Анри Файоль: труды и жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:20, доклад

Описание работы

Родился Файоль в 1841г. пригороде Стамбула, Турция. Где его отец который был инженером контролиролирующим работы по строительству моста через бухту Золотой Рог. Вскоре по возращению во Францию Анри устроился в горную школу в городе Сен-Этьен. Уже в 19 лет Анри сумел устроиться инженером в горнодобывающую компанию . В 1888-м он уже был директором – к тому времени в компании трудилось более тысячи человек. В течение 30 лет он возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции.

Работа содержит 1 файл

Родился Файоль в пригороде Стамбула.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Родился Файоль в 1841г. пригороде Стамбула, Турция. Где его отец который был инженером  контролиролирующим работы по строительству  моста через бухту Золотой  Рог. Вскоре по возращению во Францию  Анри устроился в горную школу  в городе Сен-Этьен. Уже в 19 лет  Анри сумел устроиться инженером в горнодобывающую компанию . В 1888-м он уже был директором – к тому времени в компании трудилось более тысячи человек. В течение 30 лет он возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции. Приняв ее в крайне неблагополучном экономическом состоянии, фактически на грани банкротства, Файоль к 1918 году вывел фирму в число самых могучих и процветающих предприятий,что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны. Успех руководимой им компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.  
Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем  главным образом связано возникновение классической (административной) школы.  

В основе концепции  Файоля лежало положение о том, что  во всяком предприятии имеется два  организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля.Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.  
2. Управление как администрирование.  
Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.  
Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели - значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.  
Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:  
† техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);  
† коммерческая (закупка, продажа, обмен);  
† финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);  
† охранная (охрана собственности и физических лиц);  
† учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);  
† административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).  
Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Но далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами. 
(Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает. ) 
В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.  
3. Функции управления.  
В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая - с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.  
Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.  
Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций.  
1. Предвидение (планирование) - формулируются цели, составляющие основу управленческого контура в организации. Планирование выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).  
Предвидению Файоль уделял особое значение.; предвидеть – это уже почти действовать».  
Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели и нормативы деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.  
2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.  
Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:  
¨ установление программы действий: определение задач, целей и потребностей предприятия и установление  
¨ наблюдение за выполнением программы;  
¨ правильный подбор персонала административного аппарата;  
¨ ясное, отчетливое и точное формулирование решений;  
¨ поощрение ответственности и инициативы;  
¨ справедливое вознаграждение за труд;  
¨ предупреждение ошибок и недоразумений;  
¨ обязательное соблюдение дисциплины;  
Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.  
Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.  
3. Распорядительство - одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных.Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.  
По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:  
*       знать в совершенстве подчиненных ему работников;  
*       увольнять неспособных работников;  
*       хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;  
*       подавать положительный пример;  
*       проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;  
*       стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;  
4. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта.  
5. Контроль - наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой.. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.  
Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурного функционального подхода.  
4. Принципы управления.  
Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы, которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т.д.  
Файоль сформулировал 14 принципов управления:  
1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.  
Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.  
2.) Полномочия и ответственность. Полномочия – право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.  
Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность.  
3.) Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между  предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.  
4.) Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания  от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.  
5.) Единство направления (дирекции). Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.  
6.) Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации и должны быть напрвлены на выполнение интересов всего предприятия.  
7.) Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.  
8.) Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.  
9.) Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.  
10.) Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место – для всего, все на своем месте».  
11.) Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.  
12.) Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.  
13.) Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная  его реализация. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступить личным тщеславием».  
14.) Корпоративный дух. Сила предприятия в («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.  
Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.  
5. Значение теории администрации.  
Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.  
Применение  теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:  
   правильно определять приоритеты в вашей работе;  
   правильно ее планировать;  
   быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.  
Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:  
Ÿ   определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;  
Ÿ   оценить целесообразность своих действий;  
Ÿ   уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.  
Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.  
Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.  
В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.  
Заключение.  
Я думаю, что Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Уникальный характер  его работ трудно переоценить. Файоль впервые подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.  
Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и администрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненных организационных единиц, - оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.  
Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются  в практической деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Согласно  трудам Файоля, в разумно построенной  компании на руководящий состав должно быть возложено шесть обязанностей – предсказание, планирование, организация, командование, координация и контроль. Особое внимание Анри уделил последнему пункту – по его мнению наличие качественной обратной связи, позволяющей оперативно отслеживать результативность тех или иных мероприятий, является одним из важнейших признаков действительно грамотной организации труда.

Помимо шести  обязанностей, Файоль выделил и целый  ряд важных принципов управления. Анри отметил большую важность разделения труда – во многом повторив идеи Адама Смита (Adam Smith) по данному поводу; отметил он также важность умения грамотно – и в меру жестко – распоряжаться имеющейся властью. Сотрудники по Файолю должны подчиняться своему руководству – и уважать правила, по которым функционирует компания. Разумеется, по-настоящему крепкая дисциплина просто невозможна без грамотных действий лидеров – лишь полное взаимопонимание между сотрудниками и руководством гарантирует высочайшее качество работы.

Не менее  важным Файоль назвал и принципы единства руководства и единства направления. У каждого сотрудника должен быть лишь один руководитель; все подразделения компании должны преследовать единую цель. Внутренняя конкуренция, хотя и ведет к повышению личностной мотивации, изрядно вредит компании в целом. Личные интересы каждого конкретного сотрудника – или даже целого отдела – ни в коем случае не могут встать превыше интересов компании. Тем не менее, важно следить, чтоб труд рабочих вознаграждался по достоинству – необходимо обеспечить служащим достойную заработную плату и приличные условия труда. Попытка выжать из каждого работника максимум возможного, разумеется, даст определенный прирост производительности; в перспективе, однако, разумнее не нагружать исполнителей больше положенного.

Труды Файоля прошли испытание времени и даже сейчас считаются вполне достойным  примером подхода к управлению серьезными организациями. Многие современные учебники по теории управления включают в себя слегка модифицированный перечень функций руководящего состава – из шести изначальных пунктов в него включены лишь четыре. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анри Файоль: труды и жизнь