Классификация организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Вторая половина XIX века – начало XX века – это эпоха становления первых современных структур управления. Промышленная революция, которая началась в Европе и подстегнула процессы, приведшие к образованию первых управленческих структур.
Приблизительно до середины XIX века отсутствовала необходимость в формировании каких-либо крупных образований в бизнесе. Купеческая деятельность была очень проста и сводилась к системе простейших расчетов. Появление крупных организационных образований в бизнесе было вызвано,

Содержание

1.Исторический аспект развития организационных структур управления начиная с конца XIX века и до настоящего времени.
2.Классификация организационных структур управления.
3.Основные разновидности и особенности иерархических структур.
4.Разновидности и специфика адаптивных структур управления.
Практическое задание
Подберите реальные примеры различных типов иерархических и адаптивных структур и обоснуйте их отнесение к определённому типу.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской   Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

"Хабаровская  государственная академия экономики  и права" 
 

ФАКУЛЬТЕТ «МЕНЕДЖЕР»

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА 
 

Контрольная работа

ПО «ТЕОРИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ»

Вариант № 12

Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 
 

                                      Выполнил: студент 3-го курса

                               Группа № -ПМ(з)-91 Бир

                                  Специальность: Менеджер

Специализация: Менеджмент организаций

                                 № зач. Книжки: 0906066-з

                                                     ФИО Мандрыгин Роман Геннадьевич

                                       Адрес: 679000 г.Биробиджан,

                                                           ул. Пушкина 3, кв.21, тел: +79246420013

                 (42622) 2-05-38 
 

г. Биробиджан, 2012 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

    Классификация организационных структур управления  

1.Исторический аспект развития организационных структур управления начиная с конца XIX века и до настоящего времени.

2.Классификация организационных структур управления.

3.Основные разновидности  и особенности иерархических структур.

4.Разновидности  и специфика адаптивных структур  управления.

    Практическое задание

    Подберите реальные примеры различных типов иерархических и адаптивных структур и обоснуйте их отнесение к определённому типу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Исторический аспект  развития организационных  структур управления, начиная с конца XIX века и до настоящего времени. 

     Вторая  половина XIX века – начало XX века – это эпоха становления первых современных структур управления. Промышленная революция, которая началась в Европе и подстегнула процессы, приведшие к образованию первых управленческих структур.

     Приблизительно  до середины XIX века отсутствовала необходимость в формировании каких-либо крупных образований в бизнесе. Купеческая деятельность была очень проста и сводилась к системе простейших расчетов. Появление крупных организационных образований в бизнесе было вызвано,

     К концу XIX века во многих отраслях промышленности доминировали гигантские производственные объединения. С ростом организации в сильно меняющейся внешней среде потребовало от менеджеров высшего звена принятия гибких адекватных решений. В результате во многих компаниях усилились процессы деления организации на отдельные блоки: сектора, отделы, отделения. Таким образом, образовалась функциональная организационная структура (рисунок 1), которую также называют классической. Функциональная схема предполагала деление организации на отдельные подразделения, соответствующие различным областям деятельности организации.

       
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Схема функционального управления 

     К началу XX века в большинстве крупнейших корпораций Соединенных Штатов управление осуществлялось по функциональному принципу, то есть использовалась классическая структура управления. Классическая структура способствовала значительному увеличению производственной реакции фирмы. Рыночная специализация по функциям позволяла сократить издержки и увеличить прибыль.

     Функциональная  организация показала, свою эффективность  прежде всего там, где фирма является монопродуктовой. С ростом размеров компании, количества обслуживаемых сегментов рынка организация управления сбытом и производством различных продуктов требует разработки дополнительных стратегий и программ. Функциональная специализация в таком случае ведет к значительному росту функциональных отделов и секторов, увеличению нагрузки на центральный аппарат управления компании, появлению дополнительных задач, стоящих перед управляющими среднего звена. Функциональное управление в этом случае становится неэффективным и приводит к ухудшению финансового состояния компании. Именно из-за растущей нестабильности внешней среды, сложностью управления в рамках функциональной специализации, многие компании к 20-ым годам XX века стали переходить к принципиально новой организационной структуре.

     Разработчиками  новой организации управления были Альфред П., А Слоун и Пьер С. Дюпон. Поводом для разработки новой организационной инновации послужили, прежде всего, следующие факторы:

     а) развитие процессов диверсификации, то есть переход от монопродуктивной ориентации к многопродуктовой;

     б) значительный рост ключевых отделов  корпорации и вызванная в связи  с этим перегрузка ответственности  функциональных менеджеров;

     в) кризис управленческой деятельности во многих компаниях, в связи с этим их тяжелое финансовое состояние;

     г) развитие научно-технического прогресса  способствовало значительному росту  целей стоящих перед фирмами.

     Основная  идея нового управления заключалась  в делении компании не по функциональному, а по продуктовому принципу или, иначе  говоря, дивизиональному. Дивизиональная структура управления (рисунок 2) заключалась в создании полуавтономных производственных отделений – «центров прибыли», которые функционировали по принципу самоокупаемости и были ответственны за получение прибыли.

