Экономическая сущность лизинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
раскрыть преимущества и недостатки лизинга;
провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;
исследовать порядок расчета лизинговых платежей;
предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность и значение лизинга

1.1 Понятие, сущность и виды лизинга

1.2 Преимущества и недостатки лизинга

2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России

2.1 Особенности мирового развития лизинга

2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России

3. Мероприятия по совершенствованию и перспективы развития рынка лизинга

3.1 Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития

3.2 Порядок расчета лизинговых платежей

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

bestref-185582.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

     Таблица 4

     Основные  показатели состояния рынка лизинга

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Объем нового бизнеса, млрд. долл. 3,00 5,00 8 14.7
Объем полученных лизинговых платежей, млрд. долл. 1,50 2,00 2.8 5
Объем профинансированных средств млрд. долл. 1,20 2,40 3.9 7,4
Совокупный  портфель лизинговых компаний, млрд. долл. - - - 19.5
 

     Среди наиболее важных тенденций на рынке - диверсификация источников финансирования деятельности, оптимизация управления рисками и бизнес-процессами и экспансия лизинговых компаний в регионы. Диверсификация источников финансирования заставляет лизинговые компании активнее повышать свою кредитоспособность и подтверждать ее высокий уровень рейтинговыми оценками.

     Рост  рынка в значительной степени  был обусловлен избытком ликвидности  у банков и необходимостью размещения ими своих свободных средств. А это значит, что увеличилось кредитование инвестиционных проектов, в том числе и лизинга, который является довольно надежным вариантом инвестиций. Во-вторых, существенно улучшилась осведомленность потенциальных клиентов о лизинге. Множество предприятий по достоинству оценили преимущества лизинга как удобного и выгодного финансового инструмента, и количество обращений в лизинговые компании росло в геометрической прогрессии.

     Основная  доля нового бизнеса в 2006 году пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава, лизинг грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом и в совокупности составили более 50% рынка. Данное соотношение характерно для многих стран с развитым рынком лизинга. Лизинг железнодорожного транспорта остается лидирующим сегментом рынка. На фоне роста позитивных ожиданий и определенности на рынке у предприятий-собственников железнодорожного подвижного состава в прошедшем году многие компании стали работать в направлении финансовой аренды подвижного состава. От лизингодателя при этом требовалась только готовность к крупным сделкам с минимальным авансом и возможность контролировать перемещение предмета лизинга в общероссийском масштабе.

     Объем нового бизнеса на сегменте лизинга автотранспортных средств составил в 2006 году около 95 млрд. руб. или 3,5 млрд. долл., прирост показателя за год в абсолютном выражении - примерно 1,7 млрд. долл. (более 50%). Ситуация в данном сегменте рынка остается благоприятной для лизинговых компаний, так как парк пассажирского автотранспорта во многих регионах сильно изношен, и региональные власти готовы активно содействовать процессу его обновления, поскольку заинтересованы в более высоком качестве предоставляемых населению транспортных услуг.

     Существенный  рост в 2006 году показал также сегмент  энергетического оборудования. Это  связано с ростом потребности  предприятий в самостоятельной  электрогенерации, а также с развитием  программ частно-государственного партнерства. В рамках такого партнерства, например, при участии ХМЛК «Открытие» в 2006 году началось осуществление крупной сделки по поставке гидроагрегатов и другого оборудования для Бурейской ГЭС.

 

     

     Рис.5. Суммарная стоимость сделок по видам  объектов лизинга в 2006г. 

     

     Рис.6. Доля отраслей в новом бизнесе  в 2006г. 

     Кроме лидирующих сегментов - автолизинга, энергетического  оборудования и железнодорожного транспорта - хорошие перспективы для развития, имеют сегменты недвижимости и сельскохозяйственной техники и продукции. Дополнительным стимулом для развития последнего должно стать освобождение от обложения НДС в 2007-2008 гг. некоторых видов ввозимой в страну сельскохозяйственной продукции; для сегмента недвижимости - устранение некоторых трудностей с регистрацией сделок (в частности, появившаяся возможность одновременной регистрации лизинговой сделки и договора).

