Модели экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики

Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики

Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели

Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 132.72 Кб (Скачать)

импортозамещения), не превысит 2—3% в год. 

  Из  этого  вытекает  ключевая  объективно  заданная  цель   антикризисной

стратегии на ближайшее десятилетие.  Необходимо  сформировать  новую  модель

российской  экономики,  которая,  в   отличие   от   сложившейся,   обладает

потенциалом  долго  срочного  динамичного  роста,  позволяя  решать   задачи

повышения уровня жизни  эффективности  и  конкурентоспособности,  сохранения

целостности и обеспечения безопасности страны. 

  Данные  условия  задают  одновременно  и  минимальные  границы   повышения

эффективности экономики. Экономический рост не  может  быть  равномерным  он

будет  складываться  за  счет  одновременного  увеличения  темпов   развития

обрабатывающей  промышленности и сохранения инерционной  динамики в  первичных

секторах. Такой режим  развития  на  протяжении  длительного  времени  может

обеспечиваться  только  за  счет  мобилизации  всех   источников   повышения

эффективности — структурны» технологических, организационных. 

  Создание  новой модели экономики и выход  на траекторию  динамичного   роста

потребуют изменений основных макроструктурных пропорций. 

  1. Переориентация  производства на  внутренний  спрос  и  сокращение  доли

импорта в его покрытии. В ближайшие  один-два года основным источником  роста

со стороны  конечного  спроса  останется  импортозамещение,  в  дальнейшем  —

производственные  инвестиции, и, в меру  ослабления  финансовых  ограничений,

государственный спрос, во  второй  половине  десятилетия  —  потребительские

расходы. 

  2. Разблокирование  источников роста внутреннего  спроса,  прежде  всего  —

увеличение  доходов  и  накоплений   реального   сектора,   замороженных   в

неденежных  формах расчетов. В течение ближайших  пяти-шести лет доля  валовой

прибыли  товаропроизводителей  (без  учета  банков)  в  совокупных   доходах

экономики должна оставаться стабильно высокой  на уровне  30-35%.  Необходимо

изменение  ценовых  пропорций  между  первичными)  и   конечными   секторами

экономики,   и   обеспечивающее   ускоренное   формирование   накоплений   в

обрабатывающей  промышленности и аграрном секторе. 

  3. Обеспечение  опережающего, по сравнению с  конечным потреблением,  роста

валовых сбережений и инвестиций. Доля валовых  национальных сбережений в  ВВП

должна  оставаться  примерно  на  уровне  1999  года,  вплоть  до   середины

десятилетия, 28-30%. В  последующем  она  может  несколько  снизиться.  Доля

валового  накопления основного капитала должна возрасти с  нынешних  16%  ВВП

до 18-20% к 2005 году и продолжить свой рост до конца  десятилетия  (до  20-

23% ВВП)  за счет снижения нагрузки  на валовые сбережения со  стороны   вывоза

капитала  и других капитальных операций с  внешним миром. 

  4. Изменение  структуры товарного  производства  в  пользу  обрабатывающей

промышленности. Основными очагами роста на  разных  этапах  рассматриваемого

периода   станут:   отрасли   потребительского   комплекса,   обеспечивающие

импортозамещение;  отрасли   машиностроения,   производящие   инвестиционное

оборудование;  отрасли  высокотехнологичного   машиностроения,   позволяющие

обновлять оборудование на современном качественном уровне. 

  5. Опережающий  по сравнению с  динамикой   производства  и  инфляции  рост

денежной  массы с одновременным изменением её структуры в пользу  средств  на

счетах  предприятий. Основными факторами  замедления скорости оборота денег  в

экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и  денежных

суррогатов,  ужесточение  требований   к   платежеспособности   предприятий,

дедолларизация  национального хозяйства и повышение  склонности  населения  к

сбережению. Для выхода на требуемую траекторию роста необходимо, чтобы  доля

бартера в продажах сократилась с сегодняшних 35 % до 25-30% к  2005  году  и

15-20% к  2010 году. 

  Формирование  качественно новой модели российской  экономики  предполагает

осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть,  что  эти  условия

сами по себе еще не создают импульс динамичного  экономического  развития  —

они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии. 

