Корпоративная социальная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:25, реферат

Описание работы

Сегодня в среде научного сообщества ведутся активные дискуссии о целях бизнес-структур. При этом делаются противоположные выводы на тему того, что следует понимать под концепцией социальной ответственности. С одной стороны, организация рассматривается как экономическая целостность, которая должна заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Таким образом компания выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно трудоустройство для граждан и максимальные прибыли для акционеров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие о КСО……………………………………………………………..4
2. Международные конвенции о КСО……………………………………….8
3. Дискуссии о КСО………………………………………………………....13
Заключение……………………………...……………………………………17
Список использованной литературы………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

реферат КСО.doc

— 90.00 Кб (Скачать)


Содержание.

     Введение………………………………………………………………………..3

1.      Понятие о КСО……………………………………………………………..4

2.      Международные конвенции о КСО……………………………………….8

3.      Дискуссии о КСО………………………………………………………....13

Заключение……………………………...……………………………………17

Список использованной литературы………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

        Сегодня в среде научного сообщества ведутся активные дискуссии о целях бизнес-структур. При этом делаются противоположные выводы на тему того, что следует понимать под концепцией социальной ответственности. С одной стороны, организация рассматривается как экономическая целостность, которая должна заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Таким образом компания выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно трудоустройство для граждан и максимальные прибыли для акционеров. Согласно этой точке зрения,  роль бизнеса состоит в использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается установленных правил игры, участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману.

        Таким образом, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и соблюдения закона. Поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий на развитие и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились определённые представления и стереотипы того, как должна вести себя компания, чтобы считаться добропорядочным членом общества.

        Целью данной работы является анализ международных конвенций и дискуссией о КСО.

        В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:                 - сформулировать основные понятия КСО;

        - выявить преимущества и недостатки КСО;

        - рассмотреть международные конвенции о КСО.

 

 

   1 Понятие о КСО.

        В мировом сообществе под корпоративной социальной ответственностью (КСО), или равнозначным ему термином «социальная ответственность бизнеса (СОБ), которое может использоваться как синоним, в соответствии с определением Всемирного банка, обычно понимается:

       -комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды;

        - нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.

        Также часто для характеристики КСО используется термин «корпоративное гражданство», который основывается на понятии организации как гражданина страны. При этом предполагается, что компания стремится улучшить территорию, на которой она расположена. Это может касаться не только вопросов охраны окружающей среды в местах работы компании, но и развития социальной инфраструктуры, ведения совместных с местной администрацией проектов и т. д. Также компания может рассматривать себя как гражданина не только в локальном сообществе, но и в масштабах страны или нации. В этом случае она выступает уже в роли общественного деятеля (это характерно, прежде всего, для крупных компаний). Иногда понятия «корпоративное гражданство» и КСО подменяют друг друга[1, с.28].

      От смысла, который вкладывается в понятие КСО, зависит развитие отношений между государством, бизнесом и гражданским обществом. Вовлеченные стороны могут по-разному оценивать законность и правильность своих действий, обязательства и вклад в создание стандартов социальной ответственности бизнеса.

        Широта понятия КСО концептуально никак не ограничена. Частный сектор, гражданское общество и государство дискутируют по поводу лишь некоторых ключевых проблем, связанных с СОБ. Как не существует одного общепринятого определения КСО, так не существует и общепринятой классификации основных ее составляющих. Часто к КСО относят мероприятия по:

        - защите окружающей среды;

        - защите труда;

        - правам человека;

        - гармонизации отношений с местным (локальным) сообществом;

        - стандартам ведения бизнеса;

        - созданию и поддержанию конкурентной среды и рыночной экономики (рынок).

      В более широком смысле в рамках концепции КСО также рассматриваются:

      - предприятия и экономическое развитие;

        - здравоохранение;

        - образование и развитие лидерских навыков;

        - освобождение от бед человечества.

      В литературе выделяется четыре основных подхода к корпоративной социальной ответственности: 1) рыночный подход; 2) подход с позиции государственного регулирования; 3) подход с позиции корпоративной совести; 4) подход с позиции заинтересованных лиц (стекхолдеров).

