Шпаргалка по "Экономический анализ "

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономический анализ".

Работа содержит 1 файл

EA теор.docx

— 219.40 Кб (Скачать)

1. Экономический анализ

Экономический анализ – система специальных знаний, связанная с: 1. Исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающейся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка. 2. Научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнений. 3. Выявлением плюсов и минусов факторов и количественным измерением их действия. 4. Раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользующихся внутрихозяйственных субъектов. 5. Обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений. // Цель ЭА - обоснование управленческих решений для повышения эффективности деятельности организации. // Предмет ЭА - хозяйственные процессы организации, соц-экономическая эффективность и конечные финанасовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации. // ЭА - управленческая наука, позволяющая реализовывать основные функции управления: планирование, регулирование, контроль, учет, ЭА, экономическое стимулирование. Занимает промежуточное место между получением информацией и принятием управленческих решений. // Роль ЭА возрастает под влиянием факторов: 1. повышением самостоятельности хоз субъектов  и ответ-ти за принимаемые решения. 2. формир-е и становление фондового рынка. 3. развитие рынка недвижимости. 4. либерализация ВЭД. 5. изм-е валют, налог, тамож закон-ва. 6. переход к сост-ю отчетности по международным стандартам. 7. развитие внешнего аудита. // Метод ЭА – комплексное, взаимосвязанное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результат деятельности организаций. // Методология включает три этапа: 1. Исследование особенностей анализируемого объекта. 2. Выявление важнейших факторов (внешних/внутренний). 3. Определение количественной формы зависимости анализируемых показателей от факторных. // Особенности: 1. Системный подход – объект рассматривается как система. 2. Комплексность анализа – оценка воздействия на результат деятельности совокупности факторов (внешних/внутренних). 3. Конечная цель – разработка конкретного решения по повышению эффективности деятельности организации. // Классификация: 1. по целям анализа. 2. по аспектам (управленческий, финансовый, технико-экон). 3. по объектам. 4. по субъектам (внутренний/внешний). 5. по характеру принимаемых решений и времени проведения (перспективный(предварительный) и ретроспективный (последующий), текущий). 6. по отношению к объекту (внешний/внутренний). 7. по методам (количественный/качественный). 8. по отраслевому признаку (отраслевой, межотраслевой). 9. по пространственному признаку (внутрифирменный, межфирменный). 10. по степени охвата объектов (сплошной, выборочный).

 

2. Методические приемы  ЭА

I. Базовые (дают общую оценку деятельности организации): 1. Метод сравнений – цель: выявление особенностей, оценка выполнения бизнес-плана, оценка напряженности бизнес-плана, выявлением места предприятия среди родственных предприятий, выявление динамики, резервов улучшения деятельности организации. Применение данного метода требует соблюдения условия сопоставимости. 2. Группировка - позволяет выявить важнейшие факторы изменения показателей. Виды: - по простым моментам труда, -по разделам бизнес-плана, -по статьям бизнес-плана, - по статья отчета о прибылях и убытках. 3. Дисконтирование - приведение ожидаемых денежных потоков к текущему времени. Используется для оценки инвестиционных проектов. 4. Моделирование показателей - Выбирают форму зависимости показателя от факторов. Две основные формы: -функциональная (объем производства от количества работников), -стохастическая (вероятностная: производительность труда от стажа). 5. Измерение влияния факторов - балансовый метод расчета, алгебраическое суммирование изменения факторов; -индексный; -метод цепных подстановок; -интегральный; -логарифмический. Их применяют для расчета влияния факторов при наличие функциональной зависимости, которую подразделяют на: аддитивную, мультипликативную, кратную (частное от деления факторов), комбинированную. II. Экономико-математические (спользуются при наличии вероятностей зависимости) - корреляция, вариационный и регрессионный анализ. Требуется достаточное количество наблюдений, для выявления закономерностей. При построении вероятностных моделей должны соблюдаться следующие принципы: 1. Причинность (только те факторы, которые явл существенной причиной изменяют показатель). 2. Наличие/возможность создания информационной базы. 3. Обоснование формы связи показателя с фактором. 4. Относительная независимость исследуемых факторов, включаемых в модель. 5. Адекватность выбранной модели реальному изменению показателей. III. Эвристические (описание, профессиональное суждение и творческое суждение).

