Инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:49, реферат

Описание работы

Технология в современном производстве оказывает значительное влияние на будущие экономические показатели еще в процессе конструирования изделия или разработки нового продукта или материала, создавая высокотехнологичные конструкции и разработки. В настоящее время технологическая наука и практика располагают количественными методами оценки технологичности конструкций и уровня технологии. Если раньше, сравнивая технологичность двух изделий, для выбора оптимального производственного варианта можно было дать недостаточно точную качественную

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Сущность промышленной политики……………………………………………..4
Конкурс русских инноваций…………………………………………………………....5
Основные меры государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

инноваии.docx

— 43.99 Кб (Скачать)

Поэтому на первом этапе  инновационной модернизации предприятий  ОПК необходимо в максимальной степени  использовать меры государственной  поддержки их инновационной деятельности. Государство должно оказывать им свою поддержку в необходимых  объёмах (наличными ресурсами или  различными преференциями). В дальнейшем необходимо создание полноценной и  действенной правовой среды взаимодействия государственных научных организаций  и промышленных предприятий оборонно-промышленного  комплекса с негосударственным  предпринимательским сектором при  проведении исследований и разработок и освоении их результатов.

Для активизации инновационного развития российского ОПК требуется  в разумных пределах усилить регулирующую функцию государства в управлении им. Например, действенным регулирующим инструментом может стать аккумуляция  и целевое направление части  доходов, получаемых государством от экспорта энергоносителей и сырья, для  формирования финансовой базы и инфраструктуры инновационной модернизации ОПК. Эта  мера не подразумевает передела собственности. Речь идет об определённом кредите  ресурсопроизводящих отраслей государству  в результате пересмотра системы  их налогообложения. Реализация указанной  меры могла бы способствовать созданию условий для активной инновационной  деятельности ОПК, как это осуществлялось в советское время, когда функционировала  эффективная государственная система  создания научно-технических новшеств с приоритетным финансированием  предприятий оборонно-промышленного  комплекса.

В рыночной экономике движущая сила инновационного развития предприятий  ОПК — конкуренция, которая заставляет их выбирать более совершенные способы  деятельности, гарантирующие им выгодную позицию на рынке, ее удержание или  расширение. Каждое предприятие ОПК  как субъект хозяйствования определяет стратегию своего развития, сообразуясь, во-первых, с общими для всех предприятий  правилами хозяйственного поведения, устанавливаемыми законодательно, во-вторых, с собственными интересами, целями и возможностями и, в-третьих, с  теми позициями на рынке, которые  предоставляет ему конкурентная борьба.

Необходимость модернизации предприятий ОПК в посткризисный  период путем перехода на инновационный  путь их развития требует создания системы четкого взаимодействия всех участников инновационной деятельности в оборонном комплексе и механизмов их функционирования, адекватных поставленным целям инновационной модернизации. Главное звено этой системы - государство, основными задачами которого являются:

  • определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсов;
  • выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей интересы научных организаций, промышленных предприятий и инвесторов;
  • непосредственно бюджетное финансирование так называемых базисных инноваций с целью проведения крупномасштабных исследований и разработок и доведения их результатов до практического применения;
  • создание условий для эффективного функционирования рынка высокотехнологичной продукции, создаваемой ОПК.

Проблема выбора приоритетов  инновационного развития ОПК является комплексной, многокомпонентной. Одна её составляющая является методологической и касается формирования системы  критериев, правил, принципов, процедур оценки и обоснования отбора наиболее значимых и перспективных направлений  научно-производственного развития предприятий ОПК. Другая составляющая — обеспечивающая — заключается  в создании наиболее эффективных  механизмов достижения предприятиями  ОПК целей, определённых приоритетными  направлениями их деятельности, включая  механизмы адаптивного управления и ресурсного обеспечения их инновационной  деятельности. Обратная связь между  указанными составляющими необходима для постоянной и непрерывной  коррекции самих приоритетов  в процессе эволюции потребностей в  продукции, создаваемой оборонно-промышленным комплексом и технологий её производства. Третья компонента — реализационная — заключается в непосредственном воплощении способов достижения поставленных целей в производстве и доведении  его результатов до потребителей продукции военного и гражданского назначения. 

Важным является вопрос о  роли государства в его взаимоотношениях с предприятиями ОПК при определении  приоритетов их развития. Понятно, что  диктат в отношении производителей в рыночной экономике не возможен. Государство должно иметь инструменты  доминирующего влияния на инновационное  развитие оборонно-промышленного  комплекса и эффективно их применять. В посткризисный период государство не в состоянии выделять значительные ресурсы на исследования и разработки с целью превращения их в инновационные продукты (изделия). Следовательно, необходима чёткая фиксация границ и областей государственных интересов и коммерческих интересов предприятий ОПК с последующей концентрацией ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях, где позиции предприятий ОПК особенно сильны и существуют реальные возможности их дальнейшего развития, а также на тех новых направлениях, развитие которых имеет для страны критическое значение.

Эти приоритетные направления  развития ОПК не могут оставаться неизменными в течение длительного  периода. Задача государственной научно-промышленной политики состоит не столько в  составлении и утверждении перечней приоритетов в области высоких  технологий, сколько в создании эффективной  системы регулирования и самоорганизации  деятельности высокотехнологичных  предприятий, входящих в ОПК. Общественные потребности, трансформируемые в рыночный спрос, должны и будут непосредственным образом влиять на приоритеты стратегий  развития предприятий ОПК. Проблема заключается в том, как совместить законы рынка с долговременными  интересами общества и государства. Для этого требуется действующая  система уточнения приоритетов  на каждом этапе инновационного развития предприятий ОПК с учетом достигнутых  результатов и их потенциальных возможностей . Формирование системы приоритетов развития ОПК является комплексной задачей, при решении которой должны быть учтены многие факторы: внешнеполитическая ситуация, национальная безопасность, состояние российской и мировой экономики, региональные проблемы, социальная стабильность и т.п.

