Этапы жизненного циклы организации

Дата добавления: 21 Февраля 2013 в 13:59
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (29.72 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Контрольная По теории организации.doc

  —  109.50 Кб

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Стадии развития  организации …………………………………………..4

2. Модели жизненных циклов организаций ……………………………11

Заключение ……………………………………………...………………….18

Список использованной литературы ………………….………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследования в развитии организации наиболее актуальны  в настоящее время. На Западе теории развития организаций придают важное значение, в российской экономике  это ново, но российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрей других и делают свое дело лучше, чем другие.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится  организация, и оценивать, насколько  принятый стиль руководства соответствует  этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном  цикле организации как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени.

Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому  являются предсказуемыми, а не случайными.

Рассматривая развитие организации, нельзя не обращать внимание на такие компоненты как социальная культура, организационная структура, стратегия организации и прочие не менее важные аспекты, которые  изменяются на каждом этапе жизненного цикла организации.

 

 

 

 

 

Стадии развития организации

Организации изменяются в течение всего времени своего существования. Они создаются, растут, развиваются, расширяются, стабилизируются, приходят в упадок и исчезают, возрождаются или принимают другую форму.

Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые  организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни  организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрей других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организации как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Один из вариантов деления жизненного цикла организации - на соответствующие временные отрезки, предусматривает следующие этапы.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и освоением свободной рыночной ниши. Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителей или социальные нужды. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу характеризуют этот этап. Нередко используется директивный метод руководства, требующий быстрого исполнения и тщательного контроля. Для тех, кто в этот период работает в организации, характерна наивысшая сплоченность и взаимодействие.

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. В этот период происходит несоразмерный рост организации по сравнению с изменением управленческого потенциала. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за низкой компетенции и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования. Задача этого периода – быстрый успех. Цели – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Юность. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками; организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно занимают рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним составом. Основатели организации вынуждены больше исполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. Интуитивная оценка риска руководством организации уже недостаточна, и это заставляет менеджеров прибегать к математическим оценкам возможных потерь в результате действия риска.

Зрелость. Развитие организации в этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. В этот период руководитель организации удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, что замедляет его интерес к адаптации организации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период зарождается бюрократизм в управлении. Выделяют три стадии зрелости организации: ранняя зрелость, расцвет сил и полная зрелость.

Ранняя  зрелость. Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявлять себя тенденции бюрократизма, борьбы за власть, местничества, стремление добиваться успеха любой ценой.

Расцвет сил. Организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

Полная  зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то, что картина доходов весьма приемлема, темпы роста замедляются. Организация может отклониться от своих первоначальных целей под влиянием внешнего давления. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством. Этап полной зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности движения вперед.

Старение характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления. Этот тип никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно осознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно покушаются на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это, вместе взятое, создает условия для "закупорки артерий". Как показывает практика, очень трудно остановить и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает разрушаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

На завершающей стадии жизненного цикла предприятия (стадии ускоренного старения, упадка и предстоящего закрытия, продажи или перепрофилирования) часть его нормативной производственной мощности и продуктивности объективно утрачивается. Устаревшее технологическое оборудование и организационно-техническая оснастка структурных рабочих мест, а также производственная недвижимость на этой стадии требуют повышенных затрат на эксплуатацию, тех. обслуживание и ремонт.

При этом приходится решать непростую задачу: выгоднее производить  отдельные комплектующие изделия, сборочные единицы и составные части выпускаемой конечной продукции у себя или же закупать их на стороне. По мере старения предприятия второй путь чаще оказывается экономнее.

Частичную утрату нормативной  производственной мощности и нормативной  продуктивности предприятия на заключительной стадии его жизненного цикла следует рассматривать как экономический износ предприятия. Часто понятие экономического износа применяется только к движимому имуществу предприятия. На деле же экономический износ – свойство предприятия в целом.

Неправомерно уравнивать экономический износ и экономическую  неразвитость предприятия, так как  эти понятия принципиально различаются.

При экономической неразвитости нормативная производственная мощность предприятия и соответствующая  ей продуктивность не утрачиваются. Они лишь не используются должным образом. Экономическая неразвитость может присутствовать на любой стадии жизненного цикла предприятия, а экономический износ, обусловленный потерей части мощности и продуктивности, возникает только на заключительном этапе существования производства.

Возрождение. В организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществлять программы внутренней перестройки, изменять структуры управления. В руководстве организации появляется лидер или новая команда руководителей, способных встряхнуть всю структуру управления. Они, как правило, уполномочены на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития. Главная цель – оживление организации.

