Экономика предприятия. Лекции

Дата добавления: 03 Апреля 2011 в 09:21
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курс лекций
Скачать полностью (59.92 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Лекция по Экономике предприятия МАР-08.doc

  —  287.50 Кб

    Лекция 1. Предмет, метод  и содержание курса  «Экономика предприятия» 

    Экономика предприятия – это наука о  том, как осуществляется использование  определенных, ограниченных ресурсов для производства продукции и  ее распределение среди потребителей в рамках отдельно взятого предприятия.

    Экономика предприятия включает в себя все  стороны деятельности предприятия  с момента его создания:

    • Выбор организационно-правовой формы;
    • Формирование материальных и финансовых ресурсов;
    • Планирование работы предприятия;
    • Отношение предприятия с другими субъектами рынка; финансы предприятия и оценку эффективности хозяйственной деятельности;
    • Выбор направлений дальнейшего развития предприятия.

    Таким образом, предметом курса является изучение хозяйственной (экономической) деятельности предприятия в рыночных условиях, направленной на обеспечение прибыльности предприятия.

    Содержание  курса. Основными объектами изучения курса «Экономика предприятия» являются:

  • Предприятие как хозяйствующий субъект;
  • Предпринимательская среда;
  • Экономические ресурсы предприятия: имущество и капитал, основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы;
  • Производственная и организационная структура предприятия;
  • Экономический механизм функционирования предприятия: планирование и разработка бизнес-плана, инновационная и инвестиционная деятельность;
  • Финансовые результаты и эффективность хозяйственной  деятельности: финансы предприятия, взаимоотношения предприятия с институтами финансово-кредитной системы, оценка эффективности хозяйственной деятельности. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства.

    Методы  исследования:

    1. методы статистического наблюдения и сравнительного анализа – дают возможность накапливать и сопоставлять различные экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других предприятий с целью выявления наилучших результатов;
    2. вероятностные и прогностические методы – используются в процессе планирования и принятия управленческих решений;
    3. методы математического моделирования, графического изображения – способствуют лучшему восприятию соотношений между различными экономическими показателями, их оценке в различных экономических ситуациях.

    Экономика предприятия тесно связана с  другими экономическими науками: макро- и микроэкономикой, теорией менеджмента и маркетинга, бухгалтерским учетом, статистикой и др.

    Макроэкономика определяет условия функционирования предприятия.

    Микроэкономика изучает рынок (спрос и предложение) и влияние рынка на отдельное предприятие. В экономике предприятия спрос – заданная величина.

    Менеджмент  представляет собой науку об управлении хозяйственной деятельности предприятия (фирмы).

    Маркетинг определяет концепцию управления предприятием с ориентацией на запросы потребителей и рынка.

    Бухгалтерский учет позволяет провести анализ и оценку хозяйственной деятельности предприятия.

Предприятие основное звено экономики

    Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным объектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

    Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, осуществляющий производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

    Основные  признаки предприятия:

  1. наличие обособленного имущества (в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении);
  2. способность отвечать своим имуществом по своим обязательствам;
  3. способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т.е. заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйственными партнерами, гражданами и другими юридическими и физическими лицами;
  4. право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, быть ответчиком в суде, арбитраже при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством или договором;
  5. предприятие должно иметь самостоятельный баланс (смету), правильно вести учет затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг, должно своевременно предоставлять баланс и другую бухгалтерско-финансовую отчетность для независимых аудиторских проверок;
  6. предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, указывать место нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации.

    Каждое  предприятие в условиях рынка  должно соблюдать следующие принципы:

    - экономичность (достижение заданных  результатов при минимальных  затратах);

    - финансовая устойчивость (предприятие  на каждый момент времени может  произвести необходимые платежи);

    - получение прибыли (производство  и реализация по количеству  и качеству должны быть организованы  таким образом, чтобы обеспечить  прибыль и рентабельность).

    Предприятие считается созданным и приобретает  статус юридического лица с момента  государственной регистрации и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с ФЗ  от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юр.лица» при регистрации создаваемого предприятия в регистрирующий орган представляют следующие документы:

    - подписанное заявителем заявление  по форме;

    - решение о создании юр.лица  в виде протокола, договора  и др.;

    - копии учредительных документов  нотариально заверенные;

    - документ об уплате госпошлины.

    Типы  предприятий и их классификация.

    Предприятия различаются по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю, правовому положению.

    По  виду и характеру хозяйственной  деятельности (принадлежности предприятия к определенной отрасли экономики) различаются следующие предприятия:

    Прежде  всего предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той  или иной отрасли экономики страны.

    • промышленные;
    • торговые;
    • транспортные;
    • страховые;
    • транспортно-экспедиторские;
    • инжиниринговые;
    • консультационные;
    • туристские;
    • арендные
    • и другие типы предприятий по виду и характеру деятельности.

Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и  технологического процесса и др.

Одной из важнейших характеристик предприятия  являются его размеры. По этому признаку предприятия подразделяются на малые  - до 50 занятых, средние – от 50 до 500, крупные – свыше 500.

    По  формам собственности различают:

    • частные предприятия;
    • государственные предприятия;
    • смешанные предприятия.

    Во  всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится  в частной собственности.

    Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых  компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединений.

    Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так  и смешанные.

    Государственные предприятия характеризуются следующими чертами:

    - его собственность и управление  полностью или частично находится  в ведении государства;

    - в своем функционировании они  руководствуются не только поиском  прибыли, но и стремлением обеспечить  общее благо.

    По  принадлежности капитала и контролю предприятия делятся на:

    • национальные
    • иностранные
    • смешанные.

    По  правовому положению (организационно-правовым формам).

    В соответствии с гражданским кодексом РФ выделяют следующие организационно-правовые формы компаний (рис.1):

    • хозяйственные товарищества;
    • хозяйственные общества;
    • производственные кооперативы;
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия.
 

    Рис.1. Классификация компаний по организационно-правовым формам. 

Организационно-правовые формы предприятий.

   Хозяйственными  товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Участниками хозяйственных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели и юр.лица.

   Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитное).

   Полным  признается товарищество, участники  которого в соответствии с заключенными между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

   Характерные черты полного товарищества:

   - в основе – договор между  его участниками

   - представляет собой коммерческую  организацию;

   - деятельность предполагает личное  участие всех товарищей;

   - не может быть создано одним  лицом и лицо не может быть  участником только одного полного  товарищества;

   - предпринимательская деятельность  осуществляется от имени товарищества  – юр.лица.

   - участники несут по его обязательствам  ответственность принадлежащим им имуществом;

   - каждый участник имеет один  голос;

   - прибыль и убытка распределяются  между его участниками пропорционально  их долям в складочном капитале.

   Товарищество  на вере признается товарищество, в  котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по своим обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников- вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

   ООО признается учрежденное одним или  несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

   Основными правовыми документами являются ГК РФ, ФЗ «Об ООО» от 8 февраля 1998 г.

   ООО отличается от других предприятий рядом  особенностей:

   1. по составу участников

Страницы:12345678следующая →
Описание работы
8 тем.
Содержание
содержание отсутствует