Информация как ресурс менеджмента предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Проблемой данного исследование является информация как ресурс менеджмента предприятия.
Решение данной проблемы предполагает решение следующих задач:
- дать определение информации и ее видам в процессе управления;
- охарактеризовать информационную систему и информационные технологии как средства информационного менеджмента;
- провести анализ информационных потоков в ОАО «Элегант»
- обозначить предложения по совершенствованию процесса передачи и обработки информации на данном предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 4
1 Информация как ресурс и продукт системы управления……………………. 6
1.1 Понятие информации, и ее виды в системе управления…………………...6
1.2 Информационная система и информационные технологии как средства информационного менеджмента ………………………………………………...8
2 Анализ информационных потоков в ОАО «Элегант»……………………… 16
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………. 16
2.2 Структура управления на предприятии, ее анализ………………………... 18
2.3 Анализ информационных потоков в ОАО «Элегант»……………………. 21
3 Предложения по совершенствованию процесса передачи и обработки информации в ОАО «Элегант»………………………………………………….26
3.1 Проблемы, связанные с информацией, используемой на предприятии… 26
3.2 Предложения по совершенствованию процесса передачи и обработки информации в ОАО «Элегант»………………………………………………….30
3.3 Расчетно-аналитическое обоснование предложений по совершенствованию процесса передачи и обработки информации в ОАО «Элегант»……………..34
Заключение………………………………………………………………………. 38
Список использованных источников…………………………………………... 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТУ.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Реферат

 

Курсовая работа состоит из 40 страниц, 8 рисунков, 1 таблицы и 19 использованных источников.

Перечень ключевых слов: информация, система управления, информационные потоки, ресурс управления, информационные системы, управленческий процесс, программное обеспечение.

Объект исследования – информационно–управляющие системы  и технологии ОАО «Элегант».

Цель курсовой работы – раскрыть информацию как  ресурс системы управления предприятия.

В работе применялись  следующие методы исследования: общенаучный  метод, методы статистического и структурно- функционального анализа - группировки, сравнения, обобщения.

Методической  основой ее выполнения явились труды  отечественных и зарубежных авторов  в области менеджмента, периодические  издания.

Проведенная оценка экономической эффективности внедрения проекта, учитывающего современные потребности всех групп потребителей, дает представление о предполагаемых затратах и доходах, рентабельности и сроках окупаемости подобных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 4

1 Информация как ресурс и продукт системы управления……………………. 6

1.1 Понятие информации, и ее виды в системе управления…………………...6

1.2 Информационная система и информационные технологии как средства информационного менеджмента ………………………………………………...8

2 Анализ информационных потоков в ОАО «Элегант»……………………… 16

2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………. 16

2.2 Структура управления на предприятии, ее анализ………………………... 18

2.3 Анализ информационных потоков в ОАО «Элегант»……………………. 21

3 Предложения по совершенствованию процесса передачи и обработки информации в ОАО «Элегант»………………………………………………….26

3.1 Проблемы, связанные с информацией, используемой на предприятии… 26

3.2 Предложения по совершенствованию процесса передачи и обработки информации в ОАО «Элегант»………………………………………………….30

3.3 Расчетно-аналитическое обоснование предложений по совершенствованию процесса передачи и обработки информации в ОАО «Элегант»……………..34                                                                                                         

Заключение………………………………………………………………………. 38

Список использованных источников…………………………………………... 40

Приложение  А

Приложение  Б

Приложение  В

Приложение  Г

Приложение  Д

Приложение  Е

Приложение  Ж

 

Введение

 

В сегодняшней  социально-экономической и политической ситуации на этапе формирования информационного общества на первый план выходит информация, передача новых знаний, технических и научных идей. При этом возникает необходимость централизовать поставляемые информационные ресурсы.

Общеизвестно, что значение информации и коммуникации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно  возрастает, что связано с изменениями  социально - экономического характера, появлением новейших достижений в области  техники и технологии, результатами научных исследований.

В XXI веке в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто быстрее  завладел наиболее полной и достоверной  информацией. В связи с быстрым  ростом потребности общества в информации она стала превращаться в важнейший  стратегический ресурс производственной и коммерческой деятельности. Бурное развитие информационных технологий и создание информационного общество привели к тому, что информация стала использоваться и для управления деятельностью организации.

Информация  выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних, в значительной степени, зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и отдельными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.

Актуальность  темы исследования. Процессы глобализации развития мировой экономики и информатизации мирового сообщества предъявляют к действующим хозяйствующим субъектам всё более повышенные требования к их информированности в вопросах рынка, движения фондов, продвижения производимой продукции и услуг. В связи с этим, вопросы информированного обеспечения предпринимательской деятельности, наряду с налогообложением и законодательной базой, занимают ведущее место среди неотложных проблем развития бизнеса России.

