Классическая и административная концепции менеджмента и теории организации Ф.Тейлора и А.Файоль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:15, реферат

Описание работы

Возникновение современной науки управления связывается с именем Ф. Тейлора. Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Tailor, 1856—1915) — американский инженер и исследователь, которого считают отцом классической теории научного управления. Основные положения своей теории он изложил в работах «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912)

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

     Классическая  и административная концепции менеджмента  и теории организации  Ф.Тейлора и А.Файоль.

     Возникновение современной науки управления связывается  с именем Ф. Тейлора. Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Tailor, 1856—1915) — американский инженер и исследователь, которого считают отцом классической теории научного управления. Основные положения своей теории он изложил в работах «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912). Эти положения сводятся к следующему:

     1) создание научного фундамента, заменяющего  собой старые, традиционные методы  работы, научное исследование каждого  ее элемента;

     2) отбор рабочих на основе научных  критериев, их тренировка и обучение;

     3) сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной сиси мы организации труда;

     4) равномерное распределение труда  и ответственности между администрацией и рабочими.  

       В основе системы Тейлора лежали  методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса производства и, соответственно, организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.

     Тейлор  детально исследовал процессы разделения труда, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время выполнения этих движений. Результаты таких замеров использовались затем для разработки более эффективных приемов работы, ведущих к повышению эффективности деятельности организации в целом. Тейлор также занимался вопросами вертикального разделения труда, рассматривая управленческую деятельность как отрасль индустриального труда, по типу инженерного.

     Среди важнейших принципов научной  организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру. Среди основных положений школы научного управления, которые внесли существенный вклад в теорию организации, можно также отметить следующие:

  • использование научного анализа для определения лучших способов достижения организационных целей;
  • обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их собственных и организационных задач;
  • отделение планирования, обдумывания и прогнозирования от конкретной исполнительской деятельности.

     Анри  Файоль (Henry Fayol, 1841—1925), крупнейший европейский (французский) теоретик и практик менеджмента, создал концепцию, которая получила название «Теория администрации». Файоль был фактически продолжателем Тейлора (в смысле развития рационалистической теории управления), но если подход Тейлора в основном был нацелен на эффективность производства, то подход Файоль направлен на совершенствование управления организацией в целом.

     Файоль  сформулировал концепцию непрерывности  управленческого процесса, в котором  реализуются следующие взаимосвязанные  функции: планирование, организация, руководство (администрирование), координация и контроль. До сих пор все учебники менеджмента и, в немалой степени, практические консультанты, исходят из этой классической схемы при анализе и проектировании современных организаций.

     Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.

     Файоль  также считается одним из создателей системы принципов учета человеческого  фактора в производстве и управлении, а также одним из первых ученых, обративших внимание на вопросы человеческих отношений в коллективе вообще и между руководителями и подчиненными, в частности. Это создало стимул для дальнейших исследований в сфере взаимоотношений формальной и неформальной подсистем организации.

     По  его мнению, управлять - значит, вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся на предприятии ресурсов. Управление, по Файоль. включает следующие виды деятельности:

     • техническую;

     • коммерческую;

     • финансовую;

     • защитную;

     • бухгалтерскую;

     • административную.

     Теория  А. Файоля выделяет:

     • функции управления;

     • принципы управления.

     Функции дают ответ на вопрос, что делает руководитель, а принципы - как он это делает.

     Файоль  выделял пять функций, такие как:

     • предвидение;

     • планирование;

     • организация;

     • координация;

     • контроль.

     До  сих пор эти пять функций являются основными в управлении. Файоль выделением функций положил начало структурно-функциональному  подходу, т. е. когда все функции  расписаны по уровням управления. Файоль также выделил следующие 14 принципов управления:

  1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
  2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
  3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
  5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
  7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
  8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
  9. Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
  11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
  13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
  14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

     Если  функции - обязательные элементы, выпадение  хотя бы одного из которых разрушает всю технологию управления, то принципы представляют собой постоянно дополняющийся и меняющийся перечень положений.

     К главным принципам Файоль причислял:

     • единство руководства;

     • разделение труда. 

     Дальнейшее развитие классической школы управления происходило в двух основных направлениях — рационализации производства и исследования общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда.

     В идеях Тейлора и Файоля больше сходств, чем различий. И не удивительно, поскольку оба они принадлежат к одной школе менеджмента. И Тейлор, и Файоль решительно выступали против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против излишнего развития у них инженерно-технических навыков в ущерб собственно управленческим. Файоль полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше — организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Тейлор пришел к тому же выводу по иным причинам: инженеров учат общим принципам организации, хотя и недостаточно, но их совсем не учат управлять людьми. Выпускникам технических вузов нужна как минимум годичная стажировка на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны руководить.

Информация о работе Классическая и административная концепции менеджмента и теории организации Ф.Тейлора и А.Файоль