Располагая ресурсами, государство  может регулировать приток и использование  инвестиций, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования инновационного развития ОПК. Государственная  поддержка данного развития должна осуществляться главным образом  в рамках реализации федеральных  целевых программ. Поддержка предприятий  оборонно-промышленного комплекса, направленная на стимулирование их инновационной деятельности, может осуществляться различными мерами и их сочетаниями:

Льготное налогообложение  и кредитование:

  • исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного предприятиями ОПК дохода, которая идет на инвестиции в их технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение;
  • предоставление потребителям продукции предприятий ОПК целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата;
  • перечисление части доходов предприятий ОПК не в доходную часть федерального бюджета, а на специальные счета их развития;
  • освобождение (полностью или частично, на определенное время) предприятий ОПК от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера противодействует спаду производства особо важной для государства продукции, а также способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;
  • установление для предприятий ОПК, обладающих крупной научно-экспериментальной базой, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т.д., который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность создаваемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Бюджетное дотирование:

  • предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям ОПК, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоёмкой продукции для государственных нужд.

Таможенное регулирование (таможенные преференции):

  • таможенная защита внутреннего рынка для тех предприятий ОПК, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок высокотехнологичной продукцией своего производства;
  • снижение таможенных пошлин (или освобождение от них) на ввозимое высокотехнологическое оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое для инновационной модернизации предприятий ОПК.

Эффективная амортизационная  политика:

  • использование нелинейной (прогрессивной) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретённых предприятиями ОПК основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (не позднее срока их морального износа);
  • отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий ОПК с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;
  • усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.

Совершенствование системы  ценообразования на продукцию, создаваемую  предприятиями ОПК:

  • установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т.п. для поставок продукции вне рамок государственного заказа.

Законодательная защита предприятий  ОПК и их прав интеллектуальной собственности. Поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции предприятий ОПК. Оказание протекционистской поддержки продвижению создаваемой ими конкурентоспособной продукции на мировом рынке.

Нормативно-правовое регулирование  и администрирование:

  • разрешение предприятиям ОПК, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования  в целях собственного развития;
  • предоставление предприятиям ОПК отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;
  • создание на коммерческой основе государственной сети инновационно-внедренческих и информационных центров (с правом последующей их приватизации) для передачи разработок предприятий ОПК в области новых технологий в другие отрасли российской экономики;
  • вытеснение устаревших технологий, используемых предприятиями ОПК, с помощью установления государством нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т.п.;
  • изменение действующего порядка процедуры банкротства предприятий ОПК, поскольку это часто разрушает сложившуюся в оборонно-промышленном комплексе технологическую кооперацию;
  • установление порядка, гарантирующего предприятиям ОПК, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определённую долю прибыли от использования создаваемой на их базе продукции высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации и т.п.);
  • формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, создаваемые предприятиями ОПК, как основы развития их финансового, кадрового и научно-производственного потенциала;
  • предоставление негосударственным предприятиям ОПК прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или федеральным целевым программам;
  • расширение области использования предприятиями ОПК различных финансовых технологий, таких, как лизинг, венчурные фонды и др.

Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений:

  • передача некоторым предприятиям ОПК лицензий на новые разработки «в долг», на условиях возмещения затрат из их будущей прибыли или на других взаимно согласованных условиях;
  • развитие сети организаций технологического лицензирования, обслуживающей предприятия ОПК с целью передачи результатов их исследований и разработок в различные отрасли экономики России;
  • определение и указание в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике возможности «двойного» (военного и гражданского) применения полученных результатов.

 

 Увеличение числа инновационных  проектов, результаты которых имеют  «двойное» применение:

  • создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий «двойного» применения из оборонно-промышленного комплекса в гражданское производство.

Стимулирование закрепления  высококвалифицированных кадров на предприятиях ОПК, их переподготовка, обучение и привлечение молодых  специалистов для работы по новым  технологиям.

Страхование рисков инновационной  деятельности предприятий ОПК:

  • включение в стоимость инновационных проектов, осуществляемых предприятиями ОПК, страховых взносов, как платы за риски при их реализации.

Стимулирование инновационной  деятельности предприятий ОПК:

  • использование самых различных мер стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования;
  • предоставление государственных гарантий предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность.

Таким образом, система стимулирования инновационного развития предприятий  ОПК должна обеспечиваться комплексом мер, включающим адресную поддержку  приоритетных направлений их инновационной  деятельности; создание благоприятного экономического климата, усиливающего заинтересованность во внедрении научно-технических  достижений и приток инвестиций в  основной капитал; законодательную  охрану прав интеллектуальной собственности  и др.

Фундаментальные и поисковые  исследования на ряде наиболее приоритетных направлений, определяющих основы технологического развития предприятий ОПК и уровень  обороноспособности страны, должны получать прямую финансовую поддержку государства. К государственным приоритетам  и объектам государственной поддержки  в научно-инновационной сфере  следует отнести следующие:

Информация о работе Инновации