Cтандарты ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:59, реферат

Описание работы

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась. Цель реферата заключается в исследовании стандартов ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007.

Содержание

Введение 3
Стандарт ISO 14001:2004 4
Основные принципы и методология 6
Преимущества 8
Стандарт OHSAS 18001:2007 10
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

реферат по Ли2.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОУ ВПО Уральский Государственный Экономический Университет

 

Кафедра «Экономика предприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Модель делового совершенства организации

Тема: Cтандарты ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007

 

 

 

 

 

 

 

Департамент экономики    Исполнитель:

 

Специальность экономика

(бакалавриат)       

 

Дата защиты      Преподаватель:

 

Оценка

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание:

Введение            3

  1. Стандарт ISO 14001:2004        4
    1. Основные принципы и методология      6
    2. Преимущества         8
  2. Стандарт OHSAS 18001:2007        10

Заключение           13

Список использованных источников       14

 

Введение

Глобализация экономики  и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями  к качеству продукции. Для подтверждения  качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных  стандартов качества и соответствующих  им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами  являлись различные национальные и  международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия  ситуация изменилась.

Потребитель получил возможность  выбирать из большого числа поставщиков  и диктовать свои требования к  качеству товаров, которые он готов  приобрести. И если раньше потребитель  довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение  того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что  оно действительно обеспечивает декларируемое качество.

Качество стало одним  из наиболее популярных лозунгов конца  двадцатого - начала двадцать первого  века. Качество товаров и услуг. Качество в технологиях и бизнес-процессах, связанных с производством товаров  и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано.

Цель реферата заключается в исследовании стандартов ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007.

Реферат состоит из 13 страниц. Библиография использованных источников – 6 наименований. 

  1. Стандарт ISO 14001:2004

Стандарт ISO 14000 — международный  стандарт по созданию системы экологического менеджмента. ISO 14000 представляет собой  семейство стандартов, связанных  с окружающей средой, которое существует, чтобы помочь организациям:

    • свести к минимуму негативное влияние деятельности организации на окружающую среду,
    • соблюдать применимые законы, правила и другие экологически ориентированные требования,
    • постоянно совершенствоваться в приведенном выше.

Возникновение стандартов на системы экологического менеджмента  стало ответом на возрастающий в  обществе интерес к проблемам  окружающей среды. Истоки этого интереса можно проследить в 1972 году, когда  Организация Объединенных Наций  организовала конференцию по проблемам  окружающей среды в Стокгольме, на которой была запущена Программа  ООН по окружающей среде. [2]

В 1992 году BSI Group был опубликован  первый в мире стандарт на системы  экологического менеджмента для организаций - BS 7750. [1] Примечательно, что этот стандарт появился не как результат деятельности государства, а по инициативе английских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения адекватных управленческих решений. Этот стандарт стал основой для развития международной серии стандартов ISO 14000, опубликованной в 1996 году Международной организацией по стандартизации ISO.

По состоянию на 2010, ISO 14001 в настоящее время используется по меньшей мере 223 149 организаций в 159 странах. [3]

В отличие от предыдущих экологических распоряжений и правил, основанных на принудительных подходах, позже замененных подходами, основанными  на рыночных механизмах, ISO 14000 был основан  на добровольном подходе к экологическому регулированию. Серия стандартов ISO 14000 включает ISO 14001, содержащий руководства для создания или улучшения СЭМ. Стандарт ISO 14001 унаследовал многие положения от стандарта управления качеством — ISO 9000, который служил в качестве модели для внутренней структуры ISO 14001 (NationalAcademyPress 1999), оба из которых могут внедряться параллельно наравне друг с другом. Так же как и ISO 9000, ISO 14000 может служить как внутренним инструментом менеджмента, так и способом продемонстрировать экологическую ответственность своим клиентам и потребителям. [9]

ISO 14001 устанавливает критерии для системы экологического менеджмента (СЭМ). Он не устанавливает требования для экологической эффективности, но описывает основные правила, которым организация может следовать для построения эффективной СЭМ. Он может быть использован организациями для повышения эффективности использования ресурсов, снижению потерь и издержек. Используя ISO 14001 можно продемонстрировать защищенность менеджмента организации и ее работников. Так же он может быть использован для демонстрации заинтересованным сторонам, того, что компания измеряет и улучшает экологическое влияние на них. ISO 14001 может быть интегрирован с другими функциями менеджмента для более удобного достижения своих экологических и экономических целей.

Так же как и другие стандарты, ISO 14001 является добровольным. Его главной  целью является помочь компаниям  в улучшении своих экологических  показателей, соблюдая при этом действующее  законодательство. [7] Организации ответственны за установление своих целей, их отслеживание и достижение. Стандарт служит помощью в достижении целей и задач компании, а также для их мониторинга и измерения.

Стандарт может быть применен к различным уровням деятельности компании, от организационного, до уровня производства и оказания услуг. Вместо того чтобы фокусироваться на конкретных измерениях и целях экологической эффективности, стандарт выделяет то, что организация должна делать, чтобы достичь эти цели. Успешность системы сильно зависит от вовлеченности всех уровней организации, особенно высшего руководства, которое должно быть вовлечено в разработку, внедрение и управление СЭМ.

ISO 14001 обладает родовыми  признаками стандартов на системы  менеджмента, полезных для организаций,  желающих улучшить свою деятельность  и управлять ресурсами более  эффективно. Он подходит для:

    • Всех крупных транснациональных компаний;
    • Компаний, как с высокими, так и малыми рисками;
    • Производственных компаний и, компаний предоставляющих услуги, включая местные государственные сообщества;
    • Всех отраслевых секторов, включая публичные и закрытые;
    • Производителей уникального оборудования и их поставщиков.

