Экономика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:41, курс лекций

Описание работы

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет в собственном ведении обособленное имущество.
Цели: выпуск продукции или оказание услуг, получение max прибыли при min затратах.
Признаки: наличие имущества, может выступать в суде, имеет имущественные права, баланс и счёт в банке.

Работа содержит 1 файл

Предприятие.docx

— 55.88 Кб (Скачать)

 

 Состав сметы затрат  коммерческих расходов

 

 

 Расходы, связанные  с реализацией продукции.

1.Расходы на рекламу.  Не нормируются за исключением  расходов на ценные подарки  победителям розыгрышей во время  массовых рекламных компаний.

2.Расходы на упаковку, маркировку, складирование, хранение.

3.Расходы на ЗП работников, занятых реализацией продукции.

 

 Состав сметы затрат  общезаводских расходов

 

 

1.Расходы на управление  производством (ЗП аппарата управления, расходы на командировки, представительские  расходы (приём делегаций), отчисления  вышестоящей организации).

2.Общехозяйственные расходы  (ЗП прочего персонала, амортизация  здания завода и заводского  оборудования, текущие ремонт завода, почтово- телеграфные расходы, расходы на канцтовары, расходы на подготовку и переподготовку кадров, расходы на отопление и освещение завода, охрана труда, проценты за пользование банковским кредитом).

 3.Налоги, сборы, платежи (налог на землю, налог на пользование автомобильными дорогами (2,5% от выручки), налог на владельцев автотранспортных средств, экологический налог, таможенные пошлины, лесной налог.

 

 Характеристика налогов,  формирующих дорожные фонды

 

 

1.Налог на пользователей  автомобильными дорогами. Плательщики  – все организации. Объект  обложения: а)У предприятий-производителей – выручка от реализации продукции без НДС, акцизов и налогов с продаж. б)У торговых предприятий – товарооборот.

 Ставка налога –  1%

2.Налог с владельцев  автотранспортных средств. Плательщики  – все владельцы транспортных  средств. Размер ставки зависит  от мощности двигателя.

 

 Характеристика местных  налогов

 

 

1.Налог на рекламу.  Возникает у предприятий, осуществляющих  расходы по рекламе собственной  продукции, работ и услуг. К  рекламным услугам не относят  изготовление информационных вывесок  о режиме работы, объявление государственных  органов власти, предупреждающие  таблички. Плательщики – предприятия,  имеющие статус юридического  лица, физические лица, зарегистрированные  в качестве предпринимателя. Расходы  на рекламу6 разработка и издание рекламных изделий, разработка эскизов, рекламных мероприятий через СМИ, оформление витрин. Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующие коммерческие цели. Ставка налога – 5% от стоимости рекламных работ без НДС.

2.Земельный налог. Относится  на себестоимость продукции. Плательщики  – предприятия, которым предоставлена  земля в собственность, владение, пользование или аренду на  территории РФ. Объект обложения  – земельный участок. Налог  исчисляется исходя из площади  земельного участка (14,4 коп. за 1 м2).

 

 Характеристика региональных  налогов

 

Налог на имущество. Устанавливается  для всех предприятий с целью  обеспечения региональных бюджетов стабильным источником финансирования. От уплаты освобождаются бюджетные, религиозные организации, предприятия, находящиеся в собственности  инвалидов. Объект обложения – стоимость  основных средств (за минусом износа), материальных запасов, нематериальных активов, затрат. Налог начисляется по ставке 25 от среднегодовой стоимости имущества, которая определяется по формуле средней хронологической).

 

 Характеристика федеральных  налогов

 

1.Налог на прибыль. Устанавливается  в размере 24%. Некоторые доходы  облагаются по отдельным ставкам.  Налоговые ставки на доходы  иностранных организаций – 20%. 6% – по доходам, полученным  в виде дивидендов от российских  организаций российскими организациями  и физическими лицами. 15%

 – по доходам (дивидендов) от российских организаций иностранными  организациями. 15% – по доходу  в виде процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам.  Прибыль, полученная ЦБ РФ от  деятельности, связанной с выполняемыми  функциями не облагается. Плательщики  – российские организации, иностранные  организации на территории РФ. Объект налогообложения: для российских  организаций – доход за вычетом  расходов, для иностранных – доход,  полученный на территории РФ, уменьшенный на величину расходов.

2.Акцизы. Косвенный налог,  устанавливаемый государством или  в процентах, или в твёрдой  сумме от отпускной цены товара. Устанавливается на высоко рентабельные  товары для изъятия налога  в государственный бюджет.