        Рыночный подход к КСО.

        Действенность рыночного подхода к корпоративной социальной ответственности состоит в том, что он обеспечивает готовую форму регулирования деятельности корпорации, устраняя необходимость в бюрократическом вмешательстве государства. При рыночном подходе потребитель всегда находится в наиболее выгодном положении в таком обществе, где корпорации руководствуются только принципом умножения прибыли в условиях свободной конкуренции. Этот подход находит значительную поддержку в рамках общей экономической теории.

        Подход к КСО с позиции государственного регулирования.

        Большинство приверженцев этого подхода рассматривают государственные структуры как правомочных надзирателей над деловой жизнью, хотя государственное регулирование никогда не бывает совершенным. Более того, они, как правило, считают, что люди по своей природе нуждаются в устрашающих средствах (в форме системы юридических сдержек и противовесов), чтобы удерживаться от антиобщественного поведения.

         В качестве аргумента в пользу этого подхода авторы отмечают тот факт, что закон часто используется как основа для принятия этических решений несмотря на то, что он плохо приспособлен для этих целей. Причина этого, по всей вероятности, в низком нравственном уровне большинства граждан. Как показывают исследования, для многих людей разница между правильным и неправильным поступками определяется степенью их законности. В таком случае закон может оказаться эффективным инструментом для поднятия уровня этического поведения. При этом, если закону отводится роль нравственного воспитателя в обществе, это должен быть «хороший» закон - в том смысле, что он должен быть хорошо продуман, четко сформулирован и последовательно проводиться в жизнь.

        Подход к КСО с позиции «корпоративной совести».

        По мнению авторов «Этики бизнеса», сила подхода к КСО с позиции корпоративной совести состоит в том, что его критерием является моральная ответственность, возникающая внутри корпорации, а не внешний по отношению к ней фактор, т.е. появляется возможность для саморегулирования, а не регулирования отношений спроса и предложения государственными структурами. В свете явной неспособности и рынка, и государства к стимулированию высокоэтичного поведения (так как их функции скорее направлены на подавление вредного поведения) подход с позиции корпоративной совести представляет собой многообещающий способ внешнего регулирования.

      Двигателем этого подхода является «правильная» корпоративная культура. Ценности, разделяемые компанией, могут быть закреплены в этическом кодексе корпорации, или же они просто отражаются в её репутации. В любом случае подход с позиции корпоративной совести опирается в большей степени на общечеловеческие ценности, которыми дорожат и руководители, и подчинённые.

        Подход к КСО с позиции «заинтересованных лиц».

  Этот подход к управлению корпорацией появился сравнительно недавно, и его возникновение было связано с пониманием ее как части социальной структуры общества, перед которым она также несет ответственность. Ключевым понятием концепции является термин «заинтересованные лица» (стейкхолдеры). Перечень заинтересованных лиц вначале включал акционеров, рабочих и служащих, покупателей, поставщиков, кредиторов и общество. Взявший свое начало в работах Игоря Ансоффа и Роберта Стюарта а затем М.Дошера и Р. Стюарта, анализ, основанный на этой концепции, играл и продолжает играть важную роль в процессе планирования деятельности корпорации .

  Конкретные рекомендации применения концепции стейкхолдеров в управленческой практике очень многообразны. Это может быть, например, вовлечение группы заинтересованных лиц в процесс принятия стратегических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.Международные конвенции о КСО.

  Как и во многих других областях трудовых отношений, корпоративная социальная ответственность может достигаться множеством способов. Законодательство устанавливает минимум требований, и, следовательно, необходимо контролировать те предприятия, которые конкурируют за счет безответственного поведения и социального демпинга. Законодательство дополняют коллективные и другие соглашения между профсоюзами, компаниями и ассоциациями работников на разных уровнях, начиная с уровня предприятия и заканчивая мировой ареной. Добровольные инициативы и принятие схем социальной ответственности или стандартов являются еще одним способом для компаний, крупных или небольших, принять социально ответственное поведение.

