А.С. Даргомыжский. Русалка – первый образец лирико-психологической оперы в русской классической музыке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:58, доклад

Описание работы

Деятельность Даргомыжского приходится на переходный период в истории России - от первого этапа освободительного движения ко второму, «разночинскому». В области искусства этот исторический процесс нашел отражение в постепенной демократизации художественно-культурной жизни, в нарастании социально-критического, обличительного направления в творчестве русских писателей, художников, музыкантов, в утверждении метода критического реализма в литературе и живописи. Связь творчества Даргомыжского с этими важными новыми явлениями делает фигуру композитора по-особому примечательной и интересной в русской музыке

Содержание

А.С. Даргомыжский (1813-1869) – продолжатель русской музыкальной классики (значение творчества в истории).....................................................3
Характеристика творчества Даргомыжского..................................................4
Краткое содержание..........................................................................................8
«Русалка»..........................................................................................................11
Список литературы..........................................................................................15

Работа содержит 1 файл

доклад Русалка.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

Костромской государственный  университет имени Н.А. Некрасова

Музыкально – педагогический факультет

 

 

 

Доклад по теме

А.С. Даргомыжский.

Русалка – первый образец  лирико-психологической оперы 

в русской классической музыке.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса

заочного отделения МПФ

Макарова О. В.

Проверила

Буслова Е.В.

 

 

 

 

Кострома, 2011 г.

Содержание

  1. А.С. Даргомыжский (1813-1869) – продолжатель русской музыкальной классики (значение творчества в истории).....................................................3
  2. Характеристика творчества Даргомыжского..................................................4
  3. Краткое содержание..........................................................................................8
  4. «Русалка»..........................................................................................................11
  5. Список литературы..........................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хочу, чтобы звук прямо  выражал слово; хочу правды...

 

  1. А.С. Даргомыжский (1813-1869) – продолжатель русской музыкальной классики

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) - продолжатель русской музыкальной  классики. Если наследие Глинки олицетворяет собой целостный облик русского музыкального искусства в пору первого  расцвета, то творчество Даргомыжского  открывает новые его стороны, которые еще не развились у  Глинки, но получили первостепенное значение в русской музыке второй половины XIX века.

С творчеством А.С. Даргомыжского  в русскую музыку вошли новые  художественные образы, новые идеи. В них утверждалось направление  критического реализма. В музыке первым представителем такого направления  стал Даргомыжский, выразитель мыслей нового поколения. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного общества. Композитору  приходилось вести борьбу за утверждение  своих творческих принципов. Главный  из них – стремление к жизненной  правде, реализму, достоверности изображаемых человеческих типов. И сами эти типы были новы, необычны для музыки –  русские крестьяне, солдаты, мелкие чиновники, - люди забитые и униженные.

Для воплощения таких образов  требовались особые средства музыкальной  выразительности. Таким средством  стал для Даргомыжского речитатив. Близкий к живой разговорной  речи, он позволил композитору создать  целую галерею музыкальных портретов  различных человеческих типов. Такая  новизна музыкального языка не совсем была понятна. И, выдерживая яростные нападки  противников, композитор выразил свои творческие устремления. Через всю  жизнь пронёс он эту творческую установку. И когда на склоне лет встретился с новым поколением русских музыкантов, то стал для них «великим учителем музыкальной правды».

 

  1. Характеристика творчества Даргомыжского

Деятельность Даргомыжского  приходится на переходный период в  истории России - от первого этапа  освободительного движения ко второму, «разночинскому». В области искусства  этот исторический процесс нашел  отражение в постепенной демократизации художественно-культурной жизни, в  нарастании социально-критического, обличительного направления в творчестве русских  писателей, художников, музыкантов, в  утверждении метода критического реализма в литературе и живописи. Связь  творчества Даргомыжского с этими  важными новыми явлениями делает фигуру композитора по-особому примечательной и интересной в русской музыке.

Эстетические принципы Даргомыжского  начали формироваться уже в конце 30-х годов. Развиваясь и углубляясь, они на исходе 40-х годов стали  воплощаться в оригинальные и  зрелые формы художественного творчества. Огромное влияние на Даргомыжского, как и на Глинку, оказала русская  литература, прежде всего в лице ее великих представителей - Пушкина  и Лермонтова, а также писателей  гоголевской школы. Пушкин был любимейшим поэтом композитора, его стихи служили  для него постоянным источником музыкального вдохновения в романсах и песнях, в операх. Однако до середины 40-х  годов эстетика Даргомыжского носила сложный, неоднородный характер. В целом  его художественный облик тех  лет определялся усвоением черт классического реализма Пушкина  и Глинки. В то же время многое в творчестве молодого композитора  было связано с романтической  традицией Лермонтова и с русской  поэзией более раннего времени (И. И. Козлов, А. В. Тимофеев). Помимо того, на молодого Даргомыжского оказал влияние  и французский литературный романтизм - главным образом творчество В. Гюго, которое увлекало русского музыканта  своей страстностью и социальной направленностью гуманизма.