Все стандарты периодически пересматриваются ISO на актуальность текущим рыночным требованиям.

 

1.1 Основные принципы и методология

    1. Планирование — установка целей и необходимых процессов.

До внедрения ISO 14001, рекомендуется  провести анализ на соответствие требованиям  стандарта текущих процессов  организации — это облегчит обнаружение  элементов существующих и будущих  процессов компании, взаимодействующих  с окружающей средой. Эти элементы определяются экологическими аспектами. Экологические аспекты могут  быть как прямыми — теми, которые  образуются в результате производства, так и косвенными — теми, которые  связаны с поставками сырья и  материалов. Такая первоначальная проверка помогает компаниям в установлении своих экологических целей и  задач, которые должны быть точно  измеримы; позволяет разработать  управленческие процедуры и процессы; помогает выявить соответствующие  законодательные требования, которые  потом могут быть включены в политику организации.

    1. Действие — внедрение процессов.

На протяжении этого этапа  компания определяет необходимые ресурсы  и персонал организации, ответственный  за внедрение и контролирование  СЭМ. Этап включает документирование всех процессов и процедур; включая  контроль за операциями и документами; создание процедур для экстренных случаев; а также процессы обучения сотрудников, чтобы удостовериться в том, что  они внедрили необходимые процессы и фиксируют результаты наблюдений. Вовлеченность и участие всех уровней организации, особенно высшего руководства — жизненно важное условие на этапе внедрения, так как эффективность всей СЭМ зависит от активности участия всего персонала организации.

    1. Проверка — измерение, мониторинг и отчетность процессов.

В течение этапа проверки, отслеживается и периодически измеряется производительность, для обеспечения  уверенности в том, что экологические  цели и задачи организации выполняются. В дополнении, регулярно проводятся внутренние аудиты для выяснения  — действительно ли СЭМ внедрена должным образом, а процессы и  процедуры измеряются и управляются  адекватно.

    1. Воздействие – проводить мероприятия по улучшению деятельности СЭМ, основанные на достигнутых результатах.

После этапа проверки проводится запланированный пересмотр деятельности организации для того, чтобы убедиться, что цели СЭМ достигаются, степень  их достижения соответствует установленной, взаимосвязи должным образом  управляются, и, чтобы оценить изменения  внешних условий (например, нормативно-правовых требований) в целях дальнейшей выработки  рекомендаций по улучшению функционирования системы. Эти рекомендации далее  учитываются на этапе планирования для того, чтобы, вследствие их реализации, улучшить СЭМ.

    1. Концепция непрерывного улучшения.

 

Главное требование концепции  непрерывного улучшения отличается от требования стандарта систем менеджмента  качества. В ISO 14001 указано 3 направления  концепции непрерывного улучшения:

    • Развитие. Постоянное расширение сфер бизнеса, охватываемых внедренной системой экологического менеджмента.
    • Насыщение. Постоянное увеличение типов деятельности, объемов продукции, количества процессов, ресурсов, управляемых внедренной СЭМ.
    • Улучшение. Здесь имеются ввиду как улучшение структуры и организации СЭМ, так и выработка собственных методов управления проблемами, связанными с экологией. [8]

В целом, концепция непрерывного улучшения подразумевает переход  от обычных оперативных природоохранных  мероприятий к стратегическому  подходу к решению экологических  проблем.

 

    1. Преимущества

Стандарт ISO 14001 был разработан главным образом для того, чтобы  уменьшить воздействие деятельности организаций на окружающую среду. Помимо того, что организации смогут улучшить свою деятельность в рамках экологических  стандартов, они так же получают ряд экономических преимуществ, в том числе повышенный уровень  соответствия законодательным и  правовым требованиям за счет использования  стандарта ISO. Во-первых, понижая риски  нормативных и экологических  штрафов и повышая эффективность  организации, что в свою очередь  ведет к сокращению отходов и  используемых ресурсов, организация  может снизить производственные затраты. Во-вторых, так как стандарт признан на международном уровне, многие организации по всему миру могут сертифицироваться на соответствие ISO 14001, опуская многократную сертификацию на различные стандарты. В-третьих, за последнее десятилетие наблюдается  возмущение потребителей по отношению к организациям. Потребители все чаще требуют установку более строгих экологических норм, что означает необходимость внедрения стандарта ISO 14001 для долгосрочной жизнеспособности бизнеса. Тем самым, это обеспечивает компаниям конкурентные преимущества перед организациями, которые не внедряли стандарт. Это, в свою очередь, может оказать положительное влияние на стоимость активов организации и привести к повышению лояльности клиентов, что даст возможность выйти на международные рынки. Сертификат ISO 14001 может означать наличие инновационного и перспективного подхода к потребителям и будущим сотрудникам; сертификация ISO 14001 может увеличить долю потребителей и партнеров; она может сократить стоимость государственного страхования гражданской ответственности. Организации могу выиграть от внедрения СЭМ в том, что выявят для себя более обширные проекты бережливого производства (например, которые могут радикально урезать затраты на потребление электроэнергии). Стандарт ISO14001 может оказаться очень эффективным инструментом для некоторых организаций, определяющим стоимость сэкономленных средств. Какие-то компании могут наткнуться на трудности на этапе планирования, выявить отсутствие роли высшего руководства или же столкнуться с непониманием способа внедрения ISO 14001. В конце концов, они могут выявить, что управляют неэффективной СЭМ. Улучшения, которые могут осуществить организации, включают в себя:

Информация о работе Cтандарты ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007