Классификация организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область- теорию организации.
Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия.

Работа содержит 1 файл

Готовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

3. Гибкая структура управления

Эта особенность следует из разнообразия естественных организаций, в которых  может отсутствовать центр управления (эгалитарные организации), а может  быть один или несколько центров (многовластие); может быть строго иерархическая  структура, а может быть и сетевая, сотовая, круговая, звездообразная, цепная и др.

4. Наличие избыточности

Эта особенность определяется природой естественных организаций. Если в искусственных  организациях каждый элемент специально подбирается для выполнения определенной работы в организации, то в естественные организации никто не специально не подбирает. Подбор осуществляется стихийно, благодаря объективному стечению обстоятельств.

Как видим, между искусственными организациями, с одной стороны, и естественными  – с другой, имеются существенные отличия. Однако, необходимо отметить, что указанные отличия касаются не любых организаций. Многие искусственные организации (например, города-спутники, специально спроектированные рядом с крупным производством) мало чем отличаются от своих естественных собратьев, так как они проектировались по образу и подобию последних. Кроме того, даже деловые организации, взятые нами в качестве примера искусственных организаций, с течением времени становятся более гибкими и похожими по своим особенностям на естественные организации. В частности, как отмечают некоторые авторы, для российской экономики переходного периода характерен феномен перерождения предприятий, когда они утрачивают свою первоначальную целевую направленность и жесткую структуру и превращаются в, так называемые, предприятия, ориентированные на выживание (ПОВ), постоянно изменяющие свою производственную программу в зависимости от изменения конъюнктуры.

Общие особенности социальных организаций

1. Целостность и устойчивость

Эту особенность в отношении искусственных организаций отмечают Л.И. Евенко, Б.З. Мильнер, В.С. Рапопорт, И. Урманов, а в отношении естественных и естественно-искусственных – О. Бауэр, Н. Бердяев, К. Реннер.

В некоторых определениях общества целостность и устойчивость указываются в качестве одной из основных характеристик.

Так, согласно современного учебного социологического словаря / /: «общество  – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами  их взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Оно характеризуется устойчивостью  и целостностью, самовоспроизводством, саморегулируемостью и саморазвитием».

В некоторых источниках свойство устойчивости относится также к этносам, социумам, цивилизациям.

Так, в курсе лекций для вузов  этнос определяется как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т.е. формируется этническое самосознание»»

2. Наличие организационной культуры (ОК)

Эту особенность в отношении  искусственных организаций отмечают М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Е. Шейн, О.С. Виханский, А.И. Наумов, а в отношении естественных организаций – М.О. Мнацаканян, К. Реннер, Н. Смелзер, Ф. Теннис и др.

Составляющие ОК пока не вполне ясны. Каждый автор старается дать свое определение, отличное от других. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури / / отождествляют ОК с атмосферой или социальным климатом организации.

По мнению Е. Шейна, «организационная культура есть интегрированный набор базовых представлений, которая данная группа изобрела, случайно раскрыла, позаимствовала или достигла каким-либо иным путем в результате попыток решения проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые достаточно эффективно послужили организации, чтобы быть признанными, действенными и достойными закрепления и передачи новым поколениям членов организации».

О.С. Виханский и А.И. Наумов, считают, что ОК включает следующие составляющие:

- философия, задающая  смысл существования организации  и ее отношение к сотрудникам и клиентам;

- доминирующие ценности, на которых базируется организация  и которые относятся к целям  ее существования либо к средствам  достижения этих целей;

- нормы, разделяемые  сотрудниками организации и определяющие  принципы взаимоотношений в организации;

- правила, по которым  ведется «игра» в организации;

- климат, существующий  в организации и проявляющийся  в том, какая существует атмосфера  в организации и как члены  организации взаимодействуют с  внешними лицами;

- поведенческие ритуалы  (церемонии).

 Помимо деления культуры на материальную и нематериальную в дальнейшем будем использовать деление ОК на естественную и искусственную. Естественная культура возникает непреднамеренно как «социальные факты» (по Дюркгейму),а искусственная культура создается преднамеренно. Важность такого деления обусловлено тем, что во многих социальных организациях ОК имеет смешанный характер, т.е.одна часть ОК является естественной, а другая - искусственной.

Признак ОК является настолько  важным для социальных организаций, что он присутствует в определениях общества, народности, нации, этноса, социума, цивилизации и др.

Так, по определению Б. Мерсера: «человеческая общность – это внутренне функционально связанное объединение людей, живущих на определенной географической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявляющих чувство своего единства в составе отдельной группы».

По мнению В. Заболотных, «народность (этнос) – это такая совокупность людей, которая имеет общую культуру, говорит, как правило, на одном языке и осознает свою общность и свое отличие от других народностей». Как видим, автор ставит знак равенства между этносом и народностью.

По мнению М.О. Мнацаканяна / /, «нация – социокультурная общность людей, сложившаяся исторически и характеризуемая территориально-хозяйственным и исторически-культурным единством, осознаваемым индивидами и составляющим ядро духовной жизни, традиций, психологии».

3. Регламентированное поведение и деятельность членов организации

Регламентированное поведение означает, что каждый член (субъект) организации, будь то частное лицо или более мелкая организация (формальная или неформальная), подчиняется определенным «правилам игры», являющимся элементами культуры организации.

