее эффективной при стабильной обстановке, где используемая организацией технология совершенно обычна, где взаимозависимость подразделений незначительна и вся организация управляется по вертикальной иерархии (то есть формальная власть в организации принадлежит старшим управляющим функциональных подразделений).

     Основной  задачей служащих организации с подобной структурой является достижение оперативных целей соответствующими функциональными подразделениями. Планирование и составление смет осуществляются по службам в соответствии со стоимостью ресурсов, используемых в каждом из подразделений.

      Рис.3. Функциональная структура организации 

      Достоинства:

Информация о работе Линейно - функциональная структура организации