Виды и типы музыкальных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Музыкальные занятия – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно.
В процессе любых занятий ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Содержание

Введение
Виды музыкальных занятий
Доминантные занятия
Тематические занятия
Комплексные занятия
Типы музыкальных занятий
Фронтальные занятия
Занятия индивидуальные и по подгруппам
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

контрольная по музыке.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

      Отказ от раздела «Слушание музыки» или замена его прослушиванием песни обедняет детей, так как именно в этом разделе занятия ребята слушают произведения, которые по эмоционально-образному содержанию сложнее и богаче, чем исполняемые ими песни.

     Установки, которые дает педагог перед слушанием произведений, подводят детей к пониманию содержания музыки. Они приобретают опыт слушания классической музыки, учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры.

     Слушание развивает важнейшую музыкальную способность — эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности.

     Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в том числе одно и то же построение занятия.

    Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий. Уже вход детей на занятие в зал может быть различным — и звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.

    Если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и согласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой направления движений и т.д.). В разделе «Методы развития музыкального восприятия» были рассмотрены приемы, активизирующие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фрагментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон. 

     Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласующиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

     После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.

     Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце занятия педагог может обсудить его с детьми: что больше всего им понравилось, что запомнилось, над чем им надо поработать самим, в чем помочь друг другу. Выходят ребята из зала под звуки марша.

      В этом варианте занятия использованы все виды музыкальной деятельности дошкольников. Музыкально-образовательная деятельность не имеет своего особого места в его структуре. Сведенья о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, можно заключить, что планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для  успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.

В процессе музыкального воспитания огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе музыкального воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.

Одной из главных задач дошкольного  воспитательного учреждения является четко скоординированная работа коллектива, оснащение инвентарем и  привлечение родителей к этому важному для развития полноценной личности ребенка процессу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова  Л.Н. Музыкальные занятия в детском  саду. — M., 1984.
  2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. iiH-тов. — M., 1983.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — M., 1981.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — M., 1968.
  5. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия.— M., 1972.
  6. Шоломович С. M., P у д е н к о И. H., 3 и н и ч Р. Т. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для уч-ся пед. уч-щ. — Киев, 1985.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Комплексное музыкальное занятие  для детей второй младшей группы "Осенняя прогулка"

Психолого-педагогические задачи:

    • расширять представления детей об окружающей природе;
    • развивать художественное восприятие детей;
    • развивать внимание;
    • формировать певческие навыки, умение импровизировать на музыкальных инструментах;
    • развивать навыки создания композиции (композиционное мышление);
    • формировать умение работать в коллективе.

Зал украшен, как осенний  парк или лес (бутафорские  деревья, яркие кленовые листья, капельки дождя, тучки).

Ход занятия

Воспитатель:

Зашумела листьями 
Осень золотая, 
Вьется над рябинкой 
Тонкой паутинкой.  
(М.Картушина)

Давайте, ребята, мы споем песню про золотую  осень.

Исполняется любая песенка  об осени.

Воспитатель:

Приглашаю всех ребят 
В парк (лес) осенний погулять.

Игра «Здравствуй, говори». С.Коротаевой («Хрестоматия к методике музыкального воспитания в системе арт-терапии». О.Кацер Санкт-Петербург) или любая игра по выбору муз.рук.)

1. Зашагали ножки 
По прямой дорожке. 
А в конце дорожки, 
Стали наши ножки. 
Всем кто рядом, 
«Здравствуй» говори.                
«Здравствуй, здравствуй!»  
Снова повтори.
– шагают по залу  поднимая  коленки в рассыпную 
 
 
– останавливаются 
 
– кивают головкой вправо, затем влево
2. Побежали ножки 
По другой дорожке. 
А в конце дорожки, 
Стали наши ножки. 
Всем кто рядом, 
«Здравствуй»– говори. 
«Здравствуй, здравствуй» –          
Снова повтори.
– бегут по залу в  рассыпную 
 
 
– останавливаются 
 
– кивают головкой вправо, затем влево
3. Поскакали ножки 
По другой дорожке. 
А в конце дорожки 
Стали наши ножки.                      
Всем кто рядом, 
«Здравствуй» говори.                 
«Здравствуй, здравствуй»  
Снова повтори.
– скачут по залу в  рассыпную 
 
 
– останавливаются 
 
– кивают головкой друг другу вправо, затем влево

Воспитатель: Ребята, а ведь не только мы вышли погулять. Посмотрите-ка, кто же идет нам на встречу?  (показывает иллюстрацию «Дождик»).

