Формальные и неформальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

Слово «организация» происходит от латинского «organize» – делать сообща, стройный вид, устраиваю

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………………2
1. Формальные организации. ………………………………………………………4
2. Неформальные организации. ……………………………………………………7
3. Взаимодействие формальных и неформальных организаций. ………………12
Заключение. ………………………………………………………………………..14
Список литературы. ……………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ .docx

— 37.73 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение. ……………………………………………………………………………2

1. Формальные  организации. ………………………………………………………4

2. Неформальные  организации. ……………………………………………………7

3. Взаимодействие  формальных и неформальных организаций.  ………………12

Заключение. ………………………………………………………………………..14

Список литературы. ……………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Слово «организация» происходит от латинского «organize» – делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс, и как явление. Как процесс оно представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами. Как явление она представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. Организация – понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели. Но к организации, в данном понимании, предъявляются следующие требования. Во-первых, это наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы. Во-вторых, необходимо наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены этой группы. И, в-третьих, чтобы достичь значимой для всех цели, необходима определенная взаимосвязь членов группы. По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Честера Бернарда – людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию. Однако, возникнув, организации начинают жить самостоятельной жизнью, в значительной мере, а иногда и полностью не зависящей от создавших её людей, вступая с ними в определенные отношения. В их рамках люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она была создана. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности. Организация использует возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся правилам и нормам поведения, разделения своих целей и ценностей. Для любой организации характерно вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделение труда. В идеале, взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны, когда-либо организация низводит людей до положения винтиков, либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб её потенциалу и репутации. В том и другом случае результат оказывается одинаковым – организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции. Единство людей и условий их деятельности, находящихся в определенных соотношениях и взаимосвязях, образует организационную структуру. Действия, направленные на создание такой структуры, необходимых предпосылок её функционирования и обновления, получили название организационного процесса. Главным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся её члены. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР (научно-исследовательские разработки), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии, как общей цели организации. В качестве одного из признаков организации следует назвать организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью её замечательных членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации. Это её символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий и т.п. Сплав субъективных и объективных элементов формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров. Принципы организации должны иметь профессиональное сопровождение (организацию и исполнение) в компании. Организация предполагает планомерные и продуманные действия со стороны субъекта по безусловному выполнению намеченных мероприятий (со стороны объекта). В теории управления выделяют две подсистемы регуляции в рамках организации – формальную и неформальную. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается специфической природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя единую систему.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Формальные организации. 

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Каждая организация, независимо от ее размера, базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее членами. Эта формальная структура представлена организационной схемой (структурой). Такая схема содержит некоторую основную информацию об организационной структуре и природе ее функционирования. Она демонстрирует управленческую иерархию, начиная с руководителя: кто отчитывается перед кем и кто за что отвечает. Она показывает основное разделение работы: таким образом, организация делится на отделы и другие подразделения. А также она показывает, какую именно работу осуществляет каждое подразделение и таким образом эта работа входит в выполнение общей миссии корпорации Формальные организации – имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. В обиходной речи слово «формальный» имеет негативный оттенок, означающий не заинтересованность в результатах, равнодушное отношение к выполнению должностных обязанностей. И действительно, злоупотребление формальностями ведет к различному роду бюрократических извращений.

Однако  формальные группы имеют  ряд достоинств:

– делают общим достоянием полученные знания и, основывающиеся на них, передовые  технологии и приемы работ;

– устанавливают  единые нормы и правила для  всех, чем исключают произвол и  способствуют объективизации деятельности;

– обеспечивают «прозрачность» постановки дела для  контроля и гласность для взаимодействия с общественностью, что, безусловно, важно для демократизации управления.

Таким образом, формальная группа имеет следующие  особенности:

а.) Она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;

б.) Она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены только служебные  связи между индивидами, и она  подчиняется лишь функциональным целям.

К формальным группам  относятся:

1. Вертикальная (линейная) организация, объединяющая  ряд органов и подразделений  таким образом, что каждое из  них находиться между двумя  другими – вышестоящими и нижестоящими, а руководство каждым из органов  и подразделений сосредоточено  в одном лице;

2. Функциональная  организация, в соответствии с  которой, руководство распределяется  между рядом лиц, специализирующихся  на выполнении определенных функций  и работ; 

3. Штабная  организация, характеризующаяся  наличием штаба советников, экспертов,  помощников, не включенных в систему  вертикальной организации. Формальные  группы могут быть сформированы  для выполнения регулярной функции,  как, например, бухгалтерия, а  могут быть созданы для решения  определенной целевой задачи, например  комиссия по разработке какого-либо  проекта. 

Формальная  организация – костяк административной структуры – представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) – отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой – статусом. Система безличных требований фиксируется нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной деятельности. Поскольку её цель – сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс достижения целей. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит объектом критики. Формальные организационные структуры есть нечто большее, чем просто квадратики на схеме. Они устанавливают отношения власти и области ответственности за принятое решение и выполнение. Они устанавливают порядок прохождения информационных потоков для прямых и обратных связей управления. Даже при таких формализованных структурах в любой организации неизбежны споры о полномочиях и расстройства в коммуникациях. Но без таких структур эти проблемы могут серьезно осложнить протекание дела и отвлечь внимание управляющих от более важных и сложных вопросов. Структура и тип формальной организации стоятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Люди, вступая в формальную организацию, как правило, либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода, либо ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У них также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, к которым относится чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность, но люди часто не осознают их. В идеальном варианте организации подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. Многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие боятся критики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Неформальные организации. 

Неформальная  организация – вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может, как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной организации подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные группы возникают вследствие принципиальной неполноты формальных групп, поскольку должностными инструкциями все возможные ситуации, какие могут случиться, предусмотреть попросту невозможно, а формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры. Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения. Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:

1. Представляет  собой неформальную организацию,  в которой неформализованные  служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание, и существуют  параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых  связей, стихийно складывающейся  между работниками, некоторые  формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и  т.д. 

2. Представляет  социально-психологическую организацию,  выступающую в виде межличностных  связей, возникающих на основе  взаимного интереса индивидов  друг к другу вне связи с  функциональными нуждами, т.е.  непосредственная, стихийно возникающая  общность людей, основанная на  личном выборе связей и ассоциаций  между ними, например, товарищеские  отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий  и т.д. 

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному  и социальному составу. В зависимости  от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

1. Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

2. Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

Таким образом, формальная структура создаётся  отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная – отношениями  между живыми людьми в процессе их совместной деятельности. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:

• невозможность  стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;

• неизбежность возникновения в организации  непредвиденных ситуаций, требующих  нестандартных решений;

• необходимость  отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают  именно в неформальной организации  и лишь затем переносятся в формальную;

• невозможность  сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому  всё многообразие неделовых отношений.

Информация о работе Формальные и неформальные организации