Армейский фольклор

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

В советское время, с введением всеобщей воинской обязанности, при минимальных льготах, военная служба стала – и юридически, и фактически – обязательным этапом в жизни молодого человека.
Став неизбежным, этот опыт со временем начал оцениваться как необходимый. Армия дает молодым людям некое особое знание, необходимое для настоящего мужчины.

Работа содержит 1 файл

Армейский фолклер.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

ДОКЛАД 

на  семинарском занятии  СГУ им. Н.Г.Чернышевского

г. Саратов                                         30 октября 2009 года 

Тема: «Армейский фольклор (на материалах Солдатских Блокнотов и Дембельских альбомов солдат срочной службы 1995-1997г. 3-й Бригады Спецназа)».

                         

Армия –  это море нарядов, гектары полов, 
километры писем и океан тоски.
                                                                                                        

        В советское время, с введением всеобщей воинской обязанности, при минимальных льготах, военная служба стала – и юридически, и фактически – обязательным этапом в жизни молодого человека.

        Став неизбежным, этот опыт со временем начал оцениваться  как необходимый.  Армия дает молодым людям некое особое знание, необходимое для настоящего мужчины.

        Факт "превращения" юношей во взрослых людей, как результат армейского опыта, признавался сообществом через признание нового социального статуса.

        Не взятый на службу по здоровью получал обидный ярлык "белобилетник" и подозревался окружающими в физической неполноценности, предполагающей его несостоятельность в качестве брачного партнера. Во всяком случае, так было в провинции.

        Уходящие на службу оказываются за пределами своего сообщества, как в географическом, так и в социальном смысле. Они попадают в иным образом структурированный мир со своими традициями:

        -   дедовщиной;

        - командным методом, в созидании которых каждый из вновь прибывших участвует с большим или меньшим энтузиазмом.

        Лучше всего о  специфической армейской системе ценностей говорит солдатский фольклор.

        Следует оговориться, что армейские тексты, безусловно, не описывают всей полноты армейского опыта, всего спектра отношения  к службе и не могут рассматриваться  в качестве энциклопедии армейской жизни. 

        Армейский фольклор со свойственной ему подростковой неуклюжестью и прямолинейностью касается не только собственно армейской службы. В нем формулируются представления и о  гражданской позиции, этических ориентирах, социальной субординации.

         

       Мы будем различать понятия:

       “Дембельский альбом” и “Солдатский блокнот” 

                   

                ДЕМБЕЛЬСКИЙ АЛЬБОМ (Д.А.) — красиво оформленный альбом с фотографиям, рисунками и надписями, напоминающими о годах армейской службы. Д.А. создается для того, чтобы на «гражданке» представить его хозяина как бравого вояку, не лишенного своеобразных эстетических пристрастий.

                

       Солдатские  блокноты (С.Б.) – это записные книжки, которые заводят обычно в начале службы и забывают тогда, когда начинают изготовление дембельского альбома.

       C.Б. заводят потому, что так делают все, но скоро про него забывают и не всегда привозят со службы. А если и привозят, то он не становится частью семейного архива, как это случается с дембельским альбомом, потому что – С.Б. - это черновик к дембельскому альбому.

       Содержимое  типичного солдатского блокнота составляют:

         во-первых, вполне обычные для записной книжки пометки - адреса, дни рождений;

         во-вторых, солдатский фольклор- стихи, песни, рисунки .

       Свою  специфику в содержание блокнота вносит принадлежность его автора к определенному роду войск.

       Содержание  С.Б. условно можно разбить на несколько тематических  циклов или групп. Рассмотрим некоторые из них:

                                     «Время»

         На последней странице  С.Б., там, где должна стоять его стоимость, написано: "Цена 2 года".

         Пусть это не вся  жизнь, но все-таки это "две страницы, вырванные на самом интересном месте", составляющие целый период жизни  – юность: "Армия – это свеча, в которой сгорает юность".

Без венков и процессий,

В сапогах  и берете,

Смахнув капельки пота 

С чуть заметных усов,

Я саперской  лопаткой,

Сжав  проклятием зубы,

            

Закопал свою юность

Среди самарских  песков. 

         Время службы для  автора блокнота – это временной отрезок, границы которого - призыв и увольнение в запас (демобилизация).

         Время между этими  рубежами надо прожить, и желательно не просто отбыть, а с пользой, с получением некого удовольствия которое человек находит в еде, сне, общении, занятии спортом и т.д..

         Армейское время - время особого качества.