  Первое  —  формирование  субъекта  экономической  политики,  интересы   и

возможности  которого  соответствовали  бы  системным  целям  конструктивной

антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего  необходимо  задать  жесткий

формат  «правил  игры»,  переводящий  взаимодействие  ключевых  экономических

игроков в конструктивное целеориентированное  русло. А это возможно только  в

рамках  консолидации одновременно на трех социальных уровнях:  власти  (групп

элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп). 

  Такую  консолидацию можно практически  обеспечить  только  одним   способом:

превратить  повышение уровня жизни граждан  в реально работающий критерий  для

действий  властей всех  уровней,  корпоративных  структур  (предпринимателей,

профсоюзов  и  других)  и  социальных  групп.   Конкретные   организационные

механизмы, реализующие данный подход, активно  разрабатывались  в  период  с

1997  по  1999  год  и  были  законодательно  оформлены  в  ряде   субъектов

Российской  Федерации. 

  Второе  — концентрация банковского и  промышленного капитала,  формирование

крупных производственно-финансовых корпораций и мощных банковских структур. 

  Выполнение  данного условия абсолютно необходимо  для решения  целого  ряда

задач: 

. обеспечения  конкурентоспособности отечественных   товаропроизводителей  на

   внутреннем  и внешнем рынках, где разрозненные  российские предприятия, как

   правило,  многократно уступают своим иностранным  конкурентам по  масштабам

   капитала, организационным и ресурсным  возможностям и другим критериям; 

.   создания    целостных    производственно-технологических    комплексов,

   восстановления  технологической кооперации; 

. реструктуризации  отдельных предприятий, их финансовой  санации и вывода из

   эксплуатации  устаревших производственных мощностей; 

. реализации  крупных инвестиционных проектов, направленных  на  техническую

   реконструкцию  производственного аппарата; 

. восстановления  единой управленческой вертикали,  создания  партнеров  для

   государства   при  формировании  и  реализации   крупных   государственных

   проектов  и программ; 

.  создания   противовеса,   препятствующего   экономическому   сепаратизму

   регионов; 

. укрепления  платежеспособности и ликвидности  предприятий. 

  Третье  — создание эффективной вертикали  государственной власти, без   чего

невозможна  никакая последовательная экономическая  политика.  В  сегодняшних

российских  условиях формула сильного государства  включает: 

.  экономический   союз  между  государством   и   национальным   капиталом,

   основанный  на  единстве  цели  —  преодолении   кризиса   и   достижении

   экономического  благополучия страны (такой союз  предполагает, в частности,

   развитие   партнерских   отношений   между   государством   и    крупными

   корпорациями); 

.  социальную  ответственность  крупного  капитала,  развитие   социального

   партнерства; 

. реальную  ответственность  всех  уровней   власти  за  поддержание  и   рост

   благосостояния  населения; 

.  безусловное   сохранение   федеративного   формата   и   территориальной

   целостности  государства; 

. укрепление  демократических механизмов контроля  за исполнительной  властью

   и  местного самоуправления; 

. подавление  коррупции и криминализации государственного  аппарата. 

  Четвертое  — развитие эффективных  механизмов  реализации  государственной

экономической политики. В настоящее  время  текущая  экономическая  политика

государства на федеральном  уровне  осуществляется  преимущественно  в  двух

формах: 

  1)   принятия   нормативных    актов,    регламентирующих    деятельность

экономических агентов; 

  2) операций  Центрального  банка,  связанных   с  регулированием  денежного

обращения и финансовых рынков. 

  По  мере реализации трех предшествующих  условий  механизм  государственной

экономической политики  на  федеральном  уровне  должен  быть  расширен,  по

крайней мере, в следующих направлениях: 

.  превращения   федерального  бюджета  в   активный  инструмент   управления

   государственным  спросом; 

.  развития  государственного  целевого  программирования  как  инструмента

   решения  системных задач; 

. качественного  повышения управления государственной  собственностью. 

  Пятое  — осуществление социальных реформ, направленных, прежде  всего,  на

усиление  адресности  социальной  поддержки,  а  также   на   сохранение   и

Информация о работе Модели экономики