Экономика и туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы роста которой почти в 2 раза превосходят темпы роста других отраслей экономики.
Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ; ПОНЯТИЕ ТУРИЗМА, ЕГО ВИДЫ И ФУНКЦИИ.......................................................................................................4
1.1. Предмет экономики туризма и история развития туризма.....................4
1.2. Понятие, виды и функции туризма...........................................................6
ГЛАВА II. ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА........................9
2.1. Особенности экономики туризма.............................................................9
2.2. Субъекты системы туризма.....................................................................13
2.3. Специфика экономики туризма.............................................................. 14
2.4. Организационно-экономические основы туризма.................................17
2.5. Воздействие туризма на сферу экономики..............................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................33

Работа содержит 1 файл

переделанное Экономика и предпринимательство.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

2.4. Организационно-экономические основы туризма

 
           Организационно-экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет.  
          Удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг уже в 1981 году составлял в Испании 60%, Австрии - 40%.  
          За туризмом, как основой туристической индустрии и туристического бизнеса, будущее. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов составили в мире 5,1%, увеличения валютных поступлений – 14%.  
          Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО) в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом, объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 1441 раз. Туризм стал ведущей экспортной отраслью в мире.  
          По мнению многих ученых-аналитиков в основе развития международного туризма лежат следующие факторы-возможности:  
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями.  
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения.  
3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям.  
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха.  
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между, так и внутри регионов.  
6. Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов.  
7. Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма.  
            Организационно-экономические возможности развития туризма в международном масштабе создали благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах.  
           Для многих из них международный туризм является:  
- важнейшим источником валютных поступлений;  
- фактором, стимулирующим рост платежного баланса;  
- мощным стимулом развития и диверсификации многих отраслей (возникают как предприятия, так и отдельные отрасли, обслуживающие сферу туризма).  
           Анализ состояния туризма показывает, что на долю РФ приходилось к концу 1995г. менее 1,5% мирового туристического потока. 80% материальной базы туризма нуждается в реконструкции, инвестиции в туристический бизнес незначительны и носят тактический характер, выявлены другие недостатки. РФ, удерживая много лет активный торговый баланс, имеет пассивный платежный баланс. Главная причина – туризм, имеющий отрицательное сальдо. Это значит, что российские граждане регулярно вывозят из страны валютные средства в количествах, несоизмеримых с теми, которые иностранные туристы оставляют у нас.  
          Потенциал возможного развития туризма в РФ большой и она, по прикидкам ВТО, к 2020 году войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. туристов в год, 2,9% - доля в мировом потоке туристов; 6,7% - среднегодовой рост доходов за период с 1995 по 2020 годы), так и по выезду туристов за границу государства (30,5 млн. человек в год, 1,9% - доля в мировом потоке туристов).  
         Неблагополучное положение туризма в РФ объясняется тем, что туристический потенциал государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм в РФ ассоциируется со спортом и с укреплением здоровья (лечебно-оздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.  
          Положительным фактором развития российского туризма является растущее число и влияние объединений туроператоров и турагентов. Наряду с такими известными объединениями, как РАТА (Российская ассоциация турагентств) и НТА (Национальная туристическая ассоциация), за последние годы сформировалось множество суботраслевых объединений в сфере туризма. К их числу можно отнести Российскую ассоциацию социального туризма, Телевизионную ассоциацию турагентств, Российскую таймер ассоциацию, Объединение туроператоров Москвы и др. Потребители туруслуг также объединяются: не так давно создана, например, лига защиты прав путешествующих.  
          Заметно активизировался рынок образовательных услуг для сферы туризма.  
          Потенциальные резервы имеются едва ли не в каждом регионе страны и заключаются в содействии развитию малого и среднего бизнеса, усилении экономического потенциала страны. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где на долю малых и средних предприятий приходится, как правило, не менее 90-95% всех предприятий национальной экономики. Содействие развитию малого и среднего бизнеса является не столько экономической проблемой, сколько проблемой социальной.  
          В любом субъекте РФ найдутся соответствующие возможности для развития ферм и производств по переработке продуктов питания, артелей народных промыслов, мобильных строительных бригад, охотничьих и рыболовных хозяйств и т.д.  
         Мотивация туристических поездок определяется во многом экономическими факторами, главный из которых: достаточен ли денежный доход для приобретения туристической путевки? Этот фактор связан напрямую с рядом социальных факторов, имеющих тенденцию к определенным изменениям.  
           В настоящее время пассивное стремление сменилось стремлением к активному отдыху: надо быть не только активным самому, но и отдыхать в компании или вдвоем.  
           Для граждан РФ, осуществляющих туризм в мотивациях обращается особое внимание на:  
- возраст. Турфирма должна четко понять, что, например, пожилые люди в своем большинстве нуждаются не в спортивном туризме, а в лечебно-оздоровительном и т.д.;  
- образование. Чем более образован состав туристов, тем больше нужно учитывать их возможные стремления, например, к культурно-познавательному и приключенческому туризму;  
- уровень дохода. Ясно,  что экономические соображения будут превалирующими для многих туристов в выборе места путешествия, его сроков;  
- социально-экономическое положение. Речь идет о разных подходах к туризму у большей части населения, среднего класса и богатых. Если ребенок часто выезжал за рубеж, то, став взрослым, он также будет стремиться к этому; если человек выехал в другую страну, то у него часто возникает повод для ностальгического туризма.  
          Необходимо обеспечить тесную увязку организационных, экономических и социальных факторов, на превращение их в организационно-экономические.  
         Выездной туризм в РФ в дополнительном стимулировании не нуждается. В нем взаимно заинтересованы как страны, ждущие наших туристов, так и сами туристы, желающие посетить какую-либо из этих стран (или несколько из них).  
           Иначе обстоит дело с въездным туризмом. Его нужно поощрять по простой причине: он очень выгоден. Туристический бизнес, развивающийся в РФ, как на основе внутреннего туризма, так и на основе въездного иностранного туризма, стимулирует развитие не только туристической индустрии, но и ряда других отраслей непроизводственной сферы. Он является стимулятором увеличения количества рабочих мест в отраслях, а также на предприятиях инфраструктуры туристического бизнеса.  
         При этом следует иметь в виду два социально-экономических явления:  
- временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе и сопряженных с ним отраслях минимальный;  
- для обслуживания одного иностранного туриста требуется примерно 9 человек.  
         Для развития въездного туризма нужно не только хорошо разрекламировать наши возможности в туризме, но и построить новые гостиницы, повысить качество туристических услуг, улучшить сервисное обслуживание.  
          Наряду с положительным, следует учитывать возможные отрицательные последствия, возникающие при притоке туристов в определенный регион. Так, если в регионе нет избытка рабочей силы, то ее перемещение в индустрию туризма, например, из сельского хозяйства может привести к определенному застою в последнем. Миграция населения из сельских районов в городские увеличит нагрузку на такие непроизводственные отрасли, как здравоохранение и просвещение. Инвестиционные ресурсы, потраченные на дополнительные вложения в туристическое хозяйство, не смогут быть направлены в те отрасли, где они необходимы.  
         В макроэкономике, например, преобладание выезда наших туристов за рубеж по сравнению с въездом в РФ иностранных туристов приводит к фактическому перемещению валютных средств в экономику других стран.  
          Дальнейшее развитие нашей туристической деятельности за рубежом необходимо, во-первых, подкреплять развитием въездного туризма и туризма внутри страны. Во- вторых, необходимо акцентировать внимание наших турфирм не только на организационные и экономические аспекты их деятельности, но и на социальную сторону зарубежного туризма, на ненавязчивую воспитательную работу в туристических группах, выезжающих за границу. В-третьих, необходимо учитывать стремление жителей РФ к туристическим поездкам за рубеж.  
           В РФ имеется много объективных факторов, обеспечивающих хорошие перспективы для выездного туризма. Статистика свидетельствует об увеличении числа российских туристов, выезжающих за рубеж. Сдерживающим фактором более бурного развития выездного туризма является низкий уровень жизни основной массы населения, снижение его реальных доходов за годы реформ. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм получит бум своего развития.  
          В случае стабилизации экономики и политики можно ожидать значительного увеличения объемов въездного туризма. Но для этого необходимы следующие изменения в РФ:  
а) коренные изменения в оказании сервисных услуг – бытовой комфорт, разнообразие вариантов турпрограмм, возможность спонтанных занятий, быстрое изменение тура;  
б) изменения в сервисном обслуживании;  
в) изменения в ценообразовании.  
            Таким образом, важнейшие организационно-экономические проблемы будущего туризма в РФ можно свести к двум основным. С одной стороны, с ростом благосостояния российского общества увеличится объем выездного туризма, что, безусловно, повысит требовательность российского потребителя туруслуг к их качеству. Уже сейчас идет осознание необходимости в нивелировании как стандарта услуг, так и уровня цен на туристические услуги.  
          С другой стороны, въездной туризм является важным источником валютных поступлений. Падение объемов въездного туризма требует от отечественных фирм, принимающих туристов, проанализировать причины отсутствия интереса к нашей стране у западного туриста.
 
 

2.5. Воздействие туризма на сферу экономики

 
          Туризм оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества. В экономическом отношении туризм рассматривается:  
1) как определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;  
2) часть народнохозяйственного комплекса данной страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности;  
3) экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства страны или региона (экономика туризма);  
4) общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена.                             Экономисты анализируют процессы, происходящие в этих сферах, прогнозируют их последствия для физических лиц, организаций и общества в целом;  
5) современная экономическая теория, изучающая поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.  
          С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.  
         Современный туризм как экономическое явление:  
- имеет индустриальную форму;  
- выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;  
- создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;  
- выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;  
- является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;  
- характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;  
- выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;  
- совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.  
         Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.  
         Одним из первых на туризм как экономическое явление современного мира обратил внимание американский экономист П. Ротоу, который определил корреляции между экономическими стадиями развития стран и характерными особенностями развития в них туризма.  
 
            В настоящее время модели экономического воздействия туризма на сферу экономики намного усложнились и базируются не на теоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных. Что касается модели П. Ротоу, то она до сих пор признается классической практически всеми авторитетами экономики туризма. Действительно, несмотря на кардинальные изменения мирового туризма и экономики с 1959 г., гипотеза П. Ротоу не только не устарела, но и продолжает подтверждаться новыми статистическими данными и современными тенденциями.  
          И в наше время основные центры международного туризма расположены в экономически развитых странах, где туризм стал одним из символов процветания «среднего класса» и продуктом массового потребления. В развивающихся странах, как и предсказывал П. Ротоу, быстро развивается внутренний туризм как средство мультипликации дохода в сфере услуг, средство занятости местного населения и развития инфраструктуры. Иностранный туризм развивается в случае иностранных инвестиций.  

       Таблица 1

     Экономические стадии развития стран и характерные  особенности развития в них туризма (по П. Ротоу, 1959)  
 
 

Экономическая стадия Характерные особенности Регионы
Традиционное  общество Устойчивое землевладение, аристократия, устойчивые традиции. Очень низкая эффективность инвестиций, возможность улучшения ситуации без значительных изменений системы. Низкий уровень жизни и здравоохранения Неразвитой  мир Экономические и социальные условия не благоприятствуют развитию туризма, кроме внутреннего туризма, принимающего элитный характер Большая часть  Африки, часть Южной Азии
Общество, ожидающее изменений 
Лидеры осознают необходимость изменений внешнего мира. Приходят новые идеи 
Меняющееся общество 
Лидеры в состоянии изменить методы производства и экономические механизмы в стране. Быстро развиваются промышленность и сектор услуг 
Быстро развивающееся общество 
Быстрое развитие индустрии с преимущественным развитием сектора тяжелой промышленности
Развивающийся мир Социально-экономические условия благоприятствуют росту внутреннего туризма. Иностранный туризм также возможен за счет иностранных инвестиций Южная и Центральная  Америка, Средний Восток  
Мексика, часть Южной Америки
Общество  массового потребления Развитой экономический потенциал; производство большого числа товаров и услуг. Быстрый рост потребностей в социокультурной среде Развитой  мир Основные центры международного и внутреннего туризма Северная Америка, Западная Европа, Япония, Австралия, Новая  Зеландия

       Эксперты ВТО следующим образом характеризуют динамику мирового туристского рынка:  
1) показатель прироста объема услуг будет составлять в среднем 3,7 % в год;  
2) рост будет достигнут в основном за счет выездного рынка Азии, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы;  
3) наиболее благоприятные условия приема туристов сложатся в Азии, хотя и все другие районы имеют среднюю перспективу роста;  
4) внутренний туризм будет продолжать развиваться более высокими темпами;  
5) длительный международный туризм будет расти более быстрыми темпами, нежели краткосрочный туризм;  
6) усилится влияние на туризм внешних факторов: экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий;  
7) значительное воздействие на туризм окажут: 
система компьютерной резервации, технологическое развитие, совершенствование авиаперевозок, электронная информация,  коммуникационные системы;  
8) важным фактором развития туризма станет социально-демографическая динамика в различных странах мира;  
9) возрастет роль маркетинговых исследований, регулирующих туристскую политику.  
         Туризм как планетарное экономическое явление характеризуется собственной статистикой, т. е. информацией о потоках и тенденциях туризма, его региональной структуре, странах-отправителях и странах, принимающих туристов, которая постоянно собирается, анализируется и ежегодно издается Всемирной туристской организацией.     

         Число прибытий выросло в 21 раз. Доход вырос в 170 раз.  
Доходность туризма растет быстрее, чем число туристов и число прибытий. Отдача от одного туриста выросла с 80 до 640 долл.  
         Для изменения роли и места туризма в национальной экономике принято соотносить основные экономические (стоимостные) показатели туризма с показателями, измеряющими объемы национального производства.  
         Доля туризма в ВВП составляет (в %): в Австрии - 8,5, Португалии - 6,5, Испании - 4,2, Греции - 4,5, Великобритании -1,9, ФРГ-0,9, США-1,0.  
Доля туризма в конечном потреблении представлена еще больше (в %): Австрия - 8,9, Норвегия - 6,7, Швейцария - 5,6, Дания - 5,4, США - 3,2.  
Доля туризма в импорте составляет (в %): в Австрии - 10,7, Исландии - 11, Швеции - 7,2, Швейцарии - 7,0, Новой Зеландии - 9. Ни в одной из экономически развитых стран она не опускается ниже 6 %.  
          Мировой туризм имеет ярко выраженную территориальную дифференциацию, т. е. его отличия от места к месту выражены более отчетливо, нежели структурная дифференциация.  
         Анализ региональной структуры прибытий и доходов позволяет выявить следующие устойчивые тенденции:  
- медленно, но постоянно сокращается доля Европы как в количестве принимаемых туристов, так и в доходах, приносимых туризмом;  
- тот же процесс происходит в Америке, при этом особенно быстро идет сокращение доходов, т. е. отдых в США становится все дешевле отдыха в Европе, и это отражает целенаправленную политику американских туроператоров, пытающихся перехватить инициативу на туристском рынке за счет игры на снижение рентабельности собственного туристского бизнеса;  
- очень быстро развивается туризм в страны Восточной Азии и Океании. Эта «точка роста» мирового туристского рынка характеризуется не только уникальными рекреационными ресурсами и экзотикой, но и высочайшим в мире уровнем сервиса. И все это на фоне более низкого уровня расходов, чем в Европе и Америке;  
- Африка потихоньку набирает туристов, превращаясь из страны высокодоходного элитного туризма в страну самого дешевого туризма в мире. Поток туристов в Африку резко возрастет, если повысится качество услуг;  
- Средний Восток и Южная Азия относятся к регионам со слабо развитой туристской инфраструктурой. Но, видимо, в результате протекционистской политики правительства Турции по развитию средиземноморского туризма следует ожидать быстрого развития туризма в этом потенциально богатом туристском регионе. Близость Европы – основного поставщика туристов, главные религиозные реликвии основных конфессий мира, чистое Средиземное море, длительность туристского сезона – все это создает хорошие предпосылки для более активного туристского освоения этого района.  
              Самые высокие темпы развития индустрии туризма в Турции – около 20 %. Очень быстрыми темпами развивает индустрию туризма Гонконг и Португалия.  
             С помощью туризма постоянно происходит перекачивание капитала из экономически развитых стран в развивающиеся. При этом многие страны мира строят свою экономическую политику на развитии туризма. Для этого они создают особо благоприятные условия, снижая налоги, создавая свободные экономические зоны, упрощая визовые формальности, реализуя крупные национальные и интернациональные проекты, т. е. используя в основном методы экономического стимулирования развития туризма в расчете на будущие поступления.  
          Таким образом, туризм относится к числу наиболее эффективных индустриальных комплексов, которыми нельзя пренебрегать, особенно при решении задач вывода экономики из кризиса за счет ее структурной перестройки.  
 
Основные поставщики валюты на международный туристский рынок:         Япония (-18,7 млрд долл.), Германия (-18,3 млрд долл.) и Великобритания (-4,8 млрд долл.).  
          Туризм – это повсеместное явление. Нет такой страны, которая не отправляла бы или не принимала туристов. Это не нефть, которую необходимо импортировать, потому что на территории страны она отсутствует. Рекреационный ресурс повсеместен, и уровень его определяется в экономической теории величиной спроса, которая, в свою очередь, определяет уровень доходов и расходов страны по линии туризма.  
          Европейский регион постоянно улучшает свой положительный баланс, Северная Америка старается стабилизировать экономическую ситуацию и скоро уравновесит доходы и расходы международного туризма.  
          Япония и Австралия представляют именно те страны, которые гораздо больше отправляют своих туристов, нежели принимают чужих, и не склонны, по всей видимости, развивать собственную индустрию туризма, особенно в ущерб экологическому состоянию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

           Приведенные выше данные о вкладе туризма в мировую экономику создают представление об эффективности туризма только в самом общем виде. К сожалению, все еще не существует единой методики по оценке вклада туризма в национальное и мировое хозяйства, и пока для иллюстрации вклада туризма в экономику (его экономического эффекта) используют следующие переменные: 
- вклад туризма в создание национального дохода; 
- туризм и платежный баланс; 
- туризм и налоговые поступления в бюджет; 
- туризм и рост числа рабочих мест; 
- влияние туризма на региональное развитие. Значимость каждой из этих составляющих для оценки эффекта от туризма известна, хотя теоретическая разработка оценки каждой из них требует дальнейших исследований. Особенно слабо обстоит дело с оценкой роли туризма в национальном доходе. 
        Таким образом, туризм способен оказывать влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Азар В.И, Туманов  СЮ. Экономика туристского  рынка. М, 1998. 
2. Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2003.                                                                                                                                                3. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие. - М., 1999. 
4.  Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. М., 1999.                       5.  Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Стратегия и финансы. М., 2002.                      6.  Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие для вузов. Минск, 1999.                                                                                                                          7. Карпова Г. А. Экономика современного туризма. М. 1998. 
8.  Квартальнов В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2002. 
9. К, ФлетчерД., Гильберт Д. Экономика туризма: Теория и практика. СПб., 1998.                                                                                                                        10.  Развитие туризма на современном этапе и задачи Академии туризма / Под ред. Ю. В. Кузнецова. - СПб., 2000. 
11. Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.        12.  Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2003. 
13.  Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л. Ф. Хо-доркова М., 1984. 
14.  Экономика современного туризма / Под ред. Г.А.Карповой. М., 1998.    15. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. М., 2003. 
 

Информация о работе Экономика и туризм