     Хотя  дивизиональная структура управления была разработана еще в 20-х годах, однако, основные ее преимущества по достоинству были оценены к началу 50-х годов, в рамках конгломерата и, немного позднее, транснациональных корпораций. 
 

 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Дивизиональная структура управления 

     Таким образом, вторая половина XIX века – начало XX века – это эпоха становления первых современных экономических структур управления и развития корпоративных структур.

            Крупным этапом развития капиталистических отношений можно считать период, относящийся к 50–70 годам XX века, то есть период, после окончания второй мировой войны. Изменения в организационной структуре, формах и методах управления происходили на многих крупных компаниях мира. Эти изменения обусловлены специфическими причинами:

     а) развитие научно-технического прогресса;

     б) значительный рост размеров компании и в связи с этим рост стоящих  перед управляющими задач.

     В этот период быстро развивается наука  управления, которая переносит акцент своего внимания на теоретическую разработку системы управления крупнейшими компаниями, характеризующиеся широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

     К середине XX века крупные промышленные объединения претерпели значительные количественные и качественные изменения. Прежние компании, имеющие незначительные размеры, превратились в мощные многоотраслевые компании, получивших название корпораций конгломератного и позднее транснационального типа. Появление такого рода структур было вызвано изменившимися условиями, стремительным развитием научно-технического прогресса и развитием капиталистического рынка.

     Образованию корпоративных структур способствовали процессы диверсификации, особенно усилившиеся после II мировой войны. Большинство компаний старались распространить свое влияние на многие отрасли промышленности, торговли, транспорта и банковской сферы.

     В результате процессов диверсификации, комбинирования и централизации изменился характер фирм. Образовались крупные многоотраслевые структуры корпоративного типа – конгломераты.

     Конгломерат – логическое продолжение развития дивизиональной структуры управления. Именно в середине XX века были оценены достоинства дивизионального управления, что и оказало решающее влияние на развитие конгломератных форм организации.

     Конгломераты  разбиты на отделения или дивизионы (divisions), те в свою очередь на отделы (departments). Обычно дивизионы объединялись в определенные группы, во главе которых стояли вице-президенты, основные функции которых заключались в контроле и координации деятельности соответствующих отделений.

     Деление компании осуществлялось по следующим  направлениям:

     а) по продуктовому принципу;

     б) принцип деления по территориальным  особенностям;

     в) комбинированный способ деления.

     Число дивизионов зависело от номенклатуры выпускаемой продукции, размеров компании и ряда других факторов.

     Стремительное развитие структур транснационального типа происходило в 70-е годы XX века. Этот период характеризуется зарождением матричного управления, что явилось своеобразной попыткой решить большинство проблем, возникших в результате значительного роста фирм за пределы национальных границ.

     Матричная структура – организационная схем, в которой управляющим продуктовыми отделениями и функциональным менеджерам предоставляются практически одинаковые полномочия по отношению к отделам и дивизионам.

     В связи с этим отличительной чертой организационной структуры управления матричного типа является наличие у  работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами. Возникает  система двойного подчинения, базирующаяся на сочетании двух принципов – функционального и проектного (продуктового).

     Бурный  всплеск развития матричного управления в 70-х гг. постепенно привел к такому же бурному их затуханию в начале 80-х гг. Сложность, порождаемая матричными структурами (большая путаница, подрывается принцип единоначалия, борьба за власть, чрезмерные накладные расходы, слабая реакция на изменения), заставила большинство компаний перейти назад к неизменной форме – специализации отделений по продуктовому или сегментальному принципам.

     Современный этап конец XX – начало XXI развития капиталистических отношений характеризуется глобальными сдвигами и трансформациями всей мировой экономической системы.

     Бурное  развитие информационных технологий к  концу XX века коренным образом изменяет все сферы деятельности людей – бизнес, образование, науку, досуг, а также привело к появлению таких понятий как «Internet», «цена информации», «всемирная паутина».

     Тысячи  предприятий всего мира уже сейчас обмениваются информацией через  электронную систему Electronic Document Interchange, или EDL. Компании, которые тесно сотрудничают и связаны контрактными отношениями, проводят ряд деловых операций автоматически.

     Новая ситуация нарушает привычную логику корпоративных действий, радикально меняя ориентиры, которыми компания должна руководствоваться в своей деятельности. Способность применять информацию, производить ее и обеспечивать ее коммерческое распространение становится главным ориентиром в мире современного бизнеса. Косвенные свидетельства тому – беспрецедентный бум корпораций в сфере производства информации и обработки данных.

     Таким образом, ведущей темой конца  XX и начала XXI века становится переход к сетевым организационным структурам (рисунок 3). 

       
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3 – Сетевая организационная структура

     В настоящее время многие западные компании мира, занятые производственной деятельностью в высокотехнологичных  областях, по существу, представляют собой  глобальные сетевые транснациональные  корпорации. Маркетинговые исследования, анализ рынка, размещение заказов, контроль за деятельностью юридически самостоятельных предприятий, все виды банковских операций осуществляются через информационные сети регионального и всемирного значения. Функционирование в режиме сети позволяет сократить издержки и повысить доходы, обеспечить быстроту реакции на изменения конъюнктуры.

Информация о работе Классификация организационных структур управления