Лекции по "Теории организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:49, лекция

Описание работы

Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 69.98 Кб (Скачать)

Психотерапевтическая  функция раскрывает умение руководителя предотвращать и оперативно решать возникающие в коллективе конфликтные  ситуации и устранять стресс-факторы. Эта сторона руководства в  значительной степени влияет на результативность коллективной деятельности, повышая  ее управленческо-воспитательный потенциал.

15 Психические свойства  
Одинаковые и часто повторяющиеся психические состояния нередко становятся характерными для данного человека. С течением времени они стабилизируются и образуют то или иное устойчивое психическое свойство (качество). 
Психические свойства не являются чем-то раз и навсегда данным человеку при его рождении. Они могут изменяться и развиваться, пока человек живет и совершенствуется. 
К основным психическим свойствам относятся: темперамент, способности, направленность личности, характер.

Известны описания различных типов темпераментов. 
•  Холерик — это явно боевой тип, задорный, быстрый, порывистый, неуравновешенный, вспыльчивый, легко и скоро раздражающийся. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремится к новому. 
•  Сангвиник — активный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть имеется постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Инициативен, но в решениях часто несобран. 
•  Флегматик — спокойный, всегда ровный со слабым выражением чувств, настойчивый и упорный труженик жизни. Эмоции слабо выражены и устойчивы. Осторожен, рассудителен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое. 
•  Меланхолик — это явно тормозной тип нервной системы. Все эмоции внутри, это, как правило, его переживания. Из-за повышенной впечатлительности каждое явление жизни становится тормозящим его агентом; раз он ни во что не верит, ни на что не надеется — во всем видит и ожидает только плохое и опасное. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях.

Способности  
Способности — это совокупность таких психических свойств, которые характеризуются скоростью и результативностью овладения той или иной деятельностью. Особенно заметно способности обнаруживаются в склонностях к определенному виду деятельности, в темпах овладения ею, в количестве и качестве результатов труда и в их оригинальности (техническое воображение для конструктора; музыкальный слух для музыканта и т.п.)

Направленность   
Важнейшим психическим свойством, характеризующим человека, является направленность его деятельности и поведения. 
Направленность определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует, интересы, которыми он руководствуется в своей деятельности. 
Направленность человека во многом определяет его поведение, его образ жизни. В основе направленности лежат потребности, удовлетворение которых связывается с различными эмоциями.

Характер —  результат пройденного человеком  жизненного пути, влияющий и на дальнейшую жизнь в той мере, в какой  она зависит от него самого. 
Характер человека — это его судьба. Он определяет линию поведения человека, его отношение к делу и к вещам, к другим людям и к самому себе. 
Несмотря на многообразие индивидуальных черт характера, между ними существует некоторая общность, которая позволяет разделить их на следующие группы: 
1. Общие черты характера (принципиальность, честность, целеустремленность и т.д.). 
2. Отношение к труду (трудолюбие, лень и т.д.). 
3. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость и т.д.). 
4. Отношение к себе (скромность, самомнение и т.д.). 
Отношение к людям. В отношении к людям проявляются такие черты характера, как общительность, тактичность, вежливость.
 
 

18 Методы изучения  личности 

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать  его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических  процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут  быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.

Поэтому общие  принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.

Характеристики  личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная  сфера, характер, способности.

Проблемы исследования личности:

1. Свойства личности  всегда индивидуально своеобразны.  Для выявления своеобразия необходима  индивидуальная ситуация. Однако  условия эксперимента должны  быть общими для всех. Выход формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).

2. Свойства личности  это свойства нравственно оцениваемые;  поэтому испытуемый чрезвычайно  напряженно контролирует свои  проявления и, стремясь к положительной  оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:

создание различных  шкал личности (только в опросниках);

введения ограничения  времени;

одмена объекта оценки;

создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).

3. Экспериментатор  заинтересован в более полном  проявлении активности. Но всякий  эксперимент предполагает ее  ограничение. Частично это устраняется  в проективных методиках и  анализе продуктов деятельности.

Методы:

Метод беседы специфическая  роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в  ней испытуемый отдает словесный  отчет о свойствах и проявлениях  своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности самосознание и самооценка свойств личности, переживания  и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.

Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.

Метод характерологической  беседы является особой формой естественного  эксперимента.

Особое место  в системе методов исследования, промежуточное между методом  наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент " А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого  обстановке. Пользуясь методом естественного  эксперимента, можно наблюдать испытуемого  при определенных условиях в целенаправленно  создаваемых ситуациях, организуя  наблюдение по заранее намеченному  плану. Наблюдение за поведением и реакциями  испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Биографический  метод позволяет изучить этапы  жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением  при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

20 Организационные  методы управления

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных  документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся:

· устав предприятия  или организации,

· коллективный договор между администрацией и  трудовым коллективом,

· Правила внутреннего  трудового распорядка,

· организационная  структура управления,

· штатное расписание предприятия,

· положения  о структурных подразделениях,

· должностные  инструкции сотрудников

· организация  рабочих мест.

Эти документы (кроме  устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно  вводятся в действие приказом руководителя предприятия.

Эти документы обязательны  для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет место высокий уровень  организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов  управления, и высокая трудовая и  исполнительская дисциплина, значительно  снижается надобность в применении распорядительных воздействий.

Это методы прямого  воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных  методов относят:

- организационное  проектирование,

- регламентирование,

- нормирование.

При этом не указываются  конкретные лица и конкретные даты исполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей  частью к конкретным ситуациям.

Обычно распорядительные методы основываются на организационных  методах.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"