По мнению Ф. Хайека, современная цивилизация представляет собой сложное переплетение многих «спонтанных порядков». Основу этого порядка составляют институты, моральные традиции и практики, спонтанно выработанные в ходе культурной эволюции – суверенитет и автономия индивида, частная собственность, частное предпринимательство, политическая и интеллектуальная свобода, демократия и правление закона.

В.Н. Хропаннюк в понятие общества включает ряд элементов, к основным из которых он относит «регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения».

4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы

Способность социальных организаций выявлять (обнаруживать) и удовлетворять свои потребности  известна еще античных времен, когда  Платон сравнивал полис (город-государство) с живым организмом.

Дж. Тернер, обобщая базисные идеи теоретиков функционализма, отмечает, что «общество, как самообеспечивающаяся система, аналогичная организму, очевидно, имеет определенные базисные потребности и нужды, удовлетворение которых необходимо для его выживания, сохранения гомеостазиса и равновесия».

В экономической литературе, посвященной производственно-хозяйственным  организациям, обычно говорится не о потребностях, а о проблемах. При этом проблемы понимаются как угрозы (препятствия) достижению целей организации.

Б.З. Мильнер, Е.И. Евенко, В.С. Рапопорт / / считают, что «производственно-хозяйственная организация как система представляет собой механизм для решения проблем, возникающих в связи с необходимостью достижения определенных целей».

C. Янг считает выявление и решение проблем основной задачей системы управления организацией.

Таким образом, как в  отношении естественных организаций, так и в отношении искусственных, авторы отмечают способность выявлять и решать свои проблемы. Однако, для естественных организаций, понятие «проблема» приобретает несколько иной смысл, чем для искусственных. Когда говорят о проблемах города, общества или человечества, то обычно имеют ввиду проблемы, связанные с их выживанием. Например, когда говорят о жилищной, продовольственной, энергетической, экологической проблемах, проблемах здоровья населения и его безопасности, то они обычно не рассматриваются в связи с какой-либо целью общества. Эти проблемы можно назвать проблемами выживания. Их необходимо решать в любом случае, независимо от наличия стратегических целей, которые общество или организация может себе устанавливать.

5. Способность к саморазвитию и самообучению

Эти способности отмечают В.Н. Бурков, В.А. Ириков, А.И. Кравченко, Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко, В.С. Раппопорт, В.Н. Бурков, В.А. Ириков и др.

Помимо указанных общих  особенностей многие авторы называют и другие. Например, некоторые относят  к таким особенностям наличие  определенной географической территории, общность происхождения, общность языка и др. Однако, подобные признаки встречают серьезные возражения.

Так, известный австрийский  ученый О. Бауэр / / писал в отношении нации: «Что такое нация? Представляет ли она особую группу людей, отличающихся общностью происхождения? Но итальянцы происходят от этрусков, римлян, кельтов, германцев, сарацинов; современные французы – от галлов, римлян, бритов и германцев; современные немцы – от германцев, кельтов и славян. Есть ли общность языка, которая объединяет людей в нацию? Но англичане и ирландцы, датчане, норвежцы, сербы и хорваты говорят на одном языке, не представляя собой, однако, единого народа».

Из исследований О. Бауэра следует, что ни общность территории, ни общность происхождения, ни общность языка не могут рассматриваться  в качестве общих особенностей социальных организаций.

Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими  их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность  и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.

Из указанных выше особенностей социальных организаций  важнейшей является способность  организаций выявлять (распознавать) и удовлетворять социальные потребности, так как от этой способности зависят само существование организации.

Любая социальная организация, будь то общество или фирма, существует как устойчивая социальная целостность, потому что подобно живому организму обладает разумной деятельностью, проявляющейся в способности адекватно отвечать на вызовы или выявлять и удовлетворять свои потребности. Заметим, что указанная особенность ни в коем случае не противоречит тому факту, что многие организации являются целенаправленными системами. Вместе с тем организации нельзя рассматривать лишь как целенаправленные системы, не учитывая их социологию, включая процессы самоорганизации и формирования коллективного сознания, направленного на выявление и удовлетворение собственных потребностей. Однако, указанное обстоятельство часто выпадает из поля зрения исследователей, так как для многих из них продолжают пользоваться рационалистической моделью социальной организации, не учитывающей процессы социализации и самоорганизации, происходящие в любом трудовом коллективе.

Другая крайность - это  представление организации как  социальной системы, обладающей целостностью в силу того, что любая система  по определению является целостным  формированием. Подобное представление, характерное для представителей общей теории социальных систем (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони) также не раскрывает истинных причин устойчивости социальных организаций.

Называя организацию  системой, исследователь, часто не осознавая того, сам ставит преграду на пути познания организации, поскольку его уже не интересует ни истинные причины целостности и длительной жизнеспособности организаций, ни их история.

4. Основные типы организации.

Организации можно различать  по ряду признаков.

По степени формализации различают формальные и неформальные организации.

Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство. Такой порядок установлен с 2002 года, до этого регистрация проводилась в администрациях краев, областей, городов и районов.

Информация о работе Классификация организаций