 Плательщики – предприятия,  производящие или реализующие  эти товары. Объект обложения  – оборот по реализации подакцизных  товаров. Для его измерения  применяется стоимость реализуемых  товаров без НДС.

3.НДС. Косвенный налог,  который включается в цену  товара. Плательщики – предприятия  на территории РФ. Объект налогообложения  – добавленная стоимость на  всех этапах реализации товара. Ставки НДС: 10% на товара детского  ассортимента, продукты питания  (кроме деликатесных), на остальные

 – 20%.

 

 Понятие налогов, их  классификация

 

Налоги – обязательные платежи в бюджет. Уплата производится на основе федеральных законов и  по решению органов местного самоуправления. Объект налогообложения – доход (прибыль, ЗП, дивиденды), капитал. Единица  обложения – часть объекта  налогообложения, на которую устанавливается  ставка налогообложения. Источник уплаты налога – чистый доход. Ставка налога – размер налога на единицу обложения.

 В РФ налоги бывают  прямые и косвенные. Прямые  уменьшают доход у плательщика,  а косвенные уплачивает конечный  потребитель продукции. Прямой  налог – налог на прибыль,  подоходный налог, на имущество.  Косвенные – НДС, акцизы, налог  с продаж. Все налоги делятся  на 3 группы:

1.Федеральные: НДС, акцизы, налог на прибыль, таможенные  пошлины, ЕСН.

2.Региональные – налог  на имущество предприятия, налог  с продаж, плата за воду и  т.д.

3.Местные: налог на  имущество физических лиц, земельный  налог, налог на рекламу и  т.д.

 Налоги включаются: в цену товара (НДС, акцизы), в состав себестоимости продукции (налог на землю, на рекламу, ЕСН и т.д.), на финансовые результаты (на имущество, по операциям с ценными бумагами), из налогооблагаемой прибыли (на прибыль).

 

 Рентабельность, её виды, методы расчёта

 

Рентабельность – относительный  показатель доходности, т.е. полученная прибыль сравнивается со стоимостью ОФ и оборотного капитала, с акционерным капиталом, с собственным капиталом. Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализованной продукции на её полную себестоимость. На уровень рентабельности продукции оказывают влияние следующие факторы: объём реализации, цена продукции, уровень себестоимости, ставки налогов.

 

 Характеристика источников  финансовых ресурсов

 

На предприятии ресурсы  образуются как за счёт собственных, так и заёмных средств. Собственные  источники – прибыль, амортизационные  отчисления, кредиторская задолженность, средства от продажи ценных бумаг, паевые взносы физических и юридически лиц. На предприятии различают целую  систему прибыли.

1.Прибыль от реализации  продукции = выручка от реализации  – НДС – акцизы – налог  с продаж – себестоимость.

2.Прибыль от реализации  имущества = выручка от реализации  – остаточная стоимость –  расходы на реализацию.

3.Прибыль от внереализационных  операций = доход – расход.

 К доходам относят:  доходы от долевого участия  в деятельности других хозяйственных  субъектов, доходы от сдачи  имущества в аренду, штрафы, пени, неустойки, положительная курсовая  разница при продажи валюты и др.

 К расходам относят:  затраты по аннулированным производственным  заказам, судебные издержки и  арбитражные расходы, штрафы, пени, неустойки, убытки от операций  с тарой, убытки от списания  дебиторской задолженности, убытки  от операций прошлых лет, выявленных  в отчётном году, отрицательная  курсовая разница при продаже  валюты.

4.Балансовая прибыль = 1 + 2 + 3.

5.Чистая прибыль = 4 –  налог на прибыль (остающаяся  в распоряжении предприятия).

 

 Финансовые ресурсы  и капитал

 

Финансовые ресурсы предприятия  предназначены для развития производственно- торгового процесса. Они могут направляться на содержание и развитие социальной инфраструктуры. Капитал – часть финансовых ресурсов, т.е. деньги, пущенные в оборот и приносящие доход. В состав капитала включают:

1.Денежные средства, вложенные  в ОФ.

2.Денежные средства, вложенные  в оборотный капитал.

3.Денежные средства, вложенные  в нематериальные активы.

 По форме вложения  различают предпринимательский  и ссудный капитал.

 Предпринимательский – вложения предприятия путём прямых и портфельных инвестиций. Ссудный – капитал, предоставленный в ссуду на условиях платности и возвратности. В этом случае капитал – это товар, а цена – проценты.

