Франчайзинг в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1) Сущность франчайзинга в торговле…………….………………….5
1.1) История возникновения францайзинга………………..................5
1.2) Виды франчайзинга………………………………………………..8
1.3) Мировая практика развития франчайзинга…………………………………..16
2) Анализ франчайзинга на примере предприятия «Баскин Роббинс»..22
2.1) История возникновения предприятия…………………………………………..22
2.2) Анализ Франчайзинговой политики предприятия………………………..28
3) Развитие франчайзинга в России………………………………………………………33
3.1) Решение проблем франчайзинга в России………………………..36
Заключение ………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

    У российского франчайзи "Баскин Роббинс" есть завод в Москве, открытый в 1996 году. Это крупнейшая в Европе фабрика международного уровня по производству мороженого мощностью в 16,5 тыс. тонн в год. До недавнего времени продажи мороженого "Баскин Роббинс" осуществлялись только через франчайзинговые кафе-мороженые, что не позволяло обеспечить полную загрузку фабрики. И в прошлом году компания начала решительное наступление на рынке, увеличив сети сбыта и предложив товар в новой упаковке. Стограммовые стаканчики, полу- и килограммовые ведерки с холодным лакомством реализуются в сетях "Ашан", "Азбука вкуса", "Перекресток", "Седьмой континент, кафе "Кофе Хауз", ресторанах "Сбарро", кинотеатрах "Каро Фильм", в кафе при автозаправочных комплексах ВР. Кроме мороженого, "Баскин Роббинс" открыл собственные кафе в аэропортах Москвы. В результате продажи компании заметно выросли.

    Товарооборот  компании в 2009 году составил 585,8 млн  руб., а за первое полугодие 2010 года - 315 млн. руб., что более чем на 20% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Продажи мороженого за полугодие выросли на 9%.

    "Баскин  Роббинс" планирует выйти на европейский рынок. Недавно предприятию присвоен Еврономер, предоставляющий право продажи продукции в странах Евросоюза. По словам управляющей отделом гарантии качества Марины Королевой, это облегчит деятельность фирмы-экспортера и работу фирм-импортеров, так и будет способствовать экспорту продукции в Европу.

    Одновременное развитие собственных и франчайзинговых сетей - особенное отличие российского бизнеса. Недостаток собственных средств для развития в период экономического кризиса подтолкнул многие российские компании к пересмотру стратегии развития в пользу франчайзинга. Особенно заметна тенденция ускоренного развития франчайзинга в сегменте общественного питания, которое в кризис догнало торговлю промышленными товарами. Согласно обзору, подготовленному недавно Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ), в 2008 году розничная торговля по числу проданных франшиз опережала общественное питание в 2,5 раза, а в 2009 году число бизнес-концепций франчайзинга в сфере общественного питания и розничной торговле практически сравнялись.

    Кризис  одновременно подогрел интерес независимых  бизнесменов к покупке франшиз, так как франчайзинговые предприятия продемонстрировали гораздо большую выживаемость, чем независимые компании. В обзоре РАФ, например, приводится информация, что из 80 тыс. магазинов, закрывшихся в Италии за последние три года, только три работали по франчайзингу. В 2008 году, когда абсолютное большинство предприятий ушли в минус, количество франчайзи 500 крупнейших франчайзеров США выросло на 4,7%, а в 2009-м прирост составил 2,9%.  
Выросший интерес бизнеса к сегменту общественного питания позволил компании "Баскин Роббинс" активизировать рост своей сети. Из существующих 148 кафе-мороженых 14 открылись в первом полугодии 2010 года. Чтобы расширить круг потенциальных франчайзи, в компании разработали формат киоска-мороженого площадью 5-6 кв. метров. Такой киоск можно установить в кинотеатре, на вокзале, в крупном магазине. Начать бизнес с такого киоска в 5-7 раз менее затратно, чем открыть полноценное кафе.

    По  мнению генерального директора "Баскин Роббинс" в России Агнессы Осиповой, развитие собственного бизнеса компании не противоречит общей политике компании. Агнесса Осипова генеральный директора "Баскин Роббинс" в России:

    - Развитие франчайзинговых кафе-мороженых  "Баскин Роббинс" было и остается нашей основной задачей. В ближайшем будущем основное внимание мы планируется уделять разработке дизайна новых концепций фирменных кафе. Расширение продаж через торговые сети и собственные торговые точки преследует две цели: первая, повысить загрузку фабрики и увеличить прибыль; вторая, сделать наше мороженое еще более популярным.