3. Методы и факторные  модели

I. Метод цепных подстановок: На основе качественных показателей формируют модель зависимости. Модель преобразуют для детализации факторов. При этом все факторы подразделяют на количественные, структурные и качественные. Сущность метода – в последовательной замене базисной величины факторов на отчетное значение. В результате получают цепь расчетов. Сравнивая каждый следующий расчет с предыдущим, выявляют влияние фактора на обобщающий показатель (Y0=a0*b0*c0; Ya=a1*b0*c0; Yb=a1*b1*c0; Yc=a1*b1*c1). // Недостатки: 1. Результат расчетов зависит от последовательности подстановки; 2. Влияние факторов рассматривается изолированно, а в реальной жизни – взаимодействуют друг с другом. 3. При расчете влияния последующего фактора в модели его значение либо преувеличено, либо приуменьшено. // II. Метод абсолютных разностей: Применяется в мультипликативных моделях. Является частным случаем метода цепных подстановок. Рассчитывает влияние каждого фактора осуществляется путем умножения абс отклонения по каждому фактору на базисное/отчетное значение остальных: ΔYa=(a1-a0)*b0*c0; ΔYb=a1*(b1-b0)*c0; ΔYc=a1*b1*(c1-c0). // III. Метод относительных разностей: Он используется при детерминированной форме зависимости и при мультипликативной форме. Отклонение отчетных данных от базисных по факторам определяют в индексной форме. Рассчитывается влияние: Y=a*b*c; ΔYa=Y0*(Ia-1)*1*1; ΔYb=Y0*Ia*(Ib-1)*1; ΔYc= Y0*Ia*Ib*(Ic-1). IV. Метод индексный - основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение факторного уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту). Применение индексов позволяет выявить влияние на динамику показателей факторов: количественных (объем продукции, величина ресурсов), структурных и качественных. I=∑q1p1/∑q0p0; Iцены=∑q1p1/∑q1p0; Iфиз.объема=∑q1p0/∑q0p0; Iструкт.=∑q1p0d1/∑q1p0d0; d=Qa//∑q. // V. Метод интегральный - Он основан на суммировании приращений функции, определенной как частная производная, умноженная на приращение аргумента на бесконечно малых промежутках. Интегральный способ позволяет достичь полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Преимущества: 1. Нет необходимости устанавливать последовательность расчетов. При изменении последовательности численное значение влияния фактора не меняется. 2. При расчетах учитывают взаимодействие между факторами и их влияние друг на друга. Y=a*b; ΔYa=(a1-a0)*((b1+b0)/2); ΔYb=(b1-b0)*((a1+a0)/2). // Все детерминированные модели можно свести к 4м типам: Аддитивные, Мультипликативные, Кратные, Смешанные. 1. Мультипликативная форма представляет собой произведение факторов, влияющих на результативный показатель. Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель расчета объема производимой продукции:  выпуск продукции = среднесписочная численностьработников х выработка на 1 рабочего  Для выявления влияния фактора на показатель в мультипликативной модели, как и в любой другой, возможно осуществление трансформации исходных показателей путем удлинения, расширения исходных моделей. Для этого осуществляют включение в модель дополнительных факторов путем применения соответствующих математических приемов. 2. Функциональная зависимость показателей от факторов подразделяется на: 1) аддитивную зависимость 2) мультипликативная форма; 4) комбинированная зависимость. АФЗ – алгебраическая сумма влияния факторов на результирующий показатель. К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях. Пример: прибыль до налогообложения = прибыль (убыток) от продаж + прочие доходы – прочие расходы.

 

4. Система аналитических  показателей

Комплексный подход предполагает использование  системы аналитических показателей, состоящих из: обобщающих показателей  деятельности предприятия и частных  показателей использования ресурсов. // 1. Показатели 1-ого блока: включают частные показатели, отражающие качество применения технологий, технический уровень и прогрессивность применения средств, квалификации работников (качество рабочей силы); качество = конкурентоспособность продукции, уровень производства, труда, управления. 2. Показатели 2-ого блока: а) среднегодовая стоимость основных фондов, среднегодовая стоимость активной части основных фондов, фондоотдача; б) сумма товарно-материальных запасов, материалоотдача; в) среднесписочная численность работников, производительность труда. 3. Показатели 3-его блока: валовая продукция, товарная продукция, отгруженная, реализованная. 4. Показатели 4-его блока: показатели текущих издержек на производство и реализацию продукции, работ и услуг (сумма затрат на производство по элементам, производственная себестоимость реализованной продукции, полная себестоимость реализованной продукции, уровень затрат на рубль реализованной продукции). 5. Показатели 5-ого блока: финансовый результат от производства продукции (валовая прибыль), прибыль от продажи, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. 6. Показатели 6-ого блока: среднегодовая стоимость собственного капитала, среднегодовая стоимость заемного капитала, среднегодовая стоимость всего капитала + показатели скорости оборота капитала (выручка от реализации/ среднегодовая сумма капитала) и тд. // При формировании системы показателей часть показателей получают непосредственно из отчетности, однако многие показатели требуют аналитической обработки. На основе специальных расчетов в систему показателей включают относительные наряду с абсолютными показателями. // Деление показателей на общие и частные зависит от целей и задач анализа (показатель фондоотдачи – обобщающий показатель эффективности использования основных фондов; частный показатель использования производственных ресурсов, влияющий на объем выпуска и реализации продукции).

