Инновации и антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:39, реферат

Описание работы

Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение.

Работа содержит 1 файл

инновацмонный менеджмент.docx

— 88.42 Кб (Скачать)

Инновации и антикризисное  управление.

     Проблема  инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность – материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Закономерности технических нововведений стали изучаться в начале XX века. По некоторым источникам обычно отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению и уже в новом качестве выступят как инновации.

     Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение  новых видов товаров, услуг и  технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.

Первыми крупнейшими теоретиками инновационных  процессов по праву считаются  И. Шумпетер и Н.Д. Кондратьев. Шумпетер увидел в нововведениях возможности для ускоренного преодоления экономических спадов через активизацию радикальных технологических нововведений. Цель инновации – повысить отдачу на вложенные ресурсы. Инновация является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим. В соответствии с теорией «больших циклов» Н.Д. Кондратьева – динамика экономической структуры общества чутко реагирует на базовые нововведения (ключевые изобретения), влекущие за собой реализацию вторичных, модернизирующих социально – экономических нововведений. Дальнейшее комплексное развитие представлений об инновационных процессах связано с имена П.Ф. Дракера, К. Левина, Э.М. Роджерс, Дж. Залтмена, Х.Г. Барнетта и др. исследователей. Характерно, что практически все теоретики и практики инновации обосновывают существование феномена «социального прогресса», который понимается как рост технологических возможностей субъекта, открывающий доступ к более широкому по сравнению с предыдущим спектру ограниченных ресурсов, обеспечивающих его существование.

 Важнейшая  характеристика инновации заключается  в том, что она не является  по отношению к социальному  субъекту неким внешним объектом, а представляет собой восприятие  индивида или социальной системы,  устанавливающих наличие новизны. Практика может быть инновационной не для всех индивидов и социальных систем. Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал ли рассматриваемый объект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения – потери социальных преимуществ.

  Инновации в современных словиях – главное средство выживания предприятий, фирм на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

- выявление  тех видов товаров и услуг,  которые обеспечат желаемую долю  рынка; 

- определение  товаров и услуг, заменяющих  устаревающие: внедрение инноваций  во всех других сферах деятельности  предприятия (делопроизводство, реклама  и т.д.);

- сбалансирование  кратко- и долгосрочных программ  инноваций (как увеличить прибыль,  каким образом эффективнее использовать  имеющиеся средства и т.д.);

     Необходимы  постоянные инновации и в организационной  структуре предприятия, которые  обязаны соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой, обеспечить фирме максимальную рентабельность, содержать минимальное количество промежуточных звеньев, обеспечить подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между  менеджерами.

Классификация инноваций 

     Инновация возникает в результате использования  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования  требуют разработки их классификации. В зарубежной и отечественной  литературе по инновационному менеджменту  выделяется большое количество видов  инноваций. Выделяют различные основания  классификации, инноваций, создающих  целую систему в зависимости  от решаемых задач. Некоторые специалисты  предлагают до 25 оснований, структурирующих  инновации. В качестве основных признаков  классификации используются:

· уровень новизны;

· степень  радикальности;

· сфера применения;

· предметное содержание;

· масштабность;

· степень воздействия на эффективность инновационных процессов;

· характер использования;

· роль в воспроизводственном процессе;

· назначение;

· уровень регуляции и управления;

· характер общественных целей;

· стимул (источник) появления;

· характер инновации 

Основными критериями классификации инноваций  должны быть следующие:

1) комплексность  набора учитываемых классификационных  признаков для анализа и кодирования; 

2) возможность  количественно (качественного) определения  критерия;

3) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

Обновление  как способ выживания  предприятия.

     Кризис  — явление, появляющееся не только в макроэкономических масштабах, но и в отдельных организациях, как  бы малы они ни были.

Причины кризиса могут быть внешними и  внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

  В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и  разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение  нового кризиса. Выход из кризиса  не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние  нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

  Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

  Во  многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что и энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т.д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.

  Опасность кризиса существует всегда и его  необходимо предвидеть и прогнозировать. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

     Возможные последствия кризиса представлены в Таблице 1.

  Таблица 1.

Возможные последствия кризиса
Обновление  организации Оздоровление  организации
Разрушение  организации Возникновение нового кризиса
Обострение  кризиса Резкие изменения
Ослабление  кризиса Мягкий выход
Преобразование  организации Долгосрочные  изменения
Сохранение  организации Краткосрочные изменения
Качественные  изменения Необратимые изменения
Количественные  изменения Обратимые изменения
 

     Современная мировая экономическая мысль  выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций.

  1. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста.
  2. Поиск условий распространения инноваций.
  3. Определение различий между локальными и глобальными изменениями. Необходимо уметь проводить различие между дополнительными инновациями в рамках существующей логики нововведений и структурными изменениями, затрагивающими саму эту логику.
  4. Установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений.
  5. Организационно-структурные новшества. Этот аспект находит свое отражение в укреплении административного механизма. Непосредственный контакт населения с государством происходит тогда, когда населению предоставляются государственные услуги.

Проблематику  антикризисного управления можно представить  и в дифференциации технологий управления. Она включает в самом общем  виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Инновационный процесс в антикризисном  управлении

  Любая социально-экономическая система  достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии  последовательного и неуклонного  развития. Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности, организации (фирмы), ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

  Кризис  в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления.

  Вместе  с тем характер и особенности  развития инновационных процессов  определяют не только общая экономическая  ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной

сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.

Информация о работе Инновации и антикризисное управление