Анализ и оптимизация управления неформальными группами в процессе функционирования организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Проанализировать неформальные группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами, а именно: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности руководящих работников, замена руководителя “среднего звена”, перевод сотрудников на другое место работы, размещение кабинетов, признание естественных лидеров, обмен информацией в организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…….. 3
1 Категория группы и ее характеристика…………………...……. 5
1.1 Общее понятие группы и ее классификация ……..…….…. 5
1.2 Характеристика формальной и НЕФОРМАЛЬНОЙ групп … 8
1.3 Возникновение неформальной группы и ее роль в
процессе функционирования организации ……………... 16
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ …………………...… 20
2.1 Механизм управления неформальными группами ….... 22
2.2 Методы управления неформальными группами ………. 26
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ
ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППАМИ
В КОМПАНИИ “эР-тЕЛЕКОМ” ……………………………………..…. 33
3.1 пРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ …...… 33
3.2 РЕЗУЛЬТаТЫ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА ………….….………...…. 38
3.3 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ГРУППАМИ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………...………….… 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….………… 43

Работа содержит 1 файл

Кр Теория организации.doc

— 242.00 Кб (Скачать)


НОУ ВПО «Институт  законоведения и управления ВПА»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Теория организации

Анализ и оптимизация управления неформальными группами в процессе функционирования организации

 

 

 

 

 

                                                         Выполнил

                                                         студент группы: 2103

                                                         заочной формы обучения

                                                         Направление: «Менеджмент организации»

                                                         Ф.И.О. Лисецкая Е.Л.

 

                                                         Проверил

                                                         Преподаватель: Музыченко Л. С.

                                                         Оценка (зачтено\незачтено)_________

                                                         Подпись преподавателя_____________

 

 

 

Тула 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ   ………………………………………………………………..……..   3

1 Категория группы и ее характеристика…………………...…….   5

1.1 Общее понятие группы и ее классификация   ……..…….….   5

1.2 Характеристика формальной и НЕФОРМАЛЬНОЙ групп   …   8

1.3 Возникновение неформальной группы и ее роль в

     процессе функционирования организации   ……………...   16

2 УПРАВЛЕНИE  НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ   …………………...…   20

2.1 Механизм управления неформальными группами   …....   22

2.2 Методы управления неформальными группами   ……….   26

3 ПРИМЕНЕНИЕ  ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ 

      ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППАМИ

     В КОМПАНИИ “эР-тЕЛЕКОМ”   ……………………………………..….   33

3.1 пРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  …...…   33  

3.2 РЕЗУЛЬТаТЫ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА   ………….….………...….   38

3.3 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ГРУППАМИ ДЛЯ

      ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

      В  ОРГАНИЗАЦИИ   …………………………………………...………….…   39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   …………………………………………………………………   41

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   …………………….…………   43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  курсовой работы. В трудах по управлению постоянно подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.

           Говоря о том, какую роль играет система управления “человеческими ресурсами” в развитии компании один из руководителей американской компании 3М сказал: “Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается в число критических факторов экономического успеха. В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, совершенствования технологий, организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют, прежде всего люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений”

           Руководящие работники  организации испытывают удовлетворение в  том случае, если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.  

           Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации.

           Руководителям “среднего звена” необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.

Объектом исследования в данной работе является компания ЗАО «ЭР-Телеком».

Предметом исследования являются неформальные группы в ЗАО «ЭР-Телеком».

Цель работы:

- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.

          Задачами работы являются:

-   Проанализировать неформальные  группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;

-  Провести исследование процесса  управления неформальными группами: исследовать механизм  и рассмотреть  методы эффективного управления данными группами, а именно: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности руководящих работников, замена руководителя “среднего звена”, перевод сотрудников на другое место работы, размещение кабинетов, признание естественных лидеров, обмен информацией в организации;

  • Показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на примере компании “ЭР-Телеком”: проанализировать существующие методы управления неформальными группами в компании “ЭР-Телеком” и выявить резервы повышения их эффективности.  

1. Категория группы и ее характеристика

 

     1.1. Общее понятие группы и ее  классификация.

 

           Не существует канонизированного определения малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.[4]

           Характерными особенностями группы является следующее:

  1. Члены   группы   идентифицируют  себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения мы, у нас, наши, нам и т.п.;
  2. Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям “человеческую” форму;
  3.   В группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.[6]

           Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

           Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. 

           Формальная группа имеет следующие особенности:

  1. Она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;
  2. Она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

           В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:

  1. Вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находиться между двумя другими  -  выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;
  2. Функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;
  3. Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации. 

           Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта. [9]

           Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

           Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.[1]

           Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

           Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:

  1. Представляет собой вне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.
  2. Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д. )

           Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

1. Просоциальные т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

2. Асоциальные т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.[9]

 

 

     1.2. Характеристика формальной и неформальной групп.

 

           Исходя из определения  Шоу,  можно  считать,  что  организация  любого

размера состоит из нескольких групп. Руководство  создает  группы  по  своей

воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и  по

вертикали (уровни управления). В каждом из  многочисленных  отделов большой организации  может  существовать  десяток  уровней   управления.   Например, производство на заводе можно  разделить  на  более  мелкие  подразделения  – механообработки, окраски, сборки. Эти  производства  в  свою  очередь можно делить и дальше.  К  примеру,  производственный   персонал,   занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных  коллектива  по 10 – 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может  состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

Информация о работе Анализ и оптимизация управления неформальными группами в процессе функционирования организации