Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Поскольку цель работы подразумевает под собой как теоретический, так и практический, прикладной аспект, то для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

охарактеризовать содержание понятия организации и организационной среды, рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «внешняя среда организации» и «внутренняя среда организации»;
выявить особенности внешней и внутренней организационной среды на основе российского, так и зарубежного опыта практического менеджмента,
определить возможные резервы и пути совершенствования управленческой деятельности для конкретного предприятия Алтайского края ООО «Акустика-холл», на основе проведенного практического исследования организационной среды данного предприятия с выводами в виде практических рекомендаций по разработке стратегий взаимодействия данного предприятия с основными участниками рынка.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия 4
1.1. Развитие теории организации: краткий историко-библиографический обзор 4
1.2. Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия 7
1.3.Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента 10
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края 24
2.1. Краткая характеристика организации 24
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика-холл» 26
2.3. Анализ внешней среды 27
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г. 37

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

      ООО «Акустика-холл» прикладывает усилия по поддержанию существующего имиджа, поиску новых маркетинговых решений для повышения доли в рамках своего сегмента рынка, поиску заинтересованных партнеров и стремлению сделать их своими клиентами на длительное время.

      Штат  организации состоит из директора, двух продавцов, настройщика, бухгалтера и уборщицы.

     Организационная структура управления ООО «Акустика-холл»  построена по следующим принципам:

- В результате  функционального специализированного  разделения труда образованы  отделы: музыкальных инструментов; музыкального оборудования; настройки  инструментов.

- В результате  вертикального разделения труда  образуется двухуровневая структура  управления. Первый высший уровень  управления – директор магазина, 2-й низовой уровень управления  – бухгалтер, продавцы, настройщик, уборщица.

     При линейном управлении каждый подчиненный имеет одного руководителя (директора магазина), через которого проходят все команды управления.

      Каналы  продвижения продукции – директ-реклама, реклама в городских СМИ, а  также интернет-сайт.

 

2.2. Анализ  внутренней среды  предприятия «Акустика-холл»

 

      Внутренняя  среда организации представляет собой органичное сочетание ее внутренних переменных, то есть ситуационных факторов внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном (хотя и не полностью) являются результатом управленческих решений.

    К факторам внутренней среды изучаемого нами предприятия относятся:

  • человеческие ресурсы (квалификация, образование работников, культура работников, организация рабочего места и т.д.);
  • технические ресурсы (новизна торгового оборудования, новизна в организации торговли);
  • коммерческие ресурсы (наличие торговой сети, качество товаров и т.д.);
  • финансовые ресурсы (финансовые потоки, возможность самофинансирования).

      Человеческие  ресурсы ООО «Акустика-холл» представлены штатом организации. Директор, бухгалтер и один из продавцов имеют высшее образование, второй продавец и настройщик – средне-специальное (музыкальное училище).

      Стиль руководства авторитарно-демократический: директор учитывает замечания и предложения сотрудников, предоставляет им определенную самостоятельность, но в тоже время осуществляет строгий контроль за работой предприятия и принимает единоличные решения.

      Технические ресурсы. Рассматриваемый нами магазин  имеет современный дизайн торгового зала, современное торговое оборудование (прилавки, стеллажи для выкладки продукции). Сейчас в магазине действует сочетаются традиционный метод продажи товара – через прилавок (музыкальные инструменты – гитары и проч., аксессуары типа струн и медиаторов) с более прогрессивным методом самообслуживания (музыкальные диски, звуковое оборудование).

      Для обслуживания клиентов по пластиковым  карточкам введены пост-терминалы, работает банкомат.

      Коммерческие  ресурсы. Магазин является самостоятельным  предприятием и не входит ни в какую торговую сеть. Коммеческие преимущества качества товаров определяются достаточно развитыми и технологиями их производства;  продукция магазина «Акустика-холл» представлена, в основном, зарубежными образцами.

      Финансовые  ресурсы.

      Анализ  внутренней среды данной организации  может осуществляться в рамках анализа  достигнутых финансовых результатов  фирмы (анализ финансово-хозяйственной  деятельности), что при более глубоком изучении позволяет определить слабые и сильные звенья внутри организации. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия представлен в Приложении 1.

2.3. Анализ внешней  среды

 

        В данной работе мы предполагаем  заострить внимание на анализе  внешней среды, который призван  дать ответы на вопросы:

     Каково  положение предприятия на рынке  в настоящее время?

     Какое положение предприятия желаемо  для его руководства?

     Какие меры необходимо принять для того, чтобы предприятие заняло желаемое для руководства положение?

     Внешнее непосредственное окружение рассматриваемой нами организации «Акустика-холл» - составляют:

  • потребители – любители музыки, нуждающиеся в качественном оборудовании для ей прослушивания; учащиеся Бийского государственного музыкального училища и музыкальных школ (покупатели музыкальных инструментов), профессиональные музыканты, а также музыканты-любители.
  • конкуренты – музыкальный салон Sound Master ( в магазине «Агарта», магазин радиотоваров «Батарейка» (в магазине «Добрый»), а также салон света и звука «Сонар-Сервис». Конкурентная среда относительно развита, однако рассматриваемая нами организация более широко по сравнению с ними представляет в своем ассортименте средний и низкий ценовой сегмент.
  • поставщики, у организации налажены партнерские связи со многими известными поставщиками (основные поставщики музыкальных инструментов: Таmа, LP, Yamaha, Ovatoin, Epiphone, Greatch и др.; основные поставщики музыкального оборудования: Мackie, Dididesign, Genelec, Lexicon, и др.) что позволяет сохранить широкий ассортимент товаров и интерес покупателей. Степень зависимости от поставщиков можно расценивать как среднюю по причине заинтересованности обеих сторон в долгосрочном сотрудничестве и стабильном объёме поставок.
 