 

5. Анализ денежных потоков

Виды денежных потоков: 1. Потоки от основной деятельности (текущей). 2. Денежные потоки от инвестиционной деятельности организации (изменение УК, кредиты). Формы а, составленная в соответствии с российскими стандартами предоставляет финансовое сальдо. 3. Оборотные ведомости (остаток на начало – поступило – израсходовано – на конец периода). // По текущей деятельности к положительному денежному потоку относят средства, полученные от покупателей и заказ (аванс+выручка) + прочие поступления (возврат налогов). Отрицательные денежные потоки связаны с выплатами на приобретение запасов, сырья и иных оборотных активов, отплату труда, налоги и сборы, выплату дивидендов и процентов. // Положительные ден. потоки в инвестиционной деятельности: полученная выручка от продаж ОС и других товарно-материальных запасов. Отрицательный ден. поток связан с капитальными вложениями. // Фин. деятельность – банковские кредиты (кр. ср.) Движение ден. средств в финансовой деятельности связано с формированием капитала организации (собственного и заемного). // Прямой метод анализа:  Остаток ден. средств на начало + Σ поступивших ден. средств по всем видам деятельности – расход ден. средств = остаток ден. средств на конец года Или Остаток ден. средств на начало ± чистые ден. средства от текущей деятельности ± чистые ден. средства от инвестиционной деятельности ± чистые ден. средства от финансовой деятельности = остаток ден средств на конец года. // Косвенный метод анализа – основан на корректировке показателей чистой нераспределенной прибыли, которая представляет собой превышение ден. доходов над ден. расходами. Этот метод предусматривает корректировку ден. потоков соответственно с факторами изменения оборотных активов и краткосрочных обязательств. Применяют только к ден. потоку от текущей деятельности. // Схема расчета движения денежных средств в текущей деятельности по косвенному методу следующая: 1. чистая нераспределенная прибыль на конец года (3ий раздел баланса). 2. корректировка на сумму отчислений чистой прибыли в рез. капитал – увеличение отчислений + (отчисления за отчетный год). 3. увеличение чистой прибыли за счет роста доходов будущих периодов (5ый раздел баланса). 4. корректировка фин. результата на фин. результат от реализации внеоборотных активов (т.к. это связано с операциями в инвестиционной деятельности). 5. корректировка чистой прибыли на неденежные статьи расходов (амортизация НА и ОС) + Σ начисленной амортизации (баланс, строка 741). 6. определения влияния изменения текущих (оборотных) активов на ден. потоки в текущей деятельности. Расчет производят сравнением данных по статьям оборотных активов на конец периода с данными на начало года. Прирост вложений в оборотные активы влияет отрицательно на ден. поток => уменьшается отток ден. средств. 7. определение влияния краткосрочных обязательств на ден. потоки. Рассчитывается путем сравнения данных на конец года с данными на начало по статьям краткосрочным обязательств в разделах баланса (кроме строки 610 «Кредиты и займы»). Увеличение краткосрочных обязательств влияет положительно на ден. потоки, снижение краткосрочных обязательств влияет отрицательно.

 

6. Оперативный анализ  выполнения контрактов

Цель - оперативная аналитическая оценка соответствия фактических показателей сделок данным контракта. Задачи: 1. оценка соблюдения сроков исполнения контрактов. 2. оценка исполнения обязательств по контрактам по объему и ассортименту поставок. 3. оценка качества поставок. 4. анализ ценовых показателей при исполнении контракта. // Источники данных для оперативного анализа: 1. контракты с дополнениями и изменениями. 2. паспорта сделок. 3. грузовые таможенные декларации. 4. платежные документы. 5. выписки с валютных счетов предприятия. 6. товарно-сопроводительные документы. 7. страховые полисы. 8. справки о подтверждающих документах на ввоз товаров, выполненных работах и услугах. 9. справка о валютных операциях предприятия. 10. претензионные акты, акты о приемки товаров, рекламации. 11. данные б/у по счетам с отражением экономической выручки. // Для оценки обязательств по срокам исчисляется коэффициент просроченных обязательств: отношение суммы просроченных обязательств за отчетный период к общей сумме поставки (плановой на данный период). // Для анализа соблюдения графика поставок исчисляется коэффициент ритмичности поставок: отношение суммы поставок в пределах графика к общей сумме поставок по плану или контракту (сумма поставок в пределах графика включает фактическую сумму поставки, но не выше предусмотренной планом). // Соблюдение качественных параметров, если предприятие это не соблюдает Þ применяются скидки с первоначальной цены, либо предъявляется рекламация. Для оценки влияния качества поставок на показатель деятельности предприятия анализируют динамику потерь на основе выше перечисленных показателей. Для оценки исполнения обязательств применяют расчет индексов, в т.ч. индекса физического объема поставок, цен и др. Индексный метод факторного анализа позволяет оценить влияние: физического объема продаж, структуры, цен и курсов валют.