Степень разработанности  проблемы. Нужно отметить, что данная тема ещё не исследована достаточно глубоко, хотя некоторые авторы, такие как профессор, доктор технических наук Костров А.В., специалисты в области управления информационными ресурсами Симонов Ю. Ф., Бормотов В. В., Бакут П.А. и некоторые другие, в своих статьях и научных трудах сделали попытку проанализировать бизнес информацию как объект управления.

Итак, проблемой  данного исследование является информация как ресурс менеджмента предприятия.

Решение данной проблемы предполагает решение следующих задач:

- дать определение информации и ее видам в процессе управления;

- охарактеризовать информационную систему и информационные технологии как средства информационного менеджмента;

- провести анализ информационных потоков в ОАО «Элегант»

- обозначить предложения по совершенствованию процесса передачи и обработки информации на данном предприятии.

Предмет исследования - процесс принятия управленческого  решения.

В процессе рассмотрения данной темы нами были использованы следующие  методы: теоретический анализ литературы и вторичных данных; сравнительный метод.

Исследование  информации как ресурса управления на предприятии имеет практическое значение для моделирования эффективной  современной системы управления в организации.

      1. Информация как ресурс и продукт системы управления

 

1.1 Понятие информации, и ее виды в системе управления

 

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов  ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально не говорил о нём и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

Информация  – это внешнее проявление коммуникации, ее результат. Информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и выступает как средство коммуникации.

Если рассматривать  организацию как систему, то для  нее можно выделить следующие  виды информации[3, 14]:

1) входящая информация (поступающая из внешней среды) – ресурс системы;

2) исходящая информация – продукт системы.

Помимо этого, в каждой организации функционирует  масса информации в процессе ее преобразования из ресурса в продукт.

Информация  перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем, подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. [7, 415].

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается  в коммуникациях по восходящей. Например, банковский служащий может заметить, что новая ЭВМ иногда заставляет клиента ждать на несколько минут  дольше, чем прежде, поскольку машина периодически “занята” или отключается.

Таким образом, наиболее ярким примером движения информации по вертикали являются отношения  руководитель – подчиненный.

Кроме отношений  руководитель-подчиненный в организации  существуют отношения руководитель – рабочая группа. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других отделов, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера.

Организации состоят  из формальных и неформальных компонентов. Канал неформальных коммуникаций можно  назвать каналом распространения  слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа “только между нами”[10, 159].

Обмен информацией между двумя или более людьми представляет собой коммуникационный процесс.

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение  понимания информации, являющейся предметом  обмена, т.е. сообщений.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента[12, 528].

1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией  отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение  и использовать канал для его  передачи таким образом, чтобы обе  стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование[1, 115].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Информационная система и информационные технологии как средства информационного менеджмента

 

В управленческой практике информационная система или  система информационного обеспечения  – это система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в системе управления.

В настоящее  время известно два подхода к  разработке системы обработки информации[18, 162]:

1. Функциональный подход.

Каждое подразделение  фирмы самостоятельно организует и  осуществляет операции по приобретению и обработке информации. Этот подход строится на том убеждении, что процесс подготовки и обработки информации неотделим от процессов производства и управления. Системы обработки информации, построенные на основе этого подхода, называются организационно-функциональными или линейно-функциональными.

Система имеет  свои «минусы»:

  • Организационно-функциональные системы приводят к значительному дублированию информации;
  • В проблемных ситуациях, которые требуют оперативного решения, информационная система не проявляет значительной гибкости;

- На управленческие структуры и каналы связи ложится значительная нагрузка.

- Между функциональными подразделениями отсутствуют горизонтальные связи и это затрудняет и увеличивает по времени процесс передачи и анализа информации[19, 250].

2. Системный подход.

Процессы сбора, обработки и передачи информации обособлены от процессов производства и управления. Процесс управления делится на работы творческие и работы технические. Отсюда происходит выделение  в особую группу технических работников аппарата управления.

Выявлены свои «плюсы»[9, 162]:

  • Позволяет централизовать работы по сбору, обработке, хранению и передаче информации пользователям. В качестве пользователей выступают руководители.
  • Возможность многократного использования информации.
  • Системы обработки информации, построенные на основе этого подхода, называются интегрированными. Любая интегрированная система включает три основных компонента:
  • Банк данных;
  • Подсистема планирования – обеспечивает все управленческие звенья информацией, которая необходима для корректировки и использования долгосрочных планов.
  • Подсистема слежения – направлена на то, чтобы обеспечить управленческие звенья информацией о том, в какой мере фактическое состояние объекта соответствует запланированному.

Информация о работе Информация как ресурс менеджмента предприятия