Со второй половины 40-х  годов Даргомыжский находит свой путь в музыкальном искусстве  и становится одним из типичных представителей русского реализма послепушкинской  эпохи. Это новое направление  первоначально возникло в литературе и составило, по выражению Н. Г. Чернышевского, «гоголевский период» ее развития.

Под влиянием духа времени  у Даргомыжского пробуждается живой  интерес к «простым» людям, к  явлениям обыденной действительности, порой весьма неприглядным, но зато обладающим особой привлекательностью в глазах художника-реалиста. Примечательны  в этом смысле суждения Даргомыжского  о силе непосредственных впечатлений, вынесенных им из посещения парижских  судов во время поездки за границу. В письме к отцу он замечает: «Нельзя  себе представить, как интересны  все эти драмы в действии... Многим интересно читать романы, в  коих рассказываются происшествия вымышленные. Еще интереснее, когда рассказывается происшествие истинное. Но быть свидетелем живого рассказа-происшествия, где  действуют страсти человеческие, видеть самые действующие лица и  следить за развитием и раскрытием дела для меня занимательное всего  на свете».

Со зрелыми произведениями Даргомыжского в русскую музыку вошла социальная тематика, которая  еще отсутствовала в творчестве Глинки, хотя и начала проникать  в русское музыкальное искусство  именно в 1840-х годах (социально окрашенные песни Алябьева на слова Огарева  и Беранже). В «Русалке» Даргомыжского, в его песнях и романсах появляются представители низших сословий общества - крестьяне, солдаты, бедные чиновники, изображаются мелкие, частные явления  общественной и семейной жизни. Но бытовое  содержание, факты житейской повседневности трактуются композитором с позиций  гражданственности. В передаче жизненных  сцен, в обрисовке людских характеров звучат ноты социального обличения  и протеста.

Круг жанров народной музыки, к которым обращался Даргомыжский, уже, чем у Глинки. Это преимущественно  лирическая, свадебная, хороводная и  особенно плясовая песня. К эпическим  жанрам (и вообще к наиболее старинным  пластам фольклора) Даргомыжский не тяготел из-за своей склонности к современной бытовой тематике. Использование подлинных народных напевов - редкий случай в его произведениях. Следуя своим художественным интересам, композитор предпочитал самостоятельно, индивидуально претворять элементы народного стиля и свободно передавать дух народного искусства в своих сочинениях.

В отличие от Глинки, Даргомыжский - композитор почти исключительно  вокальный. Опору для своей музыкальной  фантазии он находил в произведениях  русской и зарубежной литературы, в поэтическом слове. Поэтому  главное место в его творчестве занимают вокальные жанры.

Вокальная мелодика Даргомыжского  может быть сведена к нескольким основным типам: песенному, ариозному  и речитативному. Кантилена глинкинского типа - редкая гостья в сочинениях композитора, немногочисленные примеры ее встречаются главным образом в некоторых романсах и «Русалке» (каватина Князя, ария Княгини «Дни минувших наслаждений»). Оригинальные же черты вокального тематизма Даргомыжского полнее всего выступают в его ариозных мелодиях и в речитативах.

Особенно же существенна  в музыке Даргомыжского речевая  интонация, велика роль композитора  в развитии самобытного русского речитатива. В этой сфере он предстает  смелым новатором, подлинным «изыскателем». Он широко разработал новые, в сравнении  с Глинкой, виды национально-характерного речитатива, ввел в русскую музыку социально-типическую речевую интонацию, создал в своих произведениях  различные, поразительные по своей  жизненной правдивости типы речитативов: комически-характерный, бытовой, лирико-психологический.

Инструментальные произведения Даргомыжского немногочисленны  и значительно уступают по своему художественному значению его оперной  и камерной вокальной музыке. Все  они програмны, так как «чистые», непрограмные жанры вовсе не привлекали композитора и не были его стихией.