 

7. Эффективность использования  ресурсов

Анализ эффективности  исп-ния ресурсов -  это составная часть комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. Играет важную роль, поскольку является фактором обеспечения платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости хозяйственных организаций, поддержания их конкурентоспособности, формирования достаточных ресурсов для развития  и получения достаточной прибыли в целях привлечения разнообразных инвесторов. // Показатели: Фондоотдача = Стоимость выпуска продукции (или Выручка) / среднегод. стоимость основных фондов. Показывает, сколько продукции выпускается на 1 руб. осн. средств и харак. эфф-сть исп-ия осн. ср-в. Обратен фондоемкости. // Производительность труда = выручка / ССЧ. Показывает объем продукции, выпускаемый работником за опр. время. // Материалоотдача = Стоимость выпуска продукции (или выручка) / сумма мат. затрат. Харак-т выпуск продукции на 1 руб. потребленных мат. ресурсов. Обратен материалоемкости.

 

8. Факторный анализ выручки

Источники информации: бухгалтерская отчетность, форма№2, данные бухучета по соответствующим счетам. // Задачи: 1. выявление причины изменения выручки за счет факторов сфере обращения и сфере производства. 2. количественная оценка влияния факторов на динамику. 3. выявление резервов роста. // Зависимость выручки от факторов в сфере обращения может быть выражена формулой товарного баланса, выраженная в отпускных ценах или в себестоимости.Оценка товарного баланса в двух измерителях позволяет выявить влияние факторов на выручку и прибыль от продаж. Товарный баланс =

Остаток готовой продукции на складе на начало периода + Остаток отгруженной продукции, неоплаченной на начало периода + Выпуск продукции за отчетный период + Остаток готовой продукции на складе на конец периода + Остаток отгруженной продукции, неоплаченной на конец периода. // Изменение остатков ГП на складе и изменение остатков отгруженной продукции, неоплаченной зависит от факторов в сфере обращения: изменение спроса, изменение характеров каналов сбыта, изменение форм расчетов, изменение структуры покупателей. // Изменение выпуска связано с факторами в сфере производства: факторы, связанные с использованием производственных мощностей, факторы трудовых ресурсов, факторы материальных ресурсов. // Количественная оценка влияния факторов, составляющих элементы товарного баланса, производится балансовым методом. Следующим этапом факторного анализа является оценка динамики выручки путем расчета индексов. На основе индексного метода оценивается влияние следующих факторов: изменение физического объема продаж, изменение контрактной цены, изменение курса иностранной валюты, структура продаж.

 

9. Критический объем  продаж

Критический объем продаж – минимальный объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат (точка безубыточности). Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. // Переменные затраты - прямые материальные затраты, основная зарплата производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. // Условно-постоянные затраты - общехозяйственные расходы, административно-управленческие расходы, расходы на рекламу, командировочные расходы. // Решаемые задачи: определить критический объем продаж, точку пороговой рентабельности; определить целевую прибыль; рассчитать влияние факторов на результативный показатель; планирование наиболее выгодного ассортимента; определение выгодности производства; определение выгодности запуска изделия в производство. // Методы определения: I. Алгебраический – расчитывается в натуральном выражении: постоянные затраты/(цена за единицу продукции/переменные затраты на единицу). Этот метод позволяет следующие управленческие решения: 1. рассчитать необходимый объем продаж для покрытия затрат (обеспечения безубыточности. 2. обосновать решение по целевой прибыли 3. управлять условно постоянными затратами 4. управлять переменными затратами. Разница между планируемой выручкой и критическим объемом продаж = запас финансовой прочности. II. Метод маржинального дохода (для организаций с широким ассортиментом): маржинальный доход = выручка от реализации – переменные затраты; прибыль от продаж = маржинальный доход – условно-постоянные затраты. При равенстве маржинального дохода и условно постоянных затрат прибыль от продаж равна нулю – безубыточность.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономический анализ "