Лидерство в малых группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:57, реферат

Описание работы

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов.

Работа содержит 1 файл

Малая группа.doc

— 53.00 Кб (Скачать)
 
  1. Понятие и виды малых групп

     Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

     Большая часть жизни человека протекает  в малых группах: в семье, игровых  компаниях сверстников, учебных  и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов.

     Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и  социологии и общей психологии. В  обшей психологии группа рассматривается  как фактор, влияющий на поведение  индивида и особенности его психических  процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.  

     Количественные  признаки малой группы – ее нижние и  верхние границы  – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются:

    • контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями;
    • целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

     За  нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает  три человека. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.

     Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных  задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. 

     Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп  формальных и неформальных.

     Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

     Неформальные  группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

     По  времени существования  выделяются группы:

    • временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде);
    • стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

       В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на:

     открытые  и закрытые.

     В субъективном, психологическом плане  группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

     Основными критериями феномена психологической  общности группы выступают:

 явления  сходства, общности индивидов, входящих  в малую группу (общность мотивов,  целей, ценностных ориентации  и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

     Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются:

       композиция и структура группы.

     Композиция  группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

2. Развитие малой группы

Формирование  малой группы.

     Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в  меньшей степени, чем их структурные  характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях).

     В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них  характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

       В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

    • ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;
    • эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,
    • открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,
    • принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

     В сфере межличностной  активности Б. Такмен выделяет стадии:

      • «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;
      • «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе;
      • «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;
      • «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Психологические механизмы развития малой группы.

       К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

  • «Разрешение внутригрупповых противоречий»: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
  • «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
  • «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

3. Лидерство в малых группах

     Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

     Основными признаками лидерства являются:

    • более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
    • большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом;
    • более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
    • большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
    • большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные  функции лидера:

      • организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;
      • выработка и поддержание групповых норм;
      • внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
      • принятие ответственности за результаты групповой деятельности; установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Информация о работе Лидерство в малых группах