Финансово-промышленные группы:значение,методы работы и регулирование деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть, что представляют собой финансово-промышленные группы, выявить их значение и влияние на экономику страны.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятие и структурные элементы финансово-промышленных групп;
-- изучить деятельность ФПГ;
- сделать выводы по результатам проведенных исследований.
Объектом исследования данной работы являются Финансово-промышленные группы.
Предметом курсовой работы является экономическая сущность и значение Финансово-промышленных групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП………………………………………………………………………….6
1.1 понятие и признаки ФПГ………….............................................................6
1.2 виды ФПГ …………………………………….............................................9
1.3 способы и порядок создания ФПГ.....................................................................................................................12
2.ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФПГ……………………………………………………………………………15
2.1организация деятельности ФПГ……………………......................................................................................15
2.2финансовые аспекты деятельностиФПГ…………………………………………………...................18
2.3.антимонопольный контроль за ФПГ……………………………………..20
3.АНАЛИЗ ФПГ НА ПРИМЕРЕ ОАО <<ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМПАНИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ФПГ>>………………………………………………………..22
3.1краткая характеристика фирмы……………………………………………………….............................22
3.2принципы,методы и задачи компании……….........................................24
3.3объединение предприятий………………………………………………….……………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсова3.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Анализ  правового статуса финансово-промышленной группы приводит к выводу о необходимости  совершенствования самой конструкции  ФПГ. Финансово-промышленная группа холдингового типа, где полномочия центральной компании выполняет основное общество, является ничем иным как холдинговая компания, в состав участников которой входят банки, кредитные организации, иные инвестиционные институты. Все отношения внутри ФПГ такого вида должны подчиняться правилам взаимоотношений основного и дочерних хозяйственных обществ.

 

      2.2 Финансовые аспекты деятельности ФПГ.

Необходимость объединения финансовых и иных активов  ставит перед ФПГ ряд вопросов в области финансовой отчетности. Высокая степень объединения активов участников вплоть до их слияния в конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы всех ее участников. Между тем структура баланса коммерческого банка совершенно отлична от структуры балансов иных участников финансового рынка, также имеющих право участия в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря уже о балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой участник ФПГ должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части собственных ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ. Определение принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой организации деятельности ФПГ,

Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению к внешним контрагентам. Сводный баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать их неэффективного расходования.

Статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может оказаться действенным инструментом управления финансами. Его последовательное использование позволяет планировать себестоимость производства. Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы. Эта свобода перемещения ресурсов выражается в том, что распределение средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. Такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если это только не банковская ссуда, обязательно оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. В обоих случаях в конечном итоге происходит отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но практические возможности его использования сильно ограничены.

Не следует, однако, рассматривать ФПГ как  способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на независимые хозяйствующие субъекты. Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Государственной Думой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать налоговое законодательство об ФПГ, учитывающее взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями. 

                         2.3Антимонопольный контроль за ФПГ

Один из факторов повышения в финансово-промышленных группах качества корпоративного управления и ориентации последнего не на извлечение монопольных выгод в ущерб экономике в целом, а на рост эффективности производства - антимонопольный контроль за финансово-промышленными группами. Этот контроль может трактоваться как противодействие потенциальным «запирающим эффектам» квазиинтеграции, которая, впрочем, оказывает на рыночные механизмы неоднозначное влияние. С одной стороны, концентрация производства и группирование предприятий - условия конкурентоспособности на многих товарных рынках; состязательность отношений на них опирается именно на интеграцию производства. С другой стороны, концентрация, доведенная до доминирующего положения рыночных субъектов, ослабляет контролирующее влияние рынка на корпоративное управление (18, с.89).

Структура акционерного капитала, обеспечивающая действенный контроль собственности  над менеджментом, на многих российских предприятиях еще только формируется. Это обстоятельство оборачивается повышенным вниманием к состязательности на товарных рынках как к принципиальному фактору ориентации корпоративного управления на внутренние резервы эффективности.

Нормативная трактовка антимонопольного контроля дана Законом «О финансово-промышленных группах», согласно пятой статье которого их госрегистрация предусматривает проведение экспертизы федеральным проведение экспертизы федеральным антимонопольным органом.