      Внешнее окружение: анализ STEEPV –факторов

      Применим  анализ STEEPV-факторов (факторов, которые находятся за пределами контроля организации и могут оказывать определённое влияние на её деятельность и перспективу развития.)

     STEEPV - аббревиатура названия факторов: социальных (S - social), технологических  (Т - technological), экономических (E - economic), окружающей природной среды (E - environmental), индивидуальных ценностей (PV - personal values).

      Социальные  факторы (S - social) и Экономические факторы (E - economic) при анализе конкретно взятой нами организации тесно связаны между собой.

      Уровень жизни потребителей в городе, хотя и снизился в связи с финансовым кризисом, однако у достаточно широких  слоев горожан достаточен для  того, чтобы население могло позволить  себе удовлетворять не только базовые  потребности (питание, коммунальные расходы и т.п), но и время от времени пополнять музыкальную коллекцию дисков; музыканты - аксессуары к музыкальным инструментам, но и даже (с учетом накоплений) производить покупку достаточно дорогостоящего оборудования.

     Технологические факторы. В силу достаточно развитых и постоянно совершенствующихся технологий продукция магазина «Акустика-холл» (главным образом, производимая за рубежом) технологические факторы практически не влияют на деятельность рассматриваемой организации.

     Факторы окружающей природной среды (E - environmental). Не влияют.

     Учет  влияния индивидуальных ценностей (PV - personal values). Для магазина музыкальных товаров данный фактор имеет некоторое значение в силу индивидуальности музыкальных вкусов покупателей дисков, покупатели музыкальных инструментов в данном смысле не обладают переменчивым поведением. 

SWOT-анализ

      SWOT анализ применяется в процессе  стратегического планирования и  позволяет систематизировать представления  о фирме и конкурентном окружении  в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.

      SWOT-анализ  предприятия «магазин «Акустика-холл»» (представлен в табл.3.1).

 

      Таблица 3.1.

      SWOT-анализ  предприятия «магазин «Акустика-холл»

Возможности 
  • Новые виды товарного ассортимента
  • Новые технологии продаж (например, через интернет)
  • Освоение смежных сегментов (изучение ситуаций переключений потребителей)
  • Расширение целевой аудитории
  • Дополнительные услуги
  • Тенденции спроса
  • Сотрудничество с другими компаниями
Угрозы  
  • Новые игроки на рынке
  • Новые законодательные акты
  • Активность конкурентов

          1. Программы продвижения

          2. Дополнительные услуги

  • Экономический кризис – возможность роста цен на услуги поставщиков и себестоимости товара
Сильные стороны 
Слабые  стороны 
  • Незначительное число конкурентов, особенно по музыкальным товарам низкой и средней ценовой группы
  • Практическое отсутствие товаров-заменителей
  • Наличие квалифицированного персонала
  • Хорошая репутация у покупателей
  • Наличие постоянного круга покупателей, обусловливающее стабильный спрос на товар
  • Наличие покупательской способности у постоянной группы потребителей
  • Невысокие финансовые возможности, мало оборотных  средств 
  • Необходимость аренды помещения
  • Удалённость от поставщиков (транспортные затраты)
  • Слабый маркетинг
  • Слабая дистрибуция, продвижение
  • Узкая продуктовая линейка
  • Относительно небольшие барьеры вступления на рынок (для потенциальных конкурентов)
 

3. Выводы по результатам  анализа организационной  среды предприятия:  возможные пути  совершенствования  стратегического управления

 

     На  основании проделанного анализа, можно  выделить следующие наиболее значимые цели для организации:

     Цель 1 - Расширение объемов продаж на 5-7% в год за счет роста рынков сбыта. Эта цель имеет наивысший приоритет, так как для её достижения организация должна вкладывать ресурсы в развитие своих сильных сторон в условиях благоприятного воздействия факторов внешнего окружения и конкурентной среды. Поскольку магазин характеризуется хорошей репутацией у покупателей и имеет незначительное число конкурентов в городе, особенно в указанной ценовой нише, то организация имеет конкурентные преимущества в своем сегменте, поэтому ее ресурсы, вложенные в развитие производства и продвижение товаров, принесут максимальную прибыль.

     Цель 2 – Расширение ассортимента предлагаемых покупателю товаров на 7-9 позиций в год, освоение новых видов товарного ассортимента, при общей доступности цен.

     Приоритетность  указанных целей объясняется  важностью вложения ресурсов в компенсацию  воздействия неблагоприятных факторов внешнего окружения на сильные стороны организации.

     Описание  маркетинговых стратегий. План действий

     Исходя  указанных целей, выработан комплекс стратегий взаимодействия с основными  участниками рынка.

     1. Стратегии, ориентированные на  потребителей.

     В рассматриваемом нами случае целесообразно применять стратегию дифференцированного (или сегментированного) рынка – предприятие должно быть нацелено на как можно большее использование имеющегося потенциала рынка с помощью применения маркетинговых инструментов, нацеленных на определенный сегмент (любителей музыки, нуждающихся в качественном оборудовании для ей прослушивания; учащихся Бийского государственного музыкального училища и других музыкальных школ, музыкантов – профессионалов и любителей). Это можно сделать, с помощью рекламы (когда отличия «создаются» в сознании потребителей), а также  выбора разных способов распространения товара (через интернет-сайт).

     2. Стратегии, ориентированные на  конкурентов.

     Исходя  из имеющихся конкурентных преимуществ  изученного нами предприятия магазин «Акустика-холл», наиболее эффективной для него была бы стратегия концентрации на рыночной нише – предприятие должно создавать свои конкурентные преимущества с помощью концентрации на определенном рыночном сегменте, на своей группе потребителей и полном удовлетворении их потребностей.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации