Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

В Республике Беларусь за истекшее десятилетие создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, защиту их материальных, социальных и культурных интересов.
Последовательно осуществляется курс на инновационное развитие страны. За годы независимости сформирована современная социальная инфраструктура.

Работа содержит 1 файл

Экономия и бережливость.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     Экономия  и бережливость –  главные факторы  экономической безопасности государства 

     ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     14 июня 2007 г. № 3

     Экономия  и бережливость –  главные факторы  экономической безопасности государства 
 

     В Республике Беларусь за истекшее десятилетие создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, защиту их материальных, социальных и культурных интересов. 

     Последовательно осуществляется курс на инновационное развитие страны. За годы независимости сформирована современная социальная инфраструктура. 

     В республике, оставшейся после распада  Советского Союза без источников энергетических и сырьевых ресурсов, проведена большая работа по внедрению  энерго- и ресурсосберегающих технологий. 

     В результате в 1997–2006 годах прирост  валового внутреннего продукта обеспечен  практически без увеличения потребления  топливно-энергетических ресурсов. Это  в комплексе с другими мерами позволило минимизировать отрицательные последствия для экономики повышения цен на нефть и газ, а главное – не допустить падения жизненного уровня нашего народа. 

     Вместе  с тем в стране не создана целостная  система экономии материальных ресурсов, что снижает конкурентоспособность  экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. 

     Энергоемкость валового внутреннего продукта у  нас в полтора – два раза выше, чем в развитых государствах со сходными климатическими условиями  и структурой экономики. Высока и материалоемкость отечественной продукции. Недостаточно полно используются вторичные ресурсы и отходы производства. 

     Не  изжиты бесхозяйственность и расточительство. Руководители органов государственного управления и иных организаций не осуществляют должного контроля за бережным хранением и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, не всегда выявляют резервы по снижению энерго- и материалоемкости производства. 

     На  низком уровне ведется работа по вовлечению в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии: леса, воды, ветра, подземного тепла, солнечной энергии и других. 

     В то же время бездумное, порой бездушное  отношение к природе наносит  ей невосполнимый урон, что неминуемо  скажется на качестве жизни последующих поколений. 

     Экономное расходование тепла, электроэнергии, природного газа, воды и других ресурсов не стало  нормой жизни для каждой белорусской  семьи, каждого человека. 

     Не  искоренены факты вандализма в подъездах, лифтах, на лестничных площадках многоквартирных жилых домов, придомовых территориях и детских площадках, в других общественных местах и на транспорте. Как следствие, государство несет громадные непроизводительные расходы по поддержанию в надлежащем состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. 

     В целях укрепления экономической  безопасности государства: 

     1. Обеспечить энергетическую безопасность  и энергетическую независимость  страны. Для этого:

     1.1. руководителям государственных  органов всех уровней управления  организовать жесткий контроль за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, снижением удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции при одновременном росте производства и его модернизации;

     1.2. Совету Министров Республики Беларусь:

     1.2.1. обеспечить в 2007–2010 годах и  на перспективу полное и надежное  снабжение населения и экономики  энергоресурсами по экономически  обоснованным ценам (тарифам), снижение  рисков и недопущение кризисных  ситуаций в энергообеспечении  страны;

     1.2.2. принять исчерпывающие меры по  заключению начиная с 2007 года  долгосрочных соглашений о поставках  в Республику Беларусь топливно-энергетических  ресурсов и осуществлению этих  поставок, предусмотрев диверсификацию  данных ресурсов не менее чем  на 20 процентов при условии экономической и экологической целесообразности;

     1.2.3. до 1 августа 2007 г. образовать республиканскую  межведомственную комиссию по  контролю за экономией и рациональным  использованием топливно-энергетических  и материальных ресурсов, обеспечить создание аналогичных отраслевых, областных, городских, районных и постоянно действующих в организациях комиссий, создать институт внештатных инспекторов по надзору за эффективным использованием ресурсов;

     1.2.4. совместно с облисполкомами и  Минским горисполкомом в 2007 году и в последующие годы активизировать продажу в установленном порядке имущественных комплексов неэффективно работающих малых и средних государственных организаций, не завершенных строительством объектов с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, а также долей государства в уставных фондах убыточных хозяйственных обществ;

     1.3. Совету Министров Республики  Беларусь и Национальной академии  наук Беларуси:

     1.3.1. внести Главе государства проект  уточненной Концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, предусмотрев в нем:

     снижение  энергоемкости валового внутреннего  продукта в 2010 году не менее чем на 31 процент, в 2015 году не менее чем  на 50 процентов, в 2020 году не менее чем на 60 процентов к уровню 2005 года;

     обеспечение в 2012 году не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных  видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии и в 2015 году вовлечение в топливный баланс бурых углей белорусских месторождений;

     диверсификацию  поставок в республику нефти, природного газа, электроэнергии, угля и ядерного топлива, обеспечивающую начиная с 2020 года импорт из одной страны-поставщика не более 65 процентов объема потребляемых энергоресурсов;

     активизацию работы по строительству АЭС, работающих на угле ТЭС, ГЭС малой и средней  мощности, мини-ТЭЦ, а также производств  по выпуску биотоплива, ветроэнергетических  установок, биогазовых комплексов, установок, использующих энергию твердых коммунальных и иных отходов;

     реконструкцию действующих и строительство  новых подземных хранилищ природного газа, нефте- и мазутохранилищ;

     уменьшение  затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования, а также сокращение потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции топливно-энергетического комплекса;

     1.3.2. в III квартале 2007 г. представить  Президенту Республики Беларусь  проект уточненной Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах;

     1.4. Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам и иным государственным организациям в 2007 году и в последующие годы обеспечить экономию валютных средств за счет активизации импортозамещения, существенного сокращения импорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, аналогичной производимой в Республике Беларусь.

     2. Принять кардинальные меры по  экономии и бережливому использованию  топливно-энергетических и материальных  ресурсов во всех сферах производства  и в жилищно-коммунальном хозяйстве, а именно:

     2.1. Совету Министров Республики  Беларусь определить и довести  государственным органам и иным  государственным организациям показатели  по экономии ресурсов на 2007 год,  доводить им такие показатели  ежегодно;

     2.2. республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, Управлению делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Национальному банку, местным исполнительным и распорядительным органам до 1 сентября 2007 г. обеспечить:

     2.2.1. рассмотрение на заседаниях соответствующих  коллегиальных органов вопросов  усиления режима экономии и  рационального использования ресурсов, утвердив отраслевые (по сферам  деятельности), областные, городские и районные программы мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также денежных средств;

     2.2.2. разработку и осуществление в  2007 году и в последующие годы  подчиненными организациями (организациями, входящими в их состав) конкретных мер по снижению энерго- и материалоемкости производства, уменьшению отходов, потерь сырья и материалов на всех стадиях их обработки, хранения и транспортировки, более полному использованию в производстве вторичных ресурсов;

     2.2.3. доведение государственным организациям  и хозяйственным обществам, в  отношении которых государство,  обладая долями (акциями) в их  уставных фондах, может определять  решения, принимаемые этими обществами, конкретных показателей по экономии  ресурсов на 2007 год. Доводить им такие показатели ежегодно;

     2.3. Совету Министров Республики  Беларусь, облисполкомам и Минскому  горисполкому:

     2.3.1. до 1 ноября 2007 г.:

     создать новые и укрепить квалифицированными кадрами имеющиеся службы по нормированию топливно-энергетических и материальных ресурсов;

     ввести  в бизнес-планы развития организаций  раздел «Энергосбережение», предусматривающий  снижение энергоемкости выпускаемой  продукции, максимальное использование  местных видов топлива, включая  вторичные энергоресурсы;

     2.3.2. при назначении на должности  руководителей организаций в  качестве одного из главных  критериев оценки их профессиональных  качеств считать способность  к стратегическому мышлению, принятию  нестандартных решений, направленных  на повышение эффективности производства, в том числе за счет снижения издержек и экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов;

     2.4. облисполкомам и Минскому горисполкому  обеспечить:

     2.4.1. в 2008 году перевод котельных,  расположенных в населенных пунктах  с численностью населения до 20 тыс. человек (за исключением районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС) и работающих на топочном мазуте, на использование в основном местных видов топлива;

     2.4.2. в 2007–2009 годах замену с учетом  технологической и экономической  целесообразности электрокотельных и электронагревателей на котлоагрегаты и водонагреватели, работающие преимущественно на местных видах топлива;

     2.4.3. до 2010 года теплоснабжение одноквартирных  и блокированных жилых домов  за счет установки в них  индивидуальных устройств для отопления и горячего водоснабжения – при оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов, имеющих централизованное водо- и газоснабжение жилищного фонда;

     2.4.4. совместно с Министерством жилищно-коммунального  хозяйства:

     оснащение в 2007–2008 годах всех квартир (индивидуальных домов) приборами индивидуального учета расхода холодной и горячей воды за счет средств граждан, кредитных ресурсов и собственных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства;

     ежегодное использование в жилищно-коммунальном секторе к 2012 году местных видов топлива для нужд отопления и горячего водоснабжения не менее 900 тыс. тонн (условного топлива);

     2.4.5. совместно с другими государственными  органами и иными организациями  отпуск ежегодно в межотопительный  период, начиная с 2007 года, горячей воды потребителям в районных центрах, городских поселках и сельской местности (кроме районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС) с преимущественным использованием местных видов топлива и установкой баков-аккумуляторов.

Информация о работе Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства