Экономика общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Общественное питание одной из первых отраслей народного хозяйства встало на рельсы преобразования, приняв груз острейших проблем переходного периода на рыночные отношения. Быстрыми темпами прошла приватизация предприятий, изменилась организационно - правовая форма предприятий общественного питания. Появилось большое количество частных малых предприятий. В 1995 году выходит закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Содержание

1. Введение

2. Сущность и значение массового (общественного питания).

3. Основные функции предприятия общественного (массового) питания.

4. Показатели деятельности предприятия общественного (массового) питания, их экономическая характеристика.

5. Место общественного питания на рынке товаров и услуг.

6. Современное состояние и перспективные направления развития общественного питания.

7. Государственное регулирование сферы обращения и подотрасли общественного питания

8. Общественное питание и кредитно-финансовая система.

9. Социально-экономическая эффективность общественного питания.

10. Заключение

11. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Доклад по экономике.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

   Кухня. После кризиса 1998 г. в существенном питании преобладала русская национальная кухня. Сегодня доля таких предприятий также значительна (42%). Однако произошел активный рост ресторанов восточной кухни (11%), особенно китайской и японской. Также в настоящее время стала пользоваться большим предпочтением европейская кухня (24%) с явным преобладанием итальянской и средиземноморской направленности. При этом характерной чертой именно российского рынка является предоставление смешанной кухни (17%), например, русской и европейской. Однако существуют также предприятия питания, строго специализирующиеся на какой-то конкретной национальной кухне. На долю прочих кухонь приходится всего 6% рынка общепита.

   Доставка еды в офис и еда на вынос. Предприятия питания, предоставляющие такие услуги, существенно увеличивают свои обороты. Предоставлением возможности заказать еду на вынос занимаются 62% ресторанов Москвы. Доставка еды в офис пока что менее популярна (24% всех ресторанов), однако очень перспективна.

Бизнес-ланч. Предлагается значительным количеством  ресторанов (55%). При этом бизнес-ланч до 5 долл. предлагают 42% ресторанов, занимающихся данным видом деятельности, а стоимостью 5-10 долл. -38% предприятий.

   Скидки. Этим маркетинговым инструментом пользуются 33% предприятий питания. Существуют несколько разновидностей: скидки для постоянных клиентов (25% от общего числа предоставляемых скидок), скидки на фиксированное время (66%) и скидки по членским картам (9%).

   Таким образом, общественное питание сейчас находится в фазе интенсивного роста и есть предпосылки для продолжения этого процесса.

   В настоящее время очень перспективными сегментами рынка общественного питания являются следующие:

- создание дорогих ресторанов, концепция которых будет основана на уникальной идее;

- развитие сети предприятий быстрого питания;

- создание детских кафе, спрос на которые заметно превышает предложение;

- организация питания для автомобилистов, начало которому положили ресторанная сеть «Сабвей» и «Мак-авто», так как увеличивается количество владельцев машин;

- обслуживание различных мероприятий политического, спортивного, культурного характера;

- развитие семейных ресторанов, имеющих очень широкое распространение на Западе и слабо представленных у нас;

- открытие цехов по производству полуфабрикатов, как для предприятий питания, так и для различных супермаркетов.

    Развитие производства полуфабрикатов имеет историю своего развития в России, так как на решение подобной задачи направлялись усилия бывшего советского государства еще в период индустриализации страны начиная с 1931 г. Однако в настоящее время эта проблема не утратила своей актуальности, потому что с развитием производства полуфабрикатов, связаны основные возможности снижения издержек при производстве готовой кулинарной продукции и резервы экономии затрат потребления при питании в домашних условиях. 

   Государственное регулирование сферы обращения и подотрасли общественного питания

  Либерализация  цен и приватизация в отраслях в начале 90-х гг. ознаменовали начало рыночной реформы в России. В то же время, ускоренное внедрение рыночных регуляторов при замедленной демонополизации привело к возникновению повального спада производства и реализации, кризисным процессам в экономике.

  По мере перехода от государственного отраслевого управления экономикой к территориальному регулированию деятельности предприятий непосредственное хозяйственное руководство деятельностью перешло в собственную компетенцию предприятий.

   Современный механизм хозяйствования строится на взаимодействии трех основных регуляторов: рыночного саморегулирования, государственного и негосударственного регулирования.

   Рыночное саморегулирование основано на действии конкуренции как самоорганизующегося двигателя развития экономики. Однако в условиях увеличения уровня монополизации экономики во времена существования командно-административной экономики необходимый уровень конкуренции стало возможным обеспечить только при дополнительном использовании нерыночного регулирования деятельности.

   На федеральном уровне государственное регулирование сферы обращения осуществляет Министерство экономического развития и торговли. Указанное министерство занимается разработкой государственной политики развития отраслей, в том числе общественного питания, содействием развитию конкурентной среды, координацией работ по защите потребительского рынка от некачественных товаров, организацией информационного обеспечения участников рынка и пр.

  Территориальные Органы госрегулирования осуществляют реализацию своих функций путем выполнения организационных мер: формирования конкурентных отношений и инфраструктуры рынков; регулирования деятельности по формам собственности и формирования региональной торговой политики; защиты прав потребителей.

    Негосударственное регулирование осуществляется торгово-промышленной палатой Российской Федерации, созданной предпринимателями с целью согласования, представительства и защиты их интересов в различных органах и организациях.

   Также негосударственное регулирование включает различные соглашения об объединении предприятий и выполняет роль стратегического ориентира развития отраслей.

    Государственное  регулирование представляет собой целенаправленные воздействия государственных и муниципальных органов власти на подотрасль для решения задач развития страны и ее отдельных регионов. Оно осуществляется по следующим направлениям:

- разработка мер по обеспечению здоровой конкуренции, которая в основном заключается в нормативном регулировании и контроле субъектов-монополистов;

- организация хозяйственной деятельности при отсутствии конкуренции или когда конкуренция нецелесообразна. В первую очередь это относится к работе госорганов по защите окружающей среды;

- разработка и осуществление государственной политики перераспределения доходов в предприятиях питания, обслуживающих незащищенные слон населения и нуждающихся в льготах по налогообложению, аренде помещений и оплате коммунальных услуг.

В системе  методов госрегулирования выделяют:

- законодательные;

- экономические;

- административные;

- информационно-ориентирующие.

Законодательные методы - это методы обеспечения правовых основ деятельности, включающие защиту прав собственников, предпринимателей, наемных работников и потребителей.

Экономические методы  - это методы воздействия на спрос и предложение товаров, на условия формирования ресурсов, затрат и результатов деятельности, включающие ценовое, налоговое, таможенное, финансовое и кредитно-денежное регулирование.

Административные методы - это определенные законодательством методы воздействия исполнительных структур власти на процессы производства и обращения.

Информационно-ориентирующие  методы - методы обеспечения предприятий информацией, позволяющие выбирать оптимальные пути достижения целей.  

    Общественное питание и кредитно-финансовая система. 

   Финансовый рынок представляет собой совокупность отношений по созданию, распределению, перераспределению, использованию и увеличению денежных средств организаций различных отраслей экономики.

   Эти отношения охватывают денежные отношения между организациями, а также:

- государством и различными государственными   общественными фондами;

- другими организациями;

- подразделениями внутри организации и работниками.

  Отношения между организациями и государством, а также государственными и общественными фондами выражаются как отношения по поводу формирования средств государства и различных фондов для финансирования общегосударственных расходов. Эти отношения реализуются на основе уплаты организациями обязательных налогов, сборов и других платежей.

  Финансовые отношения между организациями охватывают отношения по оплате товаров и услуг, а также по заимствованию средств для формирования фондов организаций.

   Отношения между организациями и подразделениями внутри них, а также работниками охватывают отношения по поводу распределения доходов и прибыли, включая распределение фонда оплаты труда, дивидендов, оборотных средств и пр.

  Налогообложение представляет собой экономические отношения по поводу формирования финансовых ресурсов государства, которые основаны на взимании обязательных налогов и сборов с субъектов предпринимательства.

   Виды налогов, взимаемых с предприятий питания, а также порядок их исчисления определены законами Российской Федерации и издаваемыми на их основании инструкциями. Состав налогов определен законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также принятым Налоговым кодексом.        В соответствии с этими документами с организаций взимаются федеральные, республиканские и местные налоги, которые являются источниками покрытия государственных расходов соответствующих уровней.

   В рыночных условиях усиливается значение различных рынков по перераспределению средств в формировании финансовых ресурсов организаций существенного питания. Эти рынки являются составными частями финансового рынка, к ним относятся кредитный, фондовый и страховой.

  Кредитный рынок предлагает ресурсы в виде заемных средств для формирования основных и оборотных средств организаций отрасли.

   Кредит - это предоставление денег или товаров в долг. В случае, когда одна неспециализированная на кредитовании организация предоставляет кредитные средства другой, кредитование называется займом.

Кредиты бывают коммерческими и банковскими. 

  Социально-экономическая эффективность общественного питания. 

   Эффективность в переводе с латинского означает результативность, следствие каких-либо причин и действий

   Основными показателями экономической эффективности являются следующие:

-рентабельность (совокупных ресурсов как отношение прибыли к сумме валюты баланса и фонда оплаты труда;

-капитала как отношение прибыли к стоимости валюты баланса;

-собственного капитала как отношение прибыли к стоимости собственного капитала; коммерческая как отношение прибыли к выручке;

- себестоимости как отношение прибыли к себестоимости; издержек как отношение прибыли к издержкам обращения;

- трудовой деятельности как отношение прибыли к фонду оплаты труда).

   Социальная эффективность выражается в росте различных социально значимых показателей в расчете на единицу затрат, необходимых для обеспечения таких показателей. Социально значимыми показателями являются численность занятых, количество рабочих мест, уровень жизни населения, условия труда и отдыха, качество обслуживания, степень удовлетворения спроса, величина свободного времени и некоторые др.

      Социальная эффективность общественного питания проявляется в выполнении подотраслью роли сохранения жизни и обеспечения высокой трудоспособности населения государства. Она предполагает не только определенный режим приема пищи (завтрак, обед, ужин), но и необходимое ее количество и состав с учетом возраста, пола, особенностей труда.

   Общественное питание частично развивается за счет общественных фондов потребления, формируемых государством из бюджетных средств, предоставляемых в виде бесплатного питания или питания на льготных условиях. Поэтому социальная эффективность общественного питания проявляется также в обеспечении питанием социально незащищенных слоев населения: престарелых малоимущих граждан, детей в детских домах, больных в медицинских учреждениях, военных в местах службы, членов религиозных организаций. 

Заключение 

Информация о работе Экономика общественного питания