     В условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты  становятся более сложными по структуре, удлиняются сроки сделок. 2006 год, по словам представителей многих компаний, стал годом снижения маржи по лизинговым сделкам. Усиление конкуренции вынуждает лизинговые компании предлагать клиентам новые программы и оптимизировать бизнес-процессы. Скорость принятия кредитного решения, сокращение издержек на обслуживание сделки, региональное присутствие являются важными конкурентными преимуществами лизинговой компании, которые напрямую зависят от использования IT-технологий и системы комплексной автоматизации управления. Также важнейшим фактором конкурентоспособности лизинговой компании является возможность диверсифицировать источники финансирования деятельности и поиск более дешевых источников «длинных» денег. Для привлечения долгосрочных средств используется зарубежное финансирование, а также выпуск векселей и облигаций. Пока объем финансирования на рынке с помощью облигаций составляет чуть более 4%, однако, в 2007 году его доля может удвоиться. Выпуск облигаций - удобная альтернатива банковскому финансированию лизинговых сделок. Привлечение средств с фондового рынка является долгосрочным и, как правило, более дешевым способом финансирования деятельности компании, не влекущим за собой зависимость ее бизнеса от кредиторов и способствующим повышению ликвидности проводимых операций. Выпуск облигаций - серьезный шаг в развитии любой компании и требует тщательной подготовки. Инвесторы в процессе размещения оценивают и доходность инструмента, и кредитоспособность эмитента. Здесь очень важно понимать специфику деятельности лизинговых компаний. Прежде всего это долгосрочность их бизнес-цикла: в отличие от банков, страховых компаний и других финансовых институтов, у которых, как правило, он соответствует одному году, у лизинговых компаний бизнес-цикл составляет 3-5 и более лет. Поэтому в оценке кредитоспособности на первый план выходят показатели, характеризующие среднесрочную финансовую устойчивость - сбалансированность денежных потоков, качественный риск-менеджмент, диверсификация бизнеса и конкурентное положение компании. В то же время показатели классического финансового анализа (достаточность капитала, ликвидность, рентабельность) не так информативны. Необходимую информацию, в адаптированном для широкого круга пользователей виде, дает независимая рейтинговая оценка надежности компании. Единая шкала рейтингования позволяет сравнить оцениваемую компанию не только с уже состоявшимися эмитентами-лизинговыми компаниями, но и с предприятиями других сфер деятельности, также привлекающими средства на фондовом рынке и имеющими индивидуальный рейтинг. Несколько компаний уже получили индивидуальный рейтинг надежности агентства «Эксперт РА» - это ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» (В++), ЗАО «Клиентская Лизинговая Компания» (В) и ОАО «Муниципальная Инвестиционная Компания» (В++). Эти компании используют рейтинг при работе с партнерами, кредиторами и, собственно, при размещении облигационных займов. Они позиционируют себя как транспарентные и открытые для работы с широким кругом партнеров. И более того, такие компании, основываясь на подробном рейтинговом отчете, получают возможность комплексно оценить риски своей деятельности. А значит, именно они будут расти и развиваться более эффективно, чем конкуренты.

 

      3. Мероприятия по  совершенствованию  и перспективы развития рынка лизинга

     3.1 Проблемы рынка  лизинговых услуг  и перспективы  его развития

 

     Среди факторов, которые  в наибольшей степени  повлияли на рост объемов  отечественного лизинга, мы отмечаем:

  • улучшение экономической ситуации в стране;
  • рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;
  • обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;
  • улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);
  • увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;
  • рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;
  • разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;
  • развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

     Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга  в стране:

  • недостатки в администрировании налогообложения;
  • большие проблемы с НДС;
  • произвол налоговых органов;
  • правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость).

     Есть  менее значимые, но тоже важные факторы, тормозящие развитие лизинга:

  • ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;
  • неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;
  • отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;
  • недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;
  • проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране.

     Основные  стимулы развития рынка и одновременно основные препятствия этому развитию парадоксальным образом сконцентрировались в одной области - в области законодательства и регулирования.

     В отсутствие регулятора на рынке лизинга, единственным органом, проявляющим  повышенное внимание к лизинговым компаниям, является Федеральная налоговая служба, цель которой - максимальное пополнение государственного бюджета. Повышенное внимание со стороны налоговиков и их подход к лизингу как к виду деятельности, ориентированному на уклонение от налогов, серьезно осложняет развитие рынка.