Стадии развития организации

 

Факторы

Стадии

Главная цель

Стиль руководства

Основная

задача

Организация труда

1. Рождение

Выживание

Руководство одним лицом

Выход на рынок

Стремление к максимальному увеличению прибыли

2. Детство

Кратковременный успех и обеспечение бурного роста

Выживание за счет жесткого руководства (руководитель и его  первоначальная команда)

Укрепление позиций  на рынке, усиление конкурентоспособности

Оптимизация прибыли, увеличение оплаты труда и заслуг

3. Юность

Обеспечение ускоренного роста

Делегирование полномочий

Полный захват своей  части рынка

Планирование прибыли

4. Зрелость

 –ранняя

Сбалансированный рост

Децентрализованное руководство

Рост по разным направлениям

Разделение труда и кооперация

 –расцвет сил

Систематический рост

Завоевание рынка, централизация и автономность

Социальная ответственность за результаты труда

 –полная

Формирование индивидуальности и имиджа

Учет разнообразных интересов

Премии за индивидуальный результат

5. Старение

Сохранение достигнутых результатов, выживание

Эффект достигается за счет координации деятельности

Обеспечение стабильности

Свободный режим организации труда и участия в прибыли

6. Возрождение

Оживление по всем функциям

Эффект достигается за счет коллективизма

Омоложение

Внедрение основ научной организации труда, коллективное премирование




 

 

 Проектирование, развитие  и поведение организации может  быть описано посредством моделей,  которые основываются на одной  из процессорных теорий – теорий  жизненных циклов. Не существует  неизбежной линейной последовательности этапов в жизни организаций.

 Значение моделей жизненных циклов определяется возможностью их использования для анализа организаций в проектах управленческого консультирования. Модели помогают структурировать получаемую об организации информацию. Определения этапа развития организаций позволяет избежать ошибок при определении их потенциала и планирования их дальнейшего развития.

 В дальнейшем даны описание моделей, которые чаше других встречаются в литературе, кроме того, описанные модели рассматриваются в контексте российских реалий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели жизненных циклов организаций.

Модель Доунса

 Одна из ранних моделей принадлежит Доунсу, который рассматривал жизненные циклы государственных комитетов. Он предложил три важнейших стадий роста и развития. Первая стадия - это борьба за автономию, которая может происходить перед формальным рождением организации или сразу после него. Она проявляется в попытках обретения легитимности и в борьбе за внешние ресурсы для достижения «порога выживаемости». Вторая стадия - быстрый рост - характеризуется экспансией и акцентом на инновациях в творчестве. Финальная стадия (замедления) проявляется в разработке правил процедур; здесь делается акцент на предсказуемости и координации, происходит формализация ролевых систем и снижение гибкости.

Модель Липпитта и Шмидта

 Модель, приложенная Липпиттом и Шмидтом, относится к деятельности деловой организации. Они попытались применить теорий развития личности к описанию создания, роста, фазы зрелости и гибели деловой организации, что бы понять и предсказать организационные кризисы и последствия. На стадии рождения главные проблемы – это создание системы и достижения «порога выживаемости». В юности основная задача – стабильность и завоевание репутации. В зрелости преобладающими становятся достижения уникальности и реагирование на изменяющиеся потребности. Необходимыми составляющими процесса являются признание проблем, развитие общего понимания потребностей и их значимости для определения приоритетов. Таким образом, в ходе развития организации задача руководства заключается в том, чтобы прояснить различия в приоритетах у разных групп и направить консолидированные усилия организации на разрешение проблем, которые являются важнейшими на данный момент. Липпитт и Шмидт полагают, что на каждой стадии соответствующие требования различны и менеджер, эффективный на одной из стадии, может быть совершенно неэффективным на другой. Концепция Липпитта и Шмидта основывается на идее, что в жизненном цикле организация проходит через последовательность стадии роста и каждый очередной кризис или ситуация требует специфического управления или реакции, необходимых для перехода к следующей стадии. Основным критерием для определения стадии развития являются действия, которые применяются для разрешения предсказуемых организационных кризисов, а не численность сотрудников в компании или ее доля рынка, т.е. здесь определяющим является качественная составляющая рынка. В последствии Липпитт назвал это моделью ситуационной конфронтации.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Исследования в развитии организации наиболее актуальны в настоящее время. На Западе теории развития организаций придают важное значение, в российской экономике это ново, но российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрей других и делают свое дело лучше, чем другие.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Стадии развития организации …………………………………………..4
2. Модели жизненных циклов организаций ……………………………11
Заключение ……………………………………………...………………….18
Список использованной литературы ………………….………………….19