Эффективность государственной молодежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — разработка предложений по повышению экономической эффективности государственной молодежной политики.
Задачи курсовой работы:
- анализ данных об экономической эффективности государственной молодежной политики
- определить основных субъектов и объектов инвестиций в молодёжную политику, раскрыть специфику экономических отношений между ними;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Сущность государственной молодежной политики……………………….5
Основные понятия и анализ состояния ГМП……………………………...5
Цели и задачи государственной молодежной политики на современном этапе…………………………………………………………………………...6
Принципы реализации государственной молодежной политики………...8
Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики……………………………………………………………………10
Критерии эффективности ГМП…………………………………………..14
Проект «Молодежный информационный центр»………………………...21
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………….30
Приложения…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовой ГМП эффект.docx

— 89.26 Кб (Скачать)

4. Принцип участия - молодежь  — не только объект воспитания  и образования, но и сознательный  участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений  является не только актуальной  задачей, но и перспективным  направлением деятельности органов  государственной власти, преследующей  цели самореализации молодежи  в российском обществе, что невозможно  без ее реального участия в  реформах и становлении новых  социальных основ жизни россиян.  Молодежные детские общественные  объединения - активные участники  формирования и реализации государственной  молодежной политики в Российской  Федерации.

Принцип деятельности органов  исполнительной власти государства  по реализации ГМП:

  • соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;
  • осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
  • осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
  • сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодежной политики;
  • привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
  • предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг но общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
  • приоритета общественных инициатив но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

 

1.4. Основные направления  и приоритеты государственной  молодежной политики

Основанием для определения  основных направлений и приоритетов  государственной молодежной политики является широкий взаимосвязанный  круг процессов и явлений:

  • общие задачи государственной политики;
  • возможности и ресурсы государственной власти;
  • содержание и направленность социальной политики, реализуемые социальные программы;
  • уровень развитости государственной молодежной политики;
  • этапы жизненного пути молодежи;
  • реализация прав молодого человека как гражданина;
  • характер процессов включения в трудовую и общественную жизнь.

Следует иметь в виду, что ряд приоритетных направлений  государственной молодежной политики имеют постоянное, контактное значение и связаны с обеспечением необходимых  и достаточных условий для  вхождения молодежи в трудовую и общественную жизнь и актуальных в любых социально-экономических условиях функционирования государства; другие приоритетные направления актуальны для конкретных социально-экономических и политических условий, определяются уровнем зрелости отношений, деятельности, функционирования институтов и объектов их воздействия, национальными и региональными особенностями.

При определении основных направлений и приоритетов государственной  молодежной политики следует исходить из общей концепции государственной  политики, учитывать отраслевые концепции  и отраслевые программы, общее и  устойчивое в региональных программах.

Стратегические цели государственной  политики направлены на:

  • создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • укрепления демократического правового государства и развития гражданского общества;
  • кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
  • утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

В соответствии с этими  приоритетами государственных интересов  в отношении молодежи являются:

  • воспитание патриота - гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;
  • воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
  • подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;
  • становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения в экономике, науке, литературе и искусстве4.

Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и  личности, создание условий для социального  становления и развития, обеспечение  равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном  и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.

Применительно к государственной  молодежной политике это означает:

  • соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека - гражданина;
  • социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;
  • адресную социальную помощь;
  • социальную поддержку молодой семье.

Естественный процесс  жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья (в т.ч., рождение, здравоохранения, роль семьи), образование (общее и профессиональное) и воспитание (связь школы, семьи и общественности), профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи.

Эти проблемы осуществляются в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры  и спорта, СМИ, труда и социальной защиты. Реализацией прав молодого человека как гражданина занимаются государственные орган исполнительной власти, органы милиции, прокуратуры, суда, сам гражданин. В решении этих проблем участвуют и органы по делам молодежи, но только с точки  зрения ГМП.

Для современной социально-экономической  ситуации типичны ограниченность государственных  ресурсов и государства в регулировании  социальных процессов, что привело  к ограничению возможностей молодежи при получении образования, трудоустройства, снижению материального уровня жизни, к затруднениям в решении жилищных вопросов. Коренные проблемы жизнедеятельности  молодого человека недостаточно гарантированы  государства и необходимы действия, компенсирующие эту недостаточность.

Эта ситуация порождает и  усиливает антиобщественное и девиантное поведение молодежи, что весьма чувствительно отражается на функционировании государства и жизни молодого человека. Эти явления - имманентно не присущи человеческой жизнедеятельности, являются порождением социально-экономических условий жизни общества и паразитированием определенных черт личности человека.

Приоритетными направлениями  государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:

  • поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
  • содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;
  • государственная поддержка молодых семей;
  • оказание социальных услуг для молодежи;
  • обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

Приоритетные направления  государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации  определяются в соответствии с законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации  на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий соответствующих субъектов  Российской Федерации.

Эффективная государственная  молодёжная политика - один из важнейших  инструментов развития страны, роста  благосостояния её граждан и совершенствования  общественных отношений.

Выбор стратегических направлений  государственной молодёжной политики основан на результатах анализа  и прогноза средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной  жизни России.

В современных условиях государственная  молодёжная политика должна быть ориентирована  на воспитание самостоятельной, идейной, ответственной молодёжи, на подготовку молодых граждан к активному  участию в социально-экономической  и общественно-политической жизни общества.

 

1.5 Критерии эффективности  ГМП

Стратегия государственной  молодежной политики в Российской Федерации  является одним из важнейших документов, определяющих систему мер, направленных на развитие потенциала российской молодежи, обеспечение условий для успешной социализации и самореализации молодежи. Развитие института государственной  молодежной политики должно быть одним  из ключевых приоритетных стратегических направлений нашей страны, так  как институт государственной молодежной политики является современным институтом социализации молодежи.

Стратегия государственной  молодежной политики в Российской Федерации  реализуется с 2006 года. Для оценки эффективности реализации Стратегии  необходимо наличие системы критериев  оценки. В самой Стратегии государственной  молодежной политики прописан всего  лишь один критерий оценки – «влияние предпринимаемых мер на улучшение  положения молодежи в российском обществе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности». Хотя в Стратегии предусматривается разработка системы оценки эффективности государственной молодежной политики и критериев с учетом включенных в них индикаторов, тем не менее, данная система в настоящее время не разработана.

Следует отметить, что оценка эффективности необходима для того, чтобы сравнить достигнутые результаты с планируемыми, оценить эффективность  управления ресурсами, а также с  целью обеспечения контроля в  ходе реализации основных мероприятий Стратегии.

Для понимания процесса оценки эффективности и последующей  разработки методологии оценки эффективности  стратегии государственной молодежной политики, необходимо истолковать основные понятия: эффективность, оценка эффективности, критерий, показатель, индикатор, мониторинг.

В современной теории и  практики социального управления понятие  «эффективность» имеет несколько  значений, нас интересует экономическая эффективность.

Эффективность в смысле продуктивности, производительности, экономичности (Efficiency) – это показатель эффективности деятельности, отражающий сумму выработки на единицу затрат. Часто выражается в виде процента от идеальной продуктивности. Чем меньше ресурсов затрачено на достижение запланированных результатов, тем выше продуктивность»[2]. Данное понятие обычно отождествляют с эффективностью, подразумевая ее экономический смысл.

Эффективность в смысле действенности (Effectiveness) – это способность производить эффект (результат) неких действий, которая не всегда может быть измерена при помощи количественных показателей.

Эффективность в смысле результативности, оптимальности (Efficacy) – это способность производить намеченный результат в желаемом объеме, может выражаться мерой (процентное отношение) фактически произведенного результата к нормативному/запланированному. Эта мера фокусируется на достижении как таковом, а не на ресурсах, затраченных на достижение желаемого эффекта5.

Оценка эффективности  реализации стратегии основывается, как правило, на анализе системы  критериев эффективности, то есть насколько  имеющиеся данные мониторинга соответствуют  запланированным результатам, при  помощи математических методов, метода экспертной оценки и других. Оценка эффективности производится по совокупности частных показателей, раскрывающих сущность цели (критерии). При этом перечень показателей не должен быть громоздким (чрезмерно большим), но каждый из них  должен характеризоваться весомостью, доступностью и достоверностью с  учетом полученной информационной базы.

 Система критериев  – это совокупность нормативов, стандартов, установленная экспертным, экспериментальным и другими  методами, отвечающая требованиям  (как должно быть) и учитывающая  сложившиеся условия социальной  действительности (что имеется в  настоящее время), такая что при стремлении социальной системы к заданной системе критериев и при достижении значений заданной системы критериев поддерживается нормальное и обеспечивается наиболее благоприятное функционирование всех элементов социальной системы. Под социальной системой понимается в данном случае единство и взаимосвязь института государственной молодежной политики, регулирующего данную сферу, молодежи как социальной группы, общества в целом и других социальных институтов.

Информация о работе Эффективность государственной молодежной политики