Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Среди многих проблем, связанных со становлением и развитием местного самоуправления, одна из них занимает особое место. Это проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях, когда местное самоуправление представляет собой относительно самостоятельный институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов.

Содержание

Введение 3

Основная часть 6

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат Взаимодействие.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

    Сотрудничество органов двух уровней власти можно рассматривать, помимо оказания поддержки, как партнерское (сотрудничество-партнерство). Эта позиция также интересна потому, что для органов местного самоуправления обязанность сотрудничать не формализована. Вместе с тем, гарантией востребованности и эффективности сотрудничества между органами различных ветвей власти выступает положительное отношение органов местного самоуправления к ней как к институту.

    В принципе, можно выделить две стороны  этой проблемы: отношения на уровне личностей (руководителей) органов  местного самоуправления и государственной  власти и отношения на уровне организаций.5

    Анализ  принципа разделения властей, закрепленного в Конституции РФ, применительно к местному самоуправлению позволил сделать следующий вывод: этот принцип реализуется в аспекте отделенности местного самоуправления от государственной власти; конкретно он проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, поэтому в пределах своих полномочий местное самоуправление является самостоятельным.6

    Комментируя ст. 12 Конституции РФ в свете Закона 2003 г., В.И. Васильев обращает внимание на несколько обстоятельств: 1) конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления привел не только к отделению местного самоуправления от государства, но и государства от местного самоуправления; 2) самоуправление - это рубежное формирование, где общество встречается с государством и где мера «погружения» государства в общество, так же как и мера «вхождения»общества в государство, определяется историческими условиями и особенностями каждой конкретной страны; 3) территориальные самоуправленческие единицы находятся не где-то вне государственных границ, а внутри них - у государства нет другой территории, кроме той, которая поделена на муниципальные образования7

    Предметом взаимодействия органов государственной  власти и органов местного самоуправления является участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в установлении полномочий органов местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления закреплены Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Но это вовсе не означает окончательного решения вопроса установления компетенции органов местного самоуправления. Всё это уточняется на уровне взаимодействия государственной и местной властей непосредственно в субъектах Российской Федерации.    

    Следующим крупным вопросом, который должно решить государство во взаимодействии с местным самоуправлением, является формирование ресурсной базы местного самоуправления.     

    Можно отметить два аспекта проблемы - формирование финансовой основы местного самоуправления и формирование местной материальной базы. 

    При формировании финансовой основы местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления требуют решения два вопроса: как наиболее рационально разделить источник доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами; каковы процедуры взаимодействия уровней власти при закреплении доходных источников местных бюджетов.

    Необходимо  также остановиться на организационных  формах взаимодействия органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Под организационными формами понимается наличие определенных структур (организаций), которые осуществляют процесс взаимодействия.    

    Исходными структурами являются сами органы государственной  власти и органы местного самоуправления. При этом существует возможность  их прямого взаимодействия. Это заключается в следующем: во - первых, это вопросы, которые не являются систематически возникающими, то есть частые и решаемые однократно. Для решения этих вопросов ( если они не могут быть решены непосредственно) имеет смысл создание временных рабочих групп или комиссий. Во - вторых, для решения вопросов, требующих постоянного взаимодействия, рабочие группы и комиссии могут создаваться на постоянной основе. В - третьих, по многим вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им может быть придан и необходимый статус.    

         Наряду с этим существует много  сфер постоянной деятельности, где  более целесообразно взаимодействие  муниципальных органов с территориальными  подразