Адаптация предприятия в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – разработка стратегии выхода ООО "Проектный институт "Инспецпроект" из кризисного положения.

Задачи, поставленные в работе:

– изучение управленческих стратегий выхода из кризисной ситуации;

– проанализировать текущие и итоговые результаты деятельности ООО "Проектный институт "Инспецпроект";

– разработать стратегию выхода ООО "Проектный институт "Инспецпроект" из кризисного положения.

Работа содержит 1 файл

Содержание (1).doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 

 

     Актуальность  данной темы обоснована тем, что в условиях кризиса, степень самостоятельности и ответственности организаций значительно возрастает.

     Термин  «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного». Но название названием, а суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает. И надобность в антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать его, создавать научную концепцию и готовить специалистов в системе высшего образования?

     Конечно, обострение кризиса в России вызвало  потребность в эффективном антикризисном  управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки  управления ведут нас к необходимости  разработки концепции антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.

     Объективно  кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При  этом возможны отдаление кризиса  и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.

     На  разных этапах развития общественного  сознания отношение к кризисам было различным. Например, одна позиция заключалась в том, что кризис –  всегда следствие природных явлений, а другая, – что кризис – порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия.

     К. Маркс доказывал, что источником кризисов в общественном развитии является экономика, основанная на частной собственности и влияющая таким образом на структуру и столкновение интересов.

     В условиях инновационно - ориентированной  рыночной экономики перед российскими  предприятиями встает проблема гибкого оперативного реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования долговременной конкурентной политики и стратегии развития предприятий, с другой. В этой связи особое значение приобретают теоретико-методологические и практические продвижения в области как самого стратегического управления предприятиями промышленности, так и его системного обеспечения. Система стратегического управления выступает одним из наиболее действенных способов, призванных повысить эффективность управления современным предприятием.  
Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Становление прозрачного мирового рынка, когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах, у любых поставщиков в любых регионах мира, вызывает резкий рост конкуренции между предприятиями. Жесткая, инерционная организация управления предприятием не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Но главное не только в усилении конкуренции, но и в том, что она приобретает новые формы. Главным условием победы в конкурентной борьбе является способность долговременного предвидения и последовательной реализации различных инноваций в ассортименте продукции и услуг, в технологии, в управлении и пр. Для того, чтобы выжить и развиваться в этой среде, предприятиям необходимо прибегать к постоянной самореорганизации как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, условиям современной экономики инновационного типа. 

     Важнейшим направлением такой самореорганизации выступает становление практики стратегического управления предприятием. Значимость практики стратегического управления определяется, прежде всего, тем, что обычные методы повышения производительности и конкурентоспособности рационализация и автоматизация производственных процессов часто уже не приводят к качественным улучшениям, которые требуются предприятиям для динамичного развития в рыночной среде.  
Для дальнейшего повышения эффективности использования всех видов экономических ресурсов развития предприятий обязательным становится формирование хозяйствующими субъектами системы стратегического управления, адекватной рыночным механизмам и раскрывающей перед субъектами рынка более широкие возможности для выбора правильных, разносторонне мотивированных решений по всем направлениям деятельности. Выбор стратегии управления предприятиями в наши дни можно считать жизненно важным как для самих хозяйствующих субъектов, так и для территориальных образований (регионального, муниципального уровня), в рамках которых они функционируют. Стратегическое управление предприятиями невозможно без учета внешней среды и ее изменений, в связи с чем предприятиям необходимо не только прогнозировать состояние рынков, но и учитывать стратегию социально-экономического развития региона, встраиваться в нее и оказывать влияние на ее реализацию. Эти проблемы были и остаются предметом исследования многих ведущих зарубежных и российских ученых.  

     Стратегический менеджмент это сложная область управленческой деятельности предприятия, прерогатива его высшего руководства. Решения о перспективах бизнеса предприятия принимаются на основе всестороннего исследования внешнего окружения, внутреннего потенциала предприятия, глубоких проработок целей и стратегий. Будущее неопределенно, и предсказать его достаточно трудно, поэтому возможны различные решения о том, что необходимо предпринять в настоящем ради благополучного будущего. 