    Концепция:

    В работе кафе используются только уникальные специально разработанные технологии, делающие функционирование заведения  наиболее экономичным. Торговое место  спроектировано подобным образом, чтобы  обеспечить высокую проходимость и к минимуму свести образование очередей. При этом Вам не нужно будет беспокоиться о том, где взять нужное оборудование для производства и продажи мороженного, опытные франчайзеры предложат Вам сотрудничество с самыми выгодными поставщиками, проведут обучение рабочего персонала, помогут с проектированием торговой точки.  В общем, будут сопровождать Вас на всех этапах работы, что максимально снизит все возможные риски, связанные с началом  бизнеса и сэкономят Ваши деньги и ресурсы.

    Кафе «Баскин-Роббинс» предлагает своим клиентам широкий выбор мороженного, которое не имеет аналогов, оно готовится по уникальной рецептуре на лучшем оборудовании. При производстве мороженного используются только самые свежие и качественные ингредиенты.  

    Франшиза торговой марки «Баскин-Роббинс», заключает в себе концепцию быстрого, мобильного питания.  Если Вы решили начать свой бизнес во вкусной индустрии  мороженного, то эта франшиза создана специально для Вас.

    В настоящее время данная сфера   является наиболее привлекательной отраслью для инвестирования, так как  «Баскин-Роббинс» не сдает своих позиций и является первым среди конкурентов.  Вы сможете открыть в своем городе сеть мобильных кафе, где будет продаваться вкусное мороженное под маркой всемирно известного бренда с уникальной рецептурой, что неизменно будет привлекать к вашему бизнесу большой поток потребителя, обеспечивая Вам стабильный доход и успех.

    Что входит в стоимость франшизы:

    • Право пользования ТМ «Баскин-Роббинс»

    • Профессиональный анализ и подбор торгового помещения: наша концепция рассчитана на торговые центры среднего и высокого ценового сегмента. Как плюс – расположение около кинотеатров  

    • Поставка необходимого торгового и  технологического оборудования

    • Консультации на всех этапах запуска и работы

    • Уникальный дизайн торговой точки 

    • Передача технологии приготовления  мороженного (технико-технологические  карты)

    • Предоставление пакета методической и  технической документации по ведению  бизнеса 

    • Расчет экономического прогноза окупаемости проекта

    • Рекомендации по выбору поставщиков 

    • Рекомендации по формированию ассортимента

    • Первоначальное обучение и переподготовка персонала 

    • Маркетинговая и рекламная поддержка 

    • Размещение информации на наших информационных площадках  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3) Развитие франчайзинга в России.

    В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому  предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело крах.

    В России франчайзинг начал активно  развиваться в середине 90-х годов. На российский рынок пришли и развиваются  ряд известных западных франшизных систем: «Alphagraphics», «Baskin Robbins», «Kodak», «Subway», «Xerox», «Nike» и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др.

    Первый  договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в  июне 1996 года. Это договор между  компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: "Дока-Хлеб" и "Дока-Пицца". Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга. 

    С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех  лет существования франчайзинга в России, на ее территории  возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года – количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. Количество франшизных систем в России в период с 1995 года по 2009 год представлен на рисунке 1. 

    

    Рисунок 1 – Количество франшизных систем в  России в период с 2005-2009 гг.

    И они свидетельствуют, что среди  франшизных предприятий только 14% франчайзинговых  компаний в течение первых 5-ти лет  закрываются по различным причинам, в то время как около 85% обычных малых предприятий прекращают свое существование. То есть из 7-ми открывшихся по методу франчайзинга предприятий, только 1 закрывается за 5 лет. Из 7 обычных предприятий за тот же период закрываются 6. Именно поэтому при поиске заемных средств в кредитных организациях франшизные компании получают преимущество. Сравнительная характеристика представлена на рисунке 2.

    

    Рисунок 2 – Сравнительная характеристика малого бизнеса и фрачайзи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2) Решение проблем франчайзинга в России.

       Для решения экономических  проблем необходимо:

  • предоставить льготное кредитование;
  • создать системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинга;
  • предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

     Для решения организационно-правовых проблем необходимо:

  • законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты;
  • включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга;

     Для решения социально-психологических  проблем франчайзинга необходимо:

  • необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.
  • собирать и обобщать отечественный опыт франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.
  • сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.

     Решение образовательных проблем франчайзинга, вызванных слабой подготовкой предпринимателей в этой области, связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.

     Взаимосвязь экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

      В заключение всего выше изложенного можно сказать, что решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

    Первые  публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

    Анализируя  различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно  сформулировать следующее определение: Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

    Во  франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона - франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона - франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Франчайзинг в розничной торговле