         Способы отсчета  времени, принятые в нормальной, гражданской  жизни, здесь не работают. Срок службы измеряется в количестве съеденной пищи:

Масло съел – и день прошел,

Съел  яйцо – неделя.

Что бы съесть такого,

Чтоб  два года пролетели.

и количеством изношенной формы:

Три пары сапог,

Две пары х/б,

И мы можем писать на стене ДМБ. 

         В неписаных правилах армейского жития существует запрет, некое табу, писать о демобилизации до того момента, когда солдат получает на нее право.

         Яркий пример – использование  и переработка стихотворения  А.С.Пушкина к Чаадаеву:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда  пленительного счастья,

Казармы рухнут, и тогда

Навек из списков этой части

Исчезнут  наши имена!

И на воротах  КПП

Напишут буквы ДМБ. 

         Нарушение запрета  писать заветные буквы до срока жестко карается старшими товарищами.

         Но писать сроки  службы в С.Б. никому не возбраняется, так что нет ничего удивительного, что на первой странице блокнота практически всегда помещается соответствующая запись.

         Этот срок может  быть посчитан в абсолютных точных величинах:

         "2 года; 24 месяца; 104 недели; 730 дней; 17 520 часов; 1 051 200 минут; 63 072 000 секунд. И я дома"

          или отлит в стихотворную форму: "Кто не был, тот будет, кто был – не забудет 730 дней в сапогах".  
 

Проходят  годы, меняются люди,

Но твердо звучит на всех языках: 

Кто не был – тот будет,

Кто был  – не забудет

730 дней в сапогах. 

         Время службы определяет армейский статус солдата.

         Внутри армии есть свои социальные возрасты, которые наступают автоматически и определяются сроком службы.

         Чем ближе к демобилизации, тем выше статус военнослужащего  срочной службы, что выражается в  его правах и обязанностях:

Если  ты с утра опух,

Это значит, что ты дух  

Дождь, хреновая погода –

Отслужили мы полгода, 

Тихо  смылись мы с работ –

Отслужили ровно год. 

В карты  режемся с утра – 

Отслужили полтора. 

Льется  в горло "Зверобой"

Это едем мы домой. 

         Один из основных этических принципов, пропагандируемых на «гражданке», – уважение к старшим и послушание младших – превращается в армии в способ легализации властных взаимоотношений.  Отсюда такие обозначения разных "возрастов", как "дед", "старый", "молодой". 

         Срок службы проживается  как отдельная жизнь, внутри которой  есть свое рождение и смерть.

          Крайние "возрасты" – духи и дембеля – это состояния "младенчества" и "умирания" солдата, молодость и старость.

         В армии заново надо пройти такие жизненные этапы как

         - обретение речи (умение правильно обращаться к старшим по званию и отвечать на вопросы дедов);

         - и способность ходить: "Мужики учатся ходить два раза в жизни: 1 раз – в детстве, 2 раз – в армии".

         Для армейской жизни свойственна динамика роста, такая же обязательная и неизбежная, как в "просто" жизни. Как оптимистично пишут в начале службы:

          "дембель –  не девушка, мимо не пройдет". 

         Вторая тематическая группа связанная с важнейшим для армии и мужчины понятием:  

«Героизм»

Возьми, страна, мои два года,

Я отдаю  их потому,

Что кто-то где-то и когда-то

На свете  выдумал войну. 

         В приведенном четверостишии  прослеживается явное влияние послевоенной традиции эпитафий, вошедших в поминальные  стихи, исполнявшиеся 9 мая, высеченных на обелисках и монументах: "отдать жизнь за Родину", "ценой своей жизни" и т.п.

         В текстах, выдержанных в этой тематике - служба в армии это жертва, безвозмездная и невозместимая в принципе.

За личное счастье,

За счастье  людей

Подари  свои 730 дней. 

         Одним из способов придания службе осмысленности и героизма является эксплуатация солдатским фольклором образа мужчины-воина.

         В блокноте солдат словно примеряет на себя костюм героя, защищающего своих друзей, сестру, девушку. 

Живи, мой  друг, 

Балдей  и пьянствуй,

Я охраняю  твой покой.

В моем подсумке 2 обоймы,

За мной ты, как за каменной стеной. 

Без вас, друзья, пройдут два года.

Без вас  я буду грязь топтать.

Но только знайте: это время

Вы можете спокойно спать . 

Гуляй, сестренка, спи спокойно,

Ведь  где-то, стиснув автомат,

Тебя  надежно охраняет

В зеленом  камуфляже брат. 

Информация о работе Армейский фольклор