Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

В настоящей работе будут изучаться фирма как инструмент рыночной экономики, ее функции, цели и способы достижения этих целей.

Содержание

Введение 3
1. Роль и место фирмы в рыночной экономике. Функции фирмы 4
2. Фирма и предприятие 7
3. Цели деятельности фирмы 8
Задача 1 13
Задача 2. 14
Выводы 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Фирма как инструмент реализации рыночной экономики.rtf

— 358.04 Кб (Скачать)

Контрольная работа на тему 

Фирма как инструмент реализации

рыночной экономики 

 

Содержание 

Введение 3

1. Роль и место фирмы в рыночной экономике. Функции фирмы 4

2. Фирма и предприятие 7

3. Цели деятельности фирмы 8

Задача 1 13

Задача 2. 14

Выводы 16

Литература 17 
 
 
 

 

Введение

 

    Изучение теоретических проблем политический экономики целесообразно начать с выяснения сущности, форм и современных особенностей предпринимательский деятельности, характеристики предприятия и фирмы как основного звена хозяйственной деятельности на микроуровне.

    Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность.

    Предпринимательская деятельность -- это организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

    Очевидно, что существующее многообразие интересов общества и предпринимателя очень трудно, а подчас и невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому экономический и социальный успех предпринимательско деятельности зависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.

    Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма.

    В настоящей работе будут изучаться фирма как инструмент рыночной экономики, ее функции, цели  и способы достижения этих целей.

     

 

1. Роль и место фирмы в рыночной экономике. Функции фирмы

 

    Основной структурной единицей, субъектом бизнес деятельности является фирма. Фирма -- это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Она представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц. Деятельность фирмы сознательно координируется для достижения общих целей.

    Фирмы бывают разного размера -- один частный предприниматель или корпорация с многотысячным штатом сотрудников. в зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих 100 человек, а крупной -- более 500 человек.

    Все фирмы имеют следующие характеристики:

  1. Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.
  2. Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие ”внешняя среда” включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.
  3. Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.

    Горизонтальное -- разделение всей работы на составляющие компоненты. Осуществляется в больших фирмах путем образования подразделений, выполняющих специфические, конкретные задания.

    Вертикальное -- отделяет работу по координированию действий от самих действий.

    Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления:

  • низший -- менеджеры, имеющие в своем подчинении работников-исполнителей;
  • средний -- руководители деятельностью подразделений, филиалов, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств;
  • высший -- администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмой.
  1. Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления.

    Фирма -- это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

    Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Фирма -- основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в Украине имеет место значительное многообразие типов фирм. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

    В развитой экономике фирмы многообразны. В их функции входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

    По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и др.

    В Украине фирмы создаются с правом юридического лица и с целью  извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). 

 

2. Фирма и предприятие

 

    Инструментом предпринимательской деятельности является, прежде всего, предприятие. С правовой точки зрения, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества  производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

    ”Правовая форма” в отличие от самого предприятия как самостоятельной, имущественно обособленной хозяйственной единицы -- это комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром. В правовой практике западных стран самого понятия ”предприятие” не существует. Закон там имеет дело только с ”товариществом” (”компанией”), т.е. с объединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзя смешивать понятие предприятия с его правовой формой.

    В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.

    Понятия ”фирма” и ”предприятие” -- кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе, как зарубежной, так и отечественной, они иногда отождествляются. Если хозяйственное звено является юридическим лицом, то оно уже представляет собой субъект бизнес-деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем, в экономическом лексиконе часто термин ”фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктное производство.

    Современные фирмы -- это, в основном, многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы от его производства, но может не затронуть условия доходности по остальным видам товаров. Фирма в этом случае убытки от одного вида деятельности перекрывает доходами от производства других товаров и услуг.

    Кроме того, ориентация на однопродуктное предприятие не всегда перспективно, так как можно попасть в тупиковую ситуацию из-за затухания жизненного цикла товара (например, когда предприятие выпускает механические печатные машинки в период персональных компьютеров). Если же фирма многопрофильна, она может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла и требующих различных капиталовложений.

    Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.

3. Цели деятельности фирмы

 

          Получение максимальной прибыли -- это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
  • изменение структуры капитала.

    Характер данных целевых установок предприятия определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

    Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три стадии этого цикла:

    
Первая стадия: Характеризуется активной экспансией, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.
Вторая стадия: Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.
Третья стадия: Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

    Всякая предпринимательская  имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

    Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

    Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Информация о работе Фирма как инструмент реализации рыночной экономики