К нам на длинной  мокрой ножке  
Дождик скачет по дорожке.

Пусть веселый  дождик капает, а мы пока спрячемся  от него. (садятся на стульчики)

Муз. руководитель:  Ребята, послушайте, как дождик капает, сначала медленно – кап, кап, кап, кап, кап… (выкладывает на магнитной доске  сначала большие капли говоря, что капли большие, дети повторяют – большие)

– А теперь он закапал быстро – кап-кап-кап-кап…( выкладывает маленькие капли, говоря, что капли маленькие. Дети повторяют – маленькие)

– А вы хотите поймать капельки?

Кап-кап, тук-тук, 
Дождик по дорожке. 
Ловят дети капли эти, 
Выставив ладошки. 
(Г. Бойко)

Дети  ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом : «Кап, кап…»

Муз. руководитель:  Посмотрите, ребята, у нас под стульчиками лежат колокольчики. Берите колокольчики, будем играть музыку дождя.

Капли просят: «Тише, тише… 
На прогулку дождик вышел».

Мы будем играть негромко, чтобы не испугать дождик. ( педагог указывает на то, что дождик будет идти то, сильнее, то тише. Значит , и звучать колокольчики будут то быстро, то медленно. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует быстрое и медленное звучание. «Дождик капает быстро»– играют подняв колокольчик над головой,  «Дождик идет медленно» – ударяют колокольчиком по ладошке

Звучит  пьеса Любарского «Дождик». ( дети изображают дождь игрой на колокольчиках вместе с воспитателем).

Воспитатель: Что-то дождик долго льет.  Я попрошу  его перестать.

Дождик, дождик , полно лить, 
Малых детушек мочить. 
(русская народная закличка)

– Давайте попрощаемся  с дождиком . А что мы наденем  на ножки, чтобы их не промочить? (ответы детей)

– Правильно, сапожки.

– Нам  одела мама 
Красные сапожки, 
Чтоб топали ножки 
По мокрой дорожке. 
( М.Картушина)
– показывают, как одевают  сапожки на ноги

поочередно топают ногами.

Воспитатель:  Пойдемте в новых сапожках дальше гулять.

Танец «Сапожок» С.Коротаевой ( или по выбору муз.рук.)                           

  
Воспитатель:  Вот и пришли мы в парк.  А в парке с деревьев облетают листья.

Падают, падают, листья. 
В нашем саду – листопад. 
Желтые, красные листья, 
По ветру вьются, летят.

Проговаривая  стихотворение воспитатель  медленно разбрасывает листья. Предлагает детям выбрать  для себя листочек.

С листьями осенними 
Будем мы играть. 
С листьями осенними 
Будем танцевать.       
(М. Картушина)

Исполняется «Танец с листочками».(«Танцы для малышей» Т.Суворовой. Санкт-Петербург 2006 г .). Или любой  другой по выбору.

В конце танца дети кладут листики на пол произвольно. Воспитатель предлагает детям немного  отойти и полюбоваться, на осенний яркий ковер.

Листопад, листопад –  
Пенится тропинка. 
И шумит, как водопад, 
Каждая осинка! 
(Т.Белозеров)

Аппликация  «Листопад в парке».

На длинном  листе бумаги уже нарисованы педагогом  несколько деревьев( можно нарисовать их мелками – коричневыми, темно-серыми, черными). Детям предлагается приклеить кленовые, березовые, дубовые листочки на ветки деревьев или просто на лист бумаги, как будто они парят в воздухе или уже облетели и лежат на земле. Листочки – готовые формы. После окончания работы полюбоваться получившейся картиной.

Используемая  литература:

    1. «Праздники и развлечения для малышей» М.Картушина
    2. «Мы рисуем, танцуем и поем» И.Каплунова, И.Новоскольцева
    3. «Музыкальное воспитание в системе арт-терапии» О.Кацер, С.Коротаева.

Музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе: "Путешествие в страну музыки" 

Программное содержание: эстетическое воспитание средствами музыки.

    • Развивать у детей умение чувствовать характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.
    • Воспитывать интерес к музыке композиторов-классиков и современных авторов. Добиваться активного участия детей в занятии путем использования наглядных пособий и других методических приемов.
    • Побуждать детей самостоятельно импровизировать простейшие мелодии.

Информация о работе Виды и типы музыкальных занятий