Международные инструменты, кодексы, директивы и декларации, такие как конвенции Международной Организации Труда, Глобальное Соглашение ООН, директивы МОТ и ОЭСР, стандарты SA 8000 создают рамки для социально ответственного подхода. Базой для этого является Декларация МОТ об Основополагающих Принципах и Правах в Сфере Труда.
         На Мировом экономическом форуме, в Давосе, Генеральный Секретарь ООН Кофи А. Аннан бросил вызов лидерам мирового бизнеса «принять и ввести в действие» Глобальное Соглашение, как в индивидуальной корпоративной практике, так и в соответствующей общественной политики. Принципы Глобального Соглашения охватывают права человека, трудовые права и окружающую среду, и заключаются в следующих принципах:

        Принцип 1: поддержка и соблюдение международных прав человека в рамках сферы влияния компаний;

        Принцип 2: гарантии неучастия корпораций в злоупотреблении правами человека.

        Генеральный секретарь  призвал мировой бизнес поддержать:

        Принцип 3: свобода ассоциации  и эффективное признание прав на ведение коллективных переговоров;

        Принцип 4: ликвидация всех форм принудительного труда;

        Принцип 5: предотвращение детского труда;

        Принцип 6: недопущение дискриминации  в отношении занятости и профессиональной пренадлежности;

        Стандарт  SA 8000.

        Стандарт SA 8000 нацелен на установление унифицированного контролируемого стандарта социальной ответственности, с участием третей стороны проверки соглашения. Стандарт SA 8000 основывается на принципах 11 конвенций Международной Организации Труда (МОТ), Всеобщей Декларации Прав Человека и Конвенции ООН по Правам Ребёнка.

         Стандарт SA8000 покрывает следующие аспекты условий труда:

        - детский труд;

        - принудительный труд;

        - здоровье и безопасность;

        - свобода ассоциации и право на коллективные соглашения;

        -дискриминация;

       - дисциплинарные положения;

       - рабочее время и компенсации;

        UNI поддерживает и активно вовлечёна в работу Интернационала Социальной Ответственности (ISA), которая непосредственно занимается всеми вопросами связанными со стандартом SA8000.

      Подход Евросоюза к вопросу корпоративной социальной ответственности находится под сильным влиянием Хартии ЕС по Основным Правам в сфере труда. Хартия определяет права в шести разделах:

     - достоинство, которое включает право на жизнь, запрет пыток и запрет принудительного труда;

     - свобода, включая свободу слова, ассоциации, так же как и право на получение убежища и на частную собственность;

      - равенство, помимо прочих вопросов подразумевает недопущение дискриминации и соблюдение прав детей;

- солидарность, которая включает условия труда, запрет детского труда, право на здравоохранение и право на участие в коллективных переговорах и забастовках;
      - гражданские права, такие как избирательное право и свобода передвижения;
      - правосудие, рассматривающее в основном право на справедливый суд.

Европейская Комиссия издала «Зелёный Документ» по «Установление рамок Корпоративной Социальной Ответственности». С помощью этого документа Комиссия стремится способствовать широкому обсуждению на Европейском уровне на тему продвижения корпоративной социальной ответственности, основанной на «углублении партнёрства, при активном участии всех задействованных сторон».
       С точки зрения Комиссии: «Корпоративная Социальная Ответственность это концепция, согласно которой предприятия несёт ответственность за все свои действия перед всеми заинтересованными сторонами. Это долгосрочное обязательство вести честный и ответственный бизнес, а также вносить вклад в экономическое развитие, путём совершенствования качества жизни и труда работников и их семей, а также общественной жизни на местном уровне и общества в целом». Комиссия уверена, что «решающую роль в претворении в жизнь Корпоративной Социальной Ответственности призваны играть сами социальные партнёры. Стратегия любой компании в отношении Корпоративной Социальной Ответственности, основанная на объединённом и сбалансированном подходе к экономическим, социальным и экологическим факторам предполагает инновационные подходы в мышлении, а следовательно новых знаний и более тесного сотрудничества социальных партнёров»[10, с. 50].

Информация о работе Корпоративная социальная ответственность