Музыкальный театр как средство развития художественно-творческих способностей старших дошкольников в условиях школы раннего развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:40, доклад

Описание работы

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в школе раннего развития. Основная цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Работа содержит 1 файл

тезисы.docx

— 23.85 Кб (Скачать)

  Музыкальный театр как средство развития художественно-творческих способностей старших дошкольников в условиях школы раннего развития

       Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.   Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в школе раннего развития. Основная цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. 

      Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей детей  делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в  старшем дошкольном  возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.

    Художественно-творческие  способности являются  одним из компонентов  общей структуры  личности. Развитие  их способствует  развитию личности  ребенка в целом.  Как утверждают  выдающиеся психологи  Л.С. Выготский,  Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Именно театральная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей.

     Не случайно современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности” (Э.И.Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

     По своей природе театральное  искусство наиболее близко детской  ролевой игре, которая складывается  как основа относительно самостоятельного  функционирования детского сообщества  и к 5 годам занимает позицию  ведущей деятельности детей. Важнейшим  компонентом детской игры и  театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.  Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

      В музыкально-театральной деятельности ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.  Занятия музыкальным театром должны начинаться с раннего возраста.

       Ранним развитием считается обучение и воспитание ребенка с рождения и до 6 лет. Дело в том, что ребенок рождается с огромным потенциалом, его мозг активно работает, устанавливаются и укрепляются связи между нервными клетками, он впитывает в себя всю информацию, как губка. Дети начинают учиться сразу после рождения. Окружающие звуки, тактильные ощущения, зрительные образы – все это является первыми уроками в жизни новорожденного. С каждым днем малыш получает больше и больше сведений. Психологи утверждают, что в первые шесть лет жизни ребенок получает информации больше, чем за все последующие годы! Природа все устроила таким образом, что именно в этот период ребенок легко учится, хорошо запоминает множество слов, способен усвоить огромное количество знаний. Но, увы, так происходит не всегда. Развитие мозга, которое так активно происходит в детстве, со временем замедляется. И если годовалый малыш легко воспринимает незнакомую речь, без труда запоминает новые слова (пусть даже и пассивно, не умея еще употребить их самостоятельно), а к пяти годам уже хорошо овладевает устной речью, то взрослому человеку выучить иностранный язык бывает намного сложнее. Но для того чтобы мозг полноценно развивался, он требует постоянной работы. Для многих родителей раннее развитие – это способность ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие подразумевает и получение ребенком основных понятий об окружающем мире, и физические занятия и упражнения, и развитие творческих способностей, и навыков самообслуживания, и многое другое с самого раннего возраста.

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. "…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое". Ту же мысль высказывает А.М. Горький; "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    В школе раннего развития предмет  «Музыкальный театр» вводится  с 4 лет. Процесс обучения детей делится на два этапа. Первые полгода происходит погружение в музыкально-театральную деятельность: на занятиях постоянно звучит музыка, накапливается опыт детей в их знании сказок, дети учатся управлять куклами, придумывают движения под музыку, получают общее музыкальное развитие. Знакомство с различными видами кукольных театров, обучение детей основам актерского мастерства: развитие внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях; формирование интонационной выразительности речи; использование этюдов, обучающие способами управления куклами различных систем.

     Второй этап - формирующий. Совершенствование исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные  импровизации; активное участие в театрализованных играх, а также  совершенствование всестороннего развития творческих способностей детей средствами театрального искусства; развитие творческой самостоятельности детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий театральный образ героя; умение сочинять песни на заданный текст в определенном жанре и характере своего героя, используя театральных кукол различных систем.

   Результативность  – разнообразие методов, приемов,  различных средств выразительности,  работа с различными видами  кукол (настольные, перчаточные,  напольные, куклы “живая рука”,  куклы-марионетки), особая атмосфера  творчества и радости от достигнутых  результатов позволяют сделать  учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. 

    Использование наглядного материала, прослушивание аудикассет, беседы с детьми о многообразии музыкальных форм и жанров, закладывает в детях основы гармонического развития: слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей. Обучение детей методике ведения кукол, посещение детьми кукольных спектаклей и детских представлений, инсценировки сказок с их участием, разучивание игр, хороводов, песен и танцев – совершенствует артистические навыки в плане переживания и воплощения образов. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях развивает коммуникативные способности: общение друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений, навыков и умений в повседневной жизни, а также эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение материала и высокая активность, желание дальнейшего участия в творчестве. Драматизация учит разыгрывать спектакли, используя выразительные средства; развивает память и фантазию детей, выразительность жестов, эмоций для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Проведение праздников развивает у детей желание участвовать в празднике, выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, младшими детьми; привлекает к активному участию в подготовке и проведении праздника; расширяет музыкальные впечатления, совершенствует импровизационные способности детей.

      Цель  занятий с детьми театрализацией  – сделать жизнь воспитанников  интересной и содержательной, наполнить  ее яркими впечатлениями, интересными  делами, радостью творчества. Именно  образно-игровая форма наиболее  эффективна в дошкольном возрасте. В ней ярче раскрываются творческие  способности детей. 

     Под театрализованными играми  необходимо понимать “игры в  театр”, “сюжетами которых служат  хорошо известные сказки или  театральные представления по  готовым сценариям”. Театрализованные  игры отличаются от сюжетно-ролевых  игр не только сюжетом, но  и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются  играми-представлениями, которые  имеют фиксированное содержание  в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах.  В них, как и в настоящем  театральном искусстве, с помощью  таких выразительных средств,  как интонация, мимика, жест, поза  и походка, создаются конкретные  образы. Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности.

     В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического и творческого развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качествам ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, добавления различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению. Необходимо предоставлять детям возможность при создании куклы выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не педагог, а каждый конкретный ребенок. При таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом.

      Театрализованным играм также принадлежит важная роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. При этом ребенок даже в роли зрителя не хочет, не умеет занять позицию стороннего наблюдателя. Он вмешивается в ход событий, пытается помочь героям. Ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремиться достигнуть определенных целей. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника.

Информация о работе Музыкальный театр как средство развития художественно-творческих способностей старших дошкольников в условиях школы раннего развития