     Невозмещенный НДС остается главной проблемой  лизинговых компаний, и, по нашим оценкам, на 1 января 2007 года он составил около 25 млрд. рублей без учета небезызвестной истории с »Ханса Лизинг». По мнению самих лизингодателей, при сохранении существующей придирчивости налоговиков к НДС лизинговые компании могут терять 10–15% бизнеса ежегодно. В целом же потери рынка из-за недоработок в законодательстве, по нашим оценкам, составили в 2006 году около 9 млрд. долларов.

     Существенная доля в потерях рынка приходится на сегмент лизинга недвижимости, который только пытается встать на ноги. В общем объеме нового бизнеса лизинг недвижимости в 2006 году составил всего 2,29%, то есть примерно в десять раз меньше, чем в странах с развитым рынком лизинга. Тем временем спрос на услуги в этом сегменте существенно повышается, все больше компаний начинают заниматься лизингом коммерческой недвижимости. Случается даже, что по некоторым сделкам вознаграждение лизинговых компаний равно той ставке, по которой они привлекают финансирование в банке. Лизингодатели идут на это с целью опробовать новый инструмент. Но удовлетворить растущий спрос они пока не могут из-за административных и законодательных преград, а также частого нежелания продавцов указывать в договорах рыночную стоимость офисов и зданий.

     Отдельной группой для лизинговых компаний стоят внутренние проблемы, связанные  с обеспечением достаточно высокого уровня устойчивости, адекватного бухгалтерского и управленческого учета, маркетингового анализа и достаточного уровня информационной открытости, а также проблема поиска квалифицированных кадров.

     Уровень финансовой устойчивости примерно 80% российских лизингодателей находится на среднем уровне. Многие из них уже в достаточной мере нарастили собственный капитал и готовы к тому, чтобы подтвердить свое состояние внешним рейтингом надежности. Дальнейшему росту финансовой устойчивости лизинговых компаний будет способствовать необходимость привлечения западных источников финансирования, с одной стороны, и развитие страхования финансовых рисков лизингодателей (в настоящее время, по отзывам самих лизинговых компаний, отсутствующего в среднесрочной перспективе, с другой стороны).

     Уровень бухгалтерского и управленческого  учета в лизинговых компаниях  также находится на достаточно высоком  уровне. Уже 24% лизинговых компаний составляют отчетность по МСФО, и еще 16% планируют начать составлять ее в ближайшие несколько лет. А вот что касается уровня информационной активности большинства лизинговых компаний – он недостаточно высок. Лишь 10% лизинговых компаний публикует о себе основную информацию - отчетность, годовой отчет, информацию о существенных событиях и крупных сделках, раскрывает структуру собственности. На данном этапе это не препятствует их развитию, однако уже в скором времени может привести к замедлению темпов роста тех или иных игроков.

     На  достаточно невысоком уровне в большинстве  компаний находится и маркетинговый анализ рынка, на котором, по идее, строятся, как минимум, краткосрочные и среднесрочные планы развития, то он у большинства игроков находится в зачаточном состоянии. Как показал проведенный нами опрос, четкое понимание своей конкурентной среды есть всего у 25% компаний, еще у 10% есть лишь общеэкономические представления о том, кто в принципе может быть их конкурентом (рис.7). 

     

     Рис.7. Уровень понимания конкурентной среды лизинговыми компаниями 

     В некоторой степени отсутствие детального конкурентного анализа обусловлено  невысоким уровнем конкуренции на большинстве сегментов. Однако такая ситуация уже в скором времени должна изменится. А незнание конкурента не освобождает места под солнцем.

     В целом основные проблемы российского  рынка лизинга отражены в таблице 5. 

     Таблица 5

     Семь  бед российского рынка лизинга

№ п/п Проблема
1 Возмещение  НДС
2 Произвол налоговых  инспекций на местах
3 Проблема определения выкупной стоимости имущества
4 Противоречия  и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных  сегментов
5 Отсутствие  современного и адекватного регулирования  бухгалтерского учёта лизинговых операций
6 Проблемы общего характера
7 Проблемы внутреннего  характера

Информация о работе Экономическая сущность лизинга