Экономическая сущность лизинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
раскрыть преимущества и недостатки лизинга;
провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;
исследовать порядок расчета лизинговых платежей;
предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность и значение лизинга

1.1 Понятие, сущность и виды лизинга

1.2 Преимущества и недостатки лизинга

2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России

2.1 Особенности мирового развития лизинга

2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России

3. Мероприятия по совершенствованию и перспективы развития рынка лизинга

3.1 Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития

3.2 Порядок расчета лизинговых платежей

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

bestref-185582.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

     5. Максимальная отсрочка платежа.

     Лизинг, являясь одной из форм кредитования, предоставляет лизингополучателю  рассрочку платежа с погашением долга в течение срока лизинга. При этом, сроки лизинга на российском рынке значительно превышают  сроки доступного денежного кредитования.

     6. Новый уровень сервиса.

     При приобретении имущества посредством  лизинга лизингополучатель автоматически  получает целый комплекс дополнительных услуг по транспортировке, страховому оформлению, государственной регистрации  и прочее. Все действия, которые  лизингополучателю приходится самостоятельно осуществлять в случае закупки техники на собственные или кредитные средства, при лизинге выполняется специалистами лизинговой компании.

     7. Улучшение структуры финансовой  отчетности.

     Имущество в лизинге, как правило, отражается на балансе лизинговой компании, и не ухудшает показатели ликвидности лизингополучателя за счет изменения соотношения текущих и долгосрочных активов. В учете лизингополучателя обязательства по лизингу отражаются на забалансовых счетах.

     8. Сохранение существующих кредитных линий.

     Лизинг  позволяет лизингополучателю пользоваться имуществом на кредитной основе, не изменяя при этом использование  открытых ему банками кредитных  линий. Таким образом, лизинг увеличивает  возможность привлечения заемных  средств, срочность которых, как правило, значительно меньше сроков полной амортизации оборудования.

     Кроме того, причиной широкого распространения лизинга в развитых странах является ряд его преимуществ перед обычной ссудой или покупкой за счет собственных средств (табл.2):  

     Таблица 2

     Преимущества  лизинга

Международная практика Российская  специфика
Относительно  более дешевый вид финансирования капитальных затрат
За  счет эффекта масштаба и/или положения  на рынке лизинговая компания может  получить финансирование по более низким ставкам либо предложить более выгодные финансовые условия. Часто российские лизинговые компании создаются ФПГ, либо банками для целей модернизации компаний группы или оптимизации  налогообложения. В результате их кредитный  рейтинг может уступать рейтингам потенциальных лизингополучателей.
Экономический эффект от использования налоговых  льгот. Снижение базы по налогу на прибыль и налога на имущество.
Относительная гибкость как инструмента средне- и долгосрочного финансирования
Лизинг  предполагает 100%-е финансирование инвестиционного проекта и не требует немедленного начала платежей. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору. Многие лизинговые компании требуют от своих клиентов одну или несколько из следующих форм обеспечения:

аванс (обычно 15%-30% от закупочной стоимости  лизингового имущества), депозит  или другое доп. обеспечение.

Не  требуется дополнительного залога или прочих ограничений на деятельность лизингополучателя (ограничение на дальнейшие заимствования). Многие лизинговые компании требуют гарантии (поручительства) третьих лиц, залог активов или  дополнительное страхование.
Возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу.   
Риск  устаревания оборудования целиком  ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования.   
 

     Недостатки  лизинга представлены в таблице 3. 

     Таблица 3

     Недостатки  лизинга

Международная практика Российская  специфика
Относительная негибкость условий лизинга
Обычно  фиксированные ставки лизинга (проявляется  при снижении рыночных ставок). В практике иногда используются плавающие ставки и  гибкие графики лизинговых платежей - в соответствии с особенностями  денежного потока лизингополучателя.
Ограничения, которые лизингодатель может наложить на использование имущества. Иногда лизингодатель  накладывает дополнительные ограничивающие условия (срок лизинга, нормы использования).
При устаревании  объекта лизинга до окончания  действия лизингового договора, лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.   
Налоговые последствия
Налоговые льготы при лизинге могут быть меньше, чем аналогичные льготы при  осуществлении капитальных затрат за счет собственных средств. Возможная задержка с возвратом НДС лизингодателем.

 

      2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России

     2.1 Особенности мирового развития лизинга

 

     Отраслевая  структура лизинговых операций варьируется  в зависимости от конкретного  региона. Так, например, в Европе широко используется лизинг автомобилей, причем как в личное пользование, так и для производственных целей. По данным издания «Европейский лизинг», до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили. Остальное приходится на производственное оборудование, лизинг морских судов, самолетов, компьютеров и др. Приоритет лизинга автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильные компании вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм как наиболее эффективный.

     Однако  следует учитывать, что в понятие  «лизинг» на Западе входит как финансовая аренда, так и оперативная; причем последняя фактически является обычной арендой. В России же под понятием лизинг обычно понимается только финансовая аренда.

     Всего в Западной Европе через лизинг в  настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового  бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и  Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыли новые возможности для лизингового бизнеса.

     Рынок лизинговых услуг в США превосходит  страны Западной Европы, а тем более  Восточной Европы и СНГ как  по масштабам, так и по уровню развития. Широкое использование лизинга в США, да и в развитых странах Западной Европы, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку в этих странах (начиная с 50-х гг. - в США и с 60-х гг. - в Западной Европе) осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном и развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм. Для использования лизинга не обязательно предоставление особых налоговых льгот, вполне достаточно тех преимуществ, которые продиктованы самим механизмом. Так, возможность отнесения на себестоимость продукции лизинговых платежей имеет преимущество перед другими формами производственных инвестиций.

     Уровень и глубину развития лизинга в  стране определяют:

  • нормативно-законодательная база;
  • государственное регулирование;
  • макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка (инвестиционные льготы,
  • уровень банковского процента, особенно налогообложения, степень инфляции и др.);
  • использование системы бухгалтерского учета.

     Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Дания) не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют  его в рамках обычного коммерческого  права, в то время как Франция, Португалия, Швеция имеют специальное  законодательство, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг.

     Лизинг  как специфическая форма экономических  отношений отражается в юридическом  документе, где оговариваются необходимые  поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.

     Франция, Бельгия и Италия придерживаются концепции экономического собственника (как правило, опцион является обязательным условием лизинга), другие же (Великобритания, Ирландия, Голландия, а также США) строят взаимоотношения исходя из концепции юридического собственника. Кроме того, некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом отношении промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные как для одной, так и для другой правовой системы.

     В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизингового соглашения является продажа имущества по истечении  срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион); в то же время в Великобритании и США  опцион не является условием лизинга, где в соглашении предусматривается аренда-продажа. При этом, например, в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами.

     Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т. е. договор лизинга, как таковой, определяется не по экономическим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам.

     В Великобритании и Франции многие соглашения трактуются как лизинговые; а в Германии они могут отвечать понятию сделки в рассрочку. Во Франции  лизинговые соглашения, предусматривающие  по окончании оговоренного срока  возможность опциона (права выкупа по остаточной цене), относятся к сделкам кредит-аренда, причем такое различие имеет принципиальное значение, поскольку сделки типа кредит-аренда регулируются государством другими методами.

     Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции.

     Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране имеет свои особенности. Там, где лизинг является специфической  функцией банков (Италия, Франция), государственные  органы не только регулируют банковскую деятельность, но и осуществляют контроль над лизингом. В Великобритании, Германии банки контролируют лишь за ту часть лизинговых операций, которая проводится подведомственными им структурами. Во Франции вся лизинговая деятельность строго регулируется со стороны государства наравне с банками. В других странах управление лизинговой деятельностью по сравнению с банковскими операциями значительно упрощено.

     Законодательствами  Италии, США, Франции предусмотрены  специальные требования к лизинговому  механизму. Лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством, о собственнике имущества, передаваемого в лизинг, и др.

     В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах  лизинговая деятельность, как правило, не регулируется и не ограничивается.

     Как показывает опыт, специфическое законодательство не является определяющим для развития лизинга, доминируют макроэкономические условия страны, государственная  поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы. Наиболее благоприятные условия для лизингового рынка созданы в Великобритании, Германии, Ирландии, Норвегии, США. Так, например, в Ирландии для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказалось на лизинговом рынке. В результате Ирландия стала мировым центром лизинга самолетов, в стране функционирует Международный центр по оказанию финансовых услуг и др.

     Существуют  страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в  Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и  нормы амортизации, которые регулируются государством. Комитетом по международной стандартизации бухучета (JASC) разработаны стандарты по учету лизинга, которые приняты Бельгией, Великобританией, Грецией, Ирландией, Нидерландами, США, Японией и другими странами. В их основу положен принцип экономического владения передаваемым в лизинг имуществом, однако некоторые страны Западной Европы, а также Комиссия Европейского Союза и Организация европейского лизинга придерживаются юридическо- го права на владение имуществом, передаваемым в лизинг. Из-за различий владения имуществом отличаются и системы бухгалтерского учета и методы начисления амортизации и налогов, поскольку, согласно экономической концепции, имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя, а согласно юридической - на балансе лизингодателя.

     Заключение  лизингового соглашения на длительный срок позволяет возмещать стоимость  имущества, а также обеспечивает возможность для опциона. Такой  подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, и дает возможность обоснованно начислять налоги.

     Далее рассмотрим более подробно особенности  развития лизинга в разных странах.

     США

     На  долю США, где лизинг появился в 50-х  гг., в то время приходилась половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. Уже в 1986 г. в лизинг было поставлено оборудования на 85 млрд долл., что составило более 20% всех инвестиций в оборудование в стране. Одной из причин быстрого развития лизинга в США явились налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционные льготы (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Однако право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым Министерством финансов США для аренды. В число таких требований входили:

Информация о работе Экономическая сущность лизинга