Лидерство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, выявить особенности лидерства в организации. А так же попытаться понять какими качествами должен обладать истинный лидер.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач: определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений; рассмотреть основные концепции лидерства лидерства;

Работа содержит 1 файл

норм.введ.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Скандальный развод — особенно если это связано  с супружеской изменой, приведшей  к разрыву отношений и ставшей  достоянием гласности;

     Глупые  или антиобщественные действия, приведшие  к вмешательству полиции;

     Безнравственное поведение, привлекающее широкое внимание и критику;

     Неэтичное поведение, особенно если оно приводит к личным выгодам за счет других или за счет организации;

     Регулярно повторяющееся безжалостное, жестокое обращение с окружающими;

     Нанесение другим людям физических оскорблений при решении своих семейных проблем;

     Личные  привычки, которые обычно приводят к действиям, осуждаемым окружающими, — такие, как алкоголизм, пристрастие  к азартным играм, употребление наркотиков, сексуальная распущенность и  пр.

     Обычно  авторитетный лидер — руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы такого безошибочно подобрать (лидеры появляются сами!), нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

     6. К личным качествам в первую  очередь относят честность и  порядочность, предполагающие всегда  соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим.

     Руководитель  должен стараться понимать своих  подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться  в их поведении, быть человечным и  заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

     7. Менеджер должен быть принципиален  во всех вопросах, уметь противостоять  давлению как сверху, так и  снизу, последовательно и твердо  стоять на своем, не скрывать  своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

     8. Работа менеджера чрезвычайно  тяжела, и поэтому одним из  его важнейших личных качеств  должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности—ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу.

     Силы  и энергию необходимо, поэтому  рационально распределять между  всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

     9. Однако одного физического здоровья  менеджеру не достаточно. Он должен  быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

     10. Поэтому нужно загодя формировать  у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека  гуманным; волнение, стимулирующее  активность, заинтересованность и  любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

     11. Принятие управленческих решений  требует от менеджеров не только  квалификации, но и эмоциональной  зрелости, которая выражается в  умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. Он должен быть эмоционально стабилен. На языке психологов это ценное качество называется «инфарктоустойчивостью» - отсутствием страха и тревоги. Невротизм лидеру противопоказан.

     12. Современный менеджер должен  активно бороться с собственными  недостатками, формировать у себя  положительное отношение к жизни  и работе, создавать «здоровое»  окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет—в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

     13. Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру—профессиональные. Это—компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов.

     Прежде  всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как  внутренней, так и внешней, понимание  целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в  них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

     14. Однако руководитель должен быть  не только хорошо подготовленной  и высоко образованной, но еще  и творческой личностью. От  него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия.

     Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

     15. Творчество немыслимо без способности  находить информацию и делиться  ею с подчиненными, прислушиваться  к окружающим независимо от  того, кто они, держать себя  откровенно с коллегами, добиваться  обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

     Но  наиболее важно для менеджера  схватывать все на лету, увязывать  вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

     Очередной группой качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые.

     17. Они отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение  им технологией управленческой  работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

     18. К организаторским качествам  нужно отнести, прежде всего,  целеустремленность. Характер современной  жизни требует от менеджера  ясных и обоснованных целей.  Без них он может испытывать  недостаток твердости и решимости,  упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

     19. Другим организаторским качеством,  которое должно быть присуще  менеджеру, является деловитость.  Она заключается в умении четко  и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения,  контролировать их исполнение, быть  оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

     20. Важным организаторским качеством  менеджера является энергичность, то есть способность заражать  людей уверенностью, стремлением  действовать путем логического  внушения, личного примера, собственного оптимизма.

     21. Менеджеру должна быть присуща  дисциплина и контроль над  собой. Без этого он не сможет  ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать  свои эмоции и настроения, изучать  эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

     22. Отличительной чертой менеджера  должна быть повышенная работоспособность,  умение трудиться напряженно, не  принося, однако, себя в жертву  и не становясь «работоманом»  (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

     23. Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому,  уметь отдыхать, в том числе  и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

     24. Важная черта менеджера—реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

     25. Хороший менеджер характеризуется  здоровым оптимизмом и уверенностью.

     26. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

     27. Хороший руководитель должен  уметь обеспечивать сопричастность  сотрудников к работе. Для этого  необходимо правильно поощрять  людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

     28. Но самое главное—менеджер должен  обладать умением руководить, организовывать  и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.  Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя.

     Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

     Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

     Заключение 

     Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое  количество исследований и публикаций.

     Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

     Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует  наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в  компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного  типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

     Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.

     Но  в нестабильных условиях, требующей  от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с  новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства

Информация о работе Лидерство в организации