При определении  целесообразности создания финансово-промышленных групп, функционирующих на российских рынках, должно учитываться прогнозируемое вероятное влияние деятельности группы на состояние конкуренции. Условия, которые тут необходимо соблюдать, формулируются следующим образом:

во избежание  злоупотребления доминирующим положением не допускаются ни приобретение крупными финансово-промышленными группами монопольного влияния на местных товарных рынках, ни ограничение доступа на них иным хозяйствующим субъектам, в том числе иностранных;

финансово-промышленная группа не должна включать в себя фирм-поставщиков, если они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках;

при создании промышленных и финансово-промышленных групп на принципах экспортных картелей не должны объединяться фирмы, являющиеся конкурентами на определенном товарном рынке, если включение таких фирм в группу приведет к значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке.

Порядок прохождения экспертизы документов центральной компании ФПГ регламентируется приказом ГАК России №145 от 13 ноября 1995г., утвердившим «Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 
 
 
 
 

3. АНАЛИЗ ФПГ НА ПРИМЕРЕ ОАО <<ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМПАНИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ФПГ>> 

                        3.1 Краткая характеристика фирмы 

      ФПГ "Восточно-Сибирская группа" создана  на добровольной основе в соответствии с основными положениями Указа  Президента Российской Федерации "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. № 2096. Целями объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций  
          Восточно-Сибирского региона в рамках группы являются:

1)Создание  новых и укрепление сложившихся технологических и кооперационных связей по производству конкурентоспособной продукции на рынке;  
2)Привлечение инвестиций для обеспечения структурной перестройки производства в  
направлениях, приоритетных для экономики России в целом и Восточно-Сибирского региона;  
3)Повышение экспортного потенциала промышленности, наращивание объемов необходимой народному хозяйству продукции (работ, услуг) и обеспечение на этой основе роста социально-экономической эффективности производства.  
Идея создания Восточно-Сибирской ФПГ основана на результатах анализа экономической ситуации в регионе в целом, на предприятиях-участниках группы, состояния рынков соответствующих видов продукции. В частности, на актуальность формирования ФПГ указывают следующие обстоятельства: При наличии мощных гидроэнергетических, минеральных, лесных ресурсов региона научная и производственная база соответствующих предприятий не в полной мере обеспечивает должное качество переработки сырья и экологическую безопасность. Концентрация материальных и финансовых ресурсов предприятий-участников группы позволит существенно повысить экспортный потенциал региона, прежде всего, по производству

продукции нефтехимии.

 

                 3.2 Принципы, методы и задачи компании 

      Потребительский рынок отечественной продукции региона испытывает мощное давление зарубежных товаропроизводителей при сокращении машиностроительных мощностей и мощностей по производству товаров народного потребления предприятий-участников группы. В то же время имеющийся промышленный потенциал региона, при переходе от разрозненных действий к четко скоординированным программам маркетинга, инвестирования, освоения, производства и реализации новых изделий, способен обеспечить импортозамещение по ряду направлений деятельности. Участниками группы создано ОАО "Центральная компания Восточно-Сибирской финансово-промышленной группы" в качестве центральной (головной) компании ФПГ, обеспечивающей представительство ее интересов. Формирование Восточно-Сибирской ФПГ производилось с учетом следующих основных принципов: Необходимости реализации программно-целевого подхода, предполагающего предварительную проработку рыночных "ниш" группы, общих целевых задач и мероприятий по их достижению с использованием ресурсного, научного и промышленного потенциала участников ФПГ. Обеспечения мощной концентрации научного и производственного потенциала в рамках группы, достаточно крупных ее размеров (капиталов) , адекватных сложным и масштабным задачам удержания и расширения позиций на финансовых, а также товарных внутренних и внешних рынках. Подбора предприятий с учетом реализации требований антимонопольного законодательства, когда объединение юридических лиц, хотя и занимающих весомые позиции на товарных рынках, не усложняет конкуренцию среди товаропроизводителей. Широкой диверсификации деятельности, сочетающей как ресурсообеспечение, так и производства сфер высоких технологий и четкой ориентации на потребительский рынок. Такой подход позволяет обеспечивать решение как стратегических, так и тактических (оперативных) задач ФПГ при соблюдении общей достаточно высокой прибыльности функционирования. Глубокой организационно-технологической кооперации в деятельности предприятий ФПГ как по вертикали (в рамках реализации одной целевой программы) так и по горизонтали (участие одновременно в ряде целевых программ) . Дифференцированного подхода к решению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных инвестиционных задач деятельности ФПГ, обязательности разработки бизнес-планов по каждому проекту, включаемому в общую инвестиционную программу группы. Обеспечения межрегионального характера деятельности ФПГ, предполагающего ее ориентацию одновременно на совокупность региональных внутренних и зарубежных рынков (ряд крупных областей Российской Федерации, страны Юго-Восточной Азии) . Достижения высокой управляемости группой за счет подбора совокупности предприятий и организаций с учетом сложившихся (не потерявших актуальности и перспективных) кооперационных связей, фактора территориальной близости и возможности реального содействия ее деятельности не только со стороны федеральных, но и местных органов управления.

 

                   3.3 Объединение предприятий. 

      На  основе реализации данных положений  на практике, Восточно-Сибирская ФПГ  объединила 27 предприятий и организаций, обеспечивших консолидацию капитала (уставной фонд головного предприятия) в размере 91,8 млрд. руб., а также общую численность занятых более 111 тыс. человек. Целевая кооперация предприятий-участников в рамках Восточно-Сибирской ФПГ включает следующие программно-функциональные блоки (комплексы) :

1)Топливно-энергетический (ориентирован на программные  цели разработки новых  
месторождений нефти, газа, энергетического обеспечения функционирования регионов Восточной Сибири) ;

2)Химический (реализация программы создания и производства новых видов химической продукции и лекарственных препаратов) ;

3)Машиностроительный (реализация программы создания  информационных технологий, современных  средств связи, специального машиностроения) ;

4)Социально-производственный (реализация программы производства продукции,  
ориентированной на потребительский рынок) ;

5)Научно-внедренческий  (реализация программы научно-инновационного  обеспечения  
производственной деятельности участников ФПГ) ;

6)Торговый (реализация программы развития оптовой и розничной торговли) ;

7)Финансово-обеспечивающий (финансовое и организационно-управленческое  обеспечение реализации программных  задач деятельности ФПГ) .

Подбор  участников группы в рамках указанных  направлений обеспечивает глубокую  
кооперацию их деятельности уже на начальном этапе становления ФПГ. Так, в реализации задач топливно-энергетического комплекса участвует более 80 процентов предприятий и организаций ФПГ, химического - 50 процентов, социально-производственного - 70 процентов и т.д. Ядро Восточно-Сибирской ФПГ составляют предприятия химической промышленности, нефтепереработки и энергетики, а также финансово-кредитные и научные учреждения. Проведенные предпроектные маркетинговые исследования убеждают в правильности ориентации деятельности ФПГ на развитии мощностей химического комплекса. В частности, это касается развития производства поливинилхлорида и получения новых материалов на его основе. Поэтому программа развития ФПГ по химическим продуктам предусматривает:  
1) Создание квалифицированной службы маркетинга, способной следить за рынком  
производства и переработки пластмасс и прогнозировать его развитие; 
2) Создание в рамках ФПГ системы кооперации от производства пластмасс до их переработки с включением в нее научных сил региона для решения следующих задач:  
развития производств технологических добавок; создания отечественных мощностей по выпуску оборудования для переработки пластмасс; разработки и внедрения новых, не характерных для России, изделий, в частности, полимерных бутылок, окон, труб для мелиорации и т.д. Реализация программы предполагает ориентацию на использование местного сырья и материалов и создание перерабатывающих мощностей на таких предприятиях ФПГ, как АО "Радиан", АО "Усольмаш" и др. Кроме того, на этой основе возможна организация таких производств, как обувное, упаковочное, полиграфическое, пищевой продукции и др. Научная программа деятельности ФПГ основывается на организации рационального взаимодействия головной организации группы и служб анализа перспективных рынков с научными подразделениями региона, обеспечивающими научный задел и его реализацию в прикладных НИОКР и мероприятиях по внедрению в производство. Выполнение фундаментальных НИР, вляющихся общесистемными для ФПГ, возлагается на Иркутский государственный технический университет. Базовым НИИ в рамках химической программы для ФПГ выбран Иркутский институт органической химии Сибирского отделения РАН, на который возлагается проведение прикладных НИОКР в области создания новых химических продуктов, косметических материалов, бытовой химии и лекарственных препаратов. Для решения проблем использования местных ресурсов в целях наращивания выпуска конкурентоспособных на российском и внешнем рынках изделий на базе организаций ФПГ (АО "Иркутскгеология" и Иркутский институт редких и цветных металлов) разрабатывается специальная программа работ. На базе существующих научных подразделений, имеющихся на предприятиях ФПГ, предусматривается создание единой научно-внедренческой системы, обеспечивающей освоение в производстве разработок с учетом общих интересов группы, в том числе, для развития специального машиностроения, пищевой, легкой, обувной промышленности,создания производства оснастки и инструмента и др.

Информация о работе Финансово-промышленные группы:значение,методы работы и регулирование деятельности