     Несмотря на множество работ, посвященных проблемам стратегического управления, в условиях переходной экономики России стратегическому менеджменту уделяется недостаточно внимания. Сказанное справедливо и для предприятий проектно – строительной отрасли. Потребность в стратегических разработках в этой сфере признается большинством теоретиков и практиков стратегического менеджмента. 

     Коренное  изменение строительных организаций  и их менеджмента является одной  из особо сложных проблем настоящего времени в проектно - строительной деятельности. Ключ к будущему лежит в управлении изменениями, так как единственной константой в современном бизнесе остается изменение.

     Для управления хозяйственными процессами нужно иметь полную и достоверную информацию о деятельности организации. Эта информация должна давать возможность пользователям принимать рациональные экономические решения при выборе альтернативных вариантов. Цель маркетинговой деятельности - удовлетворить информационные потребности пользователей для принятия эффективного управленческого решения.

     Управление начинается с анализа того, что сделано на данный момент, с определения желательных характеристик будущего результата, с детализации того, что, почему и как должно быть сделано, какие корректирующие действия и в какое время необходимо произвести, чтобы достичь поставленных целей.

     В основе эффективного управления лежит  объективный анализ условий, в которых  организация действует в настоящий  момент и которые предположительно будут действовать в перспективе.  С помощью анализа можно заранее выявить внутренние и внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на функционирование и развитие организации и, подготовившись необходимым образом, своевременно на них отреагировать. Анализ позволяет исследовать тенденции в развитии организации, их направление и глубину, что позволяет создавать более обоснованные и надежные планы, особенно на перспективу.

     Важную  роль в успехе управления играет эффективность  распределения ресурсов. С помощью  анализа может быть принято верное решение по использованию ресурсов организации. Экономический анализ хозяйственной деятельности является важнейшей функцией управления хозяйственными процессами организации.

     Анализ  финансовой отчетности позволяет менеджерам сформировать объективные суждения о прошлом, текущем и будущем  состоянии бизнеса и эффективности управления им.

     Любая организация обладает спецификой, уникальностью, поэтому при стратегических преобразованиях необходимо принимать во внимание ситуационные факторы: стартовое положение, степень экономического и технологического развития и т.п.

     Реальная  необходимость, при значительных переменах во внешней среде, – разработка и пересмотр стратегии, изменение целей и политики организации.

     Цель  настоящей дипломной работы – разработка стратегии выхода ООО "Проектный институт "Инспецпроект" из кризисного положения.

     Задачи, поставленные в работе:

       –  изучение управленческих стратегий выхода из кризисной ситуации;

     –  проанализировать текущие и итоговые результаты деятельности ООО "Проектный институт "Инспецпроект";

     – разработать стратегию выхода ООО "Проектный институт "Инспецпроект" из кризисного положения.

     В исследовании применялись методы системного, факторного и сравнительного анализа и статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.

     Практическая   значимость   работы   состоит   в   том,   что обоснованные автором концептуальные подходы, вытекающие из теоретико-методологических исследований, доведены до конкретных рекомендаций прикладного характера, которые могут быть использованы предприятием в целях обеспечения успешного развития.

     Цель  работы, поставленные задачи и выбранные  методы исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическая стратегия антикризисного управления в условиях кризиса

1.1. Стратегии и методы управления в условиях кризиса

     Основная  роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам.

     1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался  по результатам диагностики банкротства  масштаб кризисного состояния  предприятия, наиболее неотложной  задачей в системе мер финансовой  его стабилизации является восстановление  способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

     2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность  предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

     3. Обеспечение финансового равновесия  в длительном периоде. Полная  финансовая стабилизация достигается  только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.

     Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия  соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового  менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический (Приложение табл.1).

Информация о работе Адаптация предприятия в условиях кризиса