 

 Финансы предприятия,  их функции

 

Финансы – денежные отношения  между субъектами хозяйствования. Предприятие  вступает в денежные отношения:

1.С другими предприятиями  по поводу покупки сырья, материалов, топлива и реализации своей  продукции.

2.С государством –  уплата налогов.

3.С кредитными учреждениями (кратко- и долгосрочные займы).

4.С трудовым коллективом  (выплата ЗП, дивидендов).

5.Со страховыми организациями  (страхование предприятий).

6.Рынок ценных бумаг  (размещение акций, облигаций).

 В финансовой системе  можно выделить две подсистемы  – общегосударственные и финансы  и финансы предприятия. Функции  финансов:

1.Формирование финансовых  фондов (источников). Проявляется, когда  создаётся предприятие, в виде  формирования уставного капитала  и т.д.

2.Распределение и перераспределение  денежных средств. Осуществляется  в процессе кругооборота средств  хозяйствующего субъекта.

3.Контроллирующая функция.  Внутренний контроль – бухгалтерия  предприятия.

 Внешний – налоговая инспекция, федеральное казначейство и т.д.

 Контролирующие органы  могут применять штрафные санкции  и другие меры воздействия  при невыполнении обязательств.

 

 Составление сметы  затрат цеховых расходов

 

1.Расходы на содержание  аппарата управления цеха (ЗП)

2.Амортизация здания цеха.

3.Расходы, связанные с  содержанием цеха.

4.Расходы, связанные с  отоплением и освещением цеха.

5.Расходы, связанные с  содержанием отопительных сетей,  энергосетей и водоснабжения  цеха.

6.Затрвты на охрану  труда.

 Сумму этих затрат  распределяем пропорционально основной ЗП рабочих.

 

 Составление сметы  затрат на содержание и эксплуатацию  оборудования

 

1.Амортизация машин и  механизмов.

2.Затраты по эксплуатации  оборудования (смазка, ЗП рабочих,  обслуживающих оборудование, электричество,  топливо).

3.Текущий ремонт.

4.Расходы на содержание  транспорта (ГСМ, запчасти и т.д.)

 Для определения годовых  затрат по единице продукции  используют следующие методы:

1.Пропорциональный основной ЗП рабочих.

% распределения затрат = годовая сумма РСЭО / годовая ЗП  основных производственных рабочих  * 100%

2.Метод прямого счёта  (для однородной продукции)

% = годовая сумма РСЭО / годовой Q

3.Метод по коэффициенто-машино-часам а)Определённая группа оборудования однородная по техническим признакам. б)По каждой группе рассчитывают затраты на эксплуатацию. в)Определяется нормативная отчётность одного машино-часа г)Одна группа выбирается за эталон и по отношению к ней рассчитывают коэффициенты приведения.

 

 Методы распределения  общего заработка в бригаде

 

Аккордная ЗП. Здесь заключается  договор, в котором оговаривается  сумма ЗП, сроки выполнения работы. 3 способа:

1.По коэффициенту приработки (ЗП сдельная / ЗП по тарифу).

2.По коэффициенто-часам.

 А)Определяем коэффициенто-часы каждого работника. Коэффициенто-часы = время

* тарифный коэффициент.

 Б)Суммируем коэффициенто-часы по бригаде.

 В)Определяем стоимость одного коэффициенто-часа

 Стоимость 1 коэффициенто-часа = общий заработок бригады / сумма коэффициенто-часов. Коэффициенто-часы каждого рабочего умножаем на стоимость коэффициенто-часа.

3.Распределение заработка  с использованием коэффициента  трудового участия.

 А)Выбирается базовый коэффициент трудового участия =1, и к нему применяются повышающие или понижающие показатели. Повышающие – выполнение норм выработки, повышение квалификации и т.д. Понижающие – опоздания, показатели не выполнения норм выработки.

 Б)Выбирается базовый коэффициент трудового участия и к нему применяются только повышающие или только понижающие показатели.

 В)Расчёт КТУ по бальной системе. За каждый день рабочему присваивается определённое количество баллов. В конце месяца КТУ определяется как отношение фактически полученных баллов за месяц на максимально возможное число баллов.

 

 Фонд ЗП, характеристика  его основных частей

 

Состав ФЗП:

1.Оплата за отработанное  время.

 А)Оплата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам.

 Б)Премии, носящие регулярный или периодический характер.

 В)Доплаты компенсационного характера.

 Г)Доплаты стимулирующего характера.

 Д)Надбавки к ЗП.

2.Оплата за неотработанное  время.

 А)Оплата очередных и дополнительных отпусков.

Информация о работе Экономика предприятия