Государственное регулирование занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой
составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в
сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет
последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования
рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей
– проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное
регулирование занятости.

Содержание

Введение.
I. Рынок труда и его структура:
1.1. Сущность и специфика рынка труда.
1.2. Структура рынка труда.
1.3. Особенности рынка труда в России.
II. Причины и формы безработицы:
2.1. Сущность безработицы.
2.2. Причины и основные формы безработицы.
2.3. Социальные последствия безработицы в
России.
2.4. Прогноз уровня безработицы в России на
конец 2002 г.
III. Государственное регулирование занятости:
3.1. Государственная политика по регулированию
рынка труда.
3.2. Федеральная служба занятости России.
3.3. Биржи труда.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.25 Кб (Скачать)

Оптимальная безработица  – это безработица, уровень которой  равен

естественной, нормальной. Естественная безработица характеризует  наилучший

для экономики  резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать

межотраслевые и  межрегиональные перемещения в  зависимости от колебаний спроса

и обусловленных  им потребностей производства.

Таким образом, безработица  является характерной чертой рыночной экономики.

Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых

достигается режим  оптимального роста и состояние  экономической стабильности.

             2.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ            

С точки зрения теории и практического регулирования  рынка труда, наибольший

интерес предоставляет  анализ негативных социальных последствий  роста

безработицы, он позволяет  повысить качество мероприятий по предупреждению и

смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных

реформ.

При анализе безработицы  в РФ можно выявить следующие  негативные тенденции:

§           Безработица ведет к неполному  использованию экономического

потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует  в росте

национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного

использования производственных возможностей.

§           При продолжительной безработице  теряется квалификация

высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические  потери в

связи с массовыми  увольнениями и вынужденными переходами на

малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при

последующем включении  в производительный процесс, работник выходит на

нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за

полугодовой срок.

§           Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня,

следствием чего является подрыв психического здоровья нации.

Оценивая, безработицу  как потери общества, следует отметить также следующие

факторы экономической  нестабильности:

§            снижение покупательного спроса;

§            сокращение сбережений;

§            снижение инвестиционного спроса;

§            сокращение предложения, спад производств.

§           Рост числа безработных служит благоприятным  фактором для

увеличения числа  преступлений. 39% зарегистрированных преступлений в России

совершают лица, не имеющие постоянного источника  дохода, т.к. рост

безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%.

При всех отрицательных  сторонах безработицы на определенном уровне имеются и 

положительные аспекты.

Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей  силы, которую можно

задействовать при  расширении производства или структурных  перестройках.

Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом

были связаны  с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались

незадействованы, т.к.  работникам было легче работать на старых уже освоенных

местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность  развития

страны на определенном этапе стала снижаться.

Наличие безработицы  усиливает агрессию профсоюзов и  их требования повышения

заработной платы, и тем самым усиливает стимулы  предпринимательской

деятельности.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых)

считается необходимым  спутником развития рыночной экономики.

                2.4. ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ                

     НА КОНЕЦ 2002 г.[1]    

На конец июля 2002 г. численность безработных в  России составляла 5,45 млн.

человек, уровень  безработицы – 7,6% экономически активного  населения. За

январь-июль 2002 г. численность безработных уменьшилась  на 738 тыс. человек.

Уровень безработицы  в России, рассчитанный по методологии  Международной

организации труда, к концу нынешнего года может  вырасти с 7,6% до 8,6%

экономически активного  населения, несмотря на прогнозируемый рост экономики.

Численность зарегистрированных безработных к концу года составит нескольким

более 1,3 млн. человек, или 1,8% экономически активного населения.

Такие данные приведены  в обзоре, подготовленном министерством  экономического

развития и торговли России.

               III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ              

  3.1. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ  РЫНКА ТРУДА 

Политика регулирования  рынка как составная часть  экономической политики

предусматривает достижения трех основных целей:

1.     стимулирование  структурной перестройки и ускорения  процесса

перераспределения высвобождаемых работников;

2.     наиболее  быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь;

3.     предоставление  работы каждому, кто ее ищет.

    

    

    

  Рис. 3.1. Направления государственной политики на рынке труда. 

     Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

§        объекту воздействия (общие и  специализированные меры);

§        источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

§        прямые (административные): законодательное  регулирование, трудовое

законодательство, коллективные договоры;

§        косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная

политика.

     Типы государственного воздействия на занятость:

§        пассивный: социальная помощь незанятому населению;

§        активный: стимулирование предложения  труда, стимулирование спроса на

труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные

услуги, профконсультации, разработка программ занятости для  низкоконкурентных

групп населения  и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

                 3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ                

В настоящее время  в России сложился ряд направлений  в регулировании рынка

труда, которые  в большей мере исходят из федеральной  службы занятости

населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности

функционирования  рынка труда за счет распространения  информации о рынке

труда.

     Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные

принципы работы российской службы занятости населения  соответствуют

международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5

тысяч центров  занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств:

Министерства труда  РФ, Министерства социальной защиты населения  РФ и

федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального

развития России (рис. 3.2).

    

 
 
 

    

Содействие  трудоустройству
 
 

    

    

             
   
Организация общественных работ и временной  занятости населения
 
   
     
             
       
             
   
             
     
 

        Рис. 3.2. Приоритетные направления служб занятости.       

                            3.3.  БИРЖИ ТРУДА                           

    

 
 
 

Услуги, связанные  с содействием занятости населения, предоставляются органами

службы занятости  бесплатно. Развитие рыночных отношений  способствует созданию

негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода

коммерческие агентства  по подбору персонала, учреждения при  учебных заведениях

и т.п. Находят применения и биржи труда. Практика показывает, что они в

полной мере могут  стать действенным регулятором  рынка труда. Биржи труда

аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии  и перспективах. Как

рыночная структура, биржа труда выполняет много  образные функции (рис. 3.3).

    

 
 
 

                  Рис. 3.3. Функции биржи труда.                 

Существуют и  другие формы  коммерческих структур в области организации

занятости населения  на негосударственном уровне. На конец 2000 г. в России

насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости  и подбора

персонала, которые  располагались в различных городах  России, но большая их

часть сосредоточена  в Москве.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ                               

Рынок труда с  его классическими признаками в  российской экономике еще развит

недостаточно. Свои позиции сохраняет госсектор  со сформировавшимися в нем

принципами занятости, подходам к оплате труда и профсоюзами  как "школой

коммунизма".

Гарантий стабильной занятости, даже при относительной  низкой заработной

плате, госсектор  уже не дает.

Негосударственный сектор экономики развивается медленно. Более высокая

заработная плата  здесь свидетельствует о высоких  доходах и возможностях

оплачивать высококвалифицированный  труд, но выступает  также своеобразной

Информация о работе Государственное регулирование занятости