  1. Краткое содержание

Действие  первое

Берег Днепра, мельница, возле  неё дуб. На скамейке сидит задумавшись  дочь Мельника - Наташа. Перед ней  стоит Мельник и не в первый раз поучает дочь "как девушке  прилично жить". Но Наташа не слушает  отца, она занята своими мыслями. Слышится топот коня - это приехал князь. Ласково упрекает его Наташа. "Наконец  ты вспомнил обо мне, уж сколько дней напрасно я ждала." Князь старается  оправдаться, ссылается на дела, заботы, которые и сейчас заставят его  скоро уехать. Наташа расстроена и  подавлена. Желая успокоить и  развеселить девушку, князь дарит  ей ожерелье. Успокоенная лаской князя, Наташа оживляется. Радостен и Мельник. Невесел один лишь князь. Он приехал  сообщить Наташе страшное для неё  известие. 

Вдали слышна грустная, протяжная  песня, подхваченная мужскими голосами. Появляются крестьяне. Мельник просит их спеть что-нибудь повеселее, чтобы  развлечь князя. Начинаются хороводы и  пляски, переходящие в "забавную драку". Но князя всё это не веселит, да и Наташа не может справиться с мрачными предчувствиями. Мельник  делает знак крестьянам, и все расходятся. Наконец решившись, князь сообщает Наташе, что им "разлука судьбой суждена". Девушка не сразу понимает: "Ты женишься?!" - восклицает она, приходя в полное отчаяние. Князь, стараясь задобрить Наташу, надевает ей на голову богатую повязку, оставляет мешок с деньгами для Мельника и торопится уйти. Его не останавливает даже сообщение Наташи: "Я скоро матерью должна назваться". Появляется Мельник. Не замечая состояния дочери, он шумно радуется подаркам. А Наташа начинает понимать, что обманута и покинута. Отчаяние сменяется решимостью мстить князю и его невесте. Не отвечая на уговоры и угрозы Мельника, Наташа бежит к Днепру и бросается в воду. 

 

Действие  второе

Богатые хоромы князя полны  гостей в богатых одеждах. Здесь  же толпятся сенные девушки и княжеские  охотники. Свадьба в полном разгаре. Звуки оркестра и торжественный  хор славят князя и молодую  княгиню. Князь благодарит дорогих  гостей. Невеста грустит об уходящих девических днях, прощается с подружками. Но печаль её проходит быстро, и она  доверчиво обращается к князю, вручая ему свою жизнь и счастье.  
Гремит заздравный хор, начинаются общие пляски. Славянский танец сменяется - огневым цыганским, исполняются шуточные свадебные песни и обрядовые действа. Царит общее веселье, смех. И вдруг, раздаются жалобные переливы арфы и грустное пение гобоя. Звучит одинокий девический голос. Все встревожены. Князь узнал голос Наташи. Полагая, что девушка пробралась в хоромы, он велит конюшему немедленно найти её и вывести.

Молодую княгиню охватывают мрачные думы: "Не к добру на свадьбе нашей песня грусти раздалась". Сват пытается вернуть торжество  в прежнее русло, провозглашает  здоровье молодых. Звучит традиционно  – свадебное "Горек мёд". Но в тот момент, когда князь наклоняется  к жене и целует её, раздается  женский стон.  Все в смятении и ужасе. Княгиня в отчаянии, князь рассержен. Сват с угрозой обращается к девушкам, ища виновную. Нерадостно заканчивается свадьба, начатая так пышно и торжественно. 
Действие третье

Картина 1 

Прошло 12 лет. Поздний вечер. Терем княгини. Она сидит одна, поджидая мужа и вспоминает как любил  её князь прежде, а сейчас... Вбегает  Ольга. Она хочет развеселить  подругу, запевает весёлую песенку. Появляется Ловчий. Он сообщает, что  князь отправил всех слуг домой и  остался один на берегу Днепра. Княгиня  взволнована. Она отсылает слуг к  князю и вместе с Ольгой спешит за ними.

Картина 2

Берег Днепра. Мельница почти  развалилась. Всё вокруг заросло  травой. Вечер. Из воды появляются русалки. С весёлым смехом они выходят  на берег, затевают песни, танцы. Но вот  вдали раздаются чьи-то шаги. Русалки  испуганно кидаются в воду и исчезают.  
Появляется князь. Он печален, вспоминает счастливые дни с любимой Наташей. Не в силах забыть её, он пришел к дорогому месту и с огорчением замечает заброшенность и запустение мельницы. Неожиданно князь видит страшного оборванного старика. Это лишившийся рассудка Мельник. В воспаленном мозгу старика оживают картины его страшного горя – потери дочери и светлые – благодарности внучке – Русалочке, которая ухаживает за ним. В какой-то момент прозрения Мельник узнает князя, бросается к нему, требуя возвратить дочь, но подоспевшие слуги вырывают князя из рук несчастного старика.

Информация о работе А.С. Даргомыжский. Русалка – первый образец лирико-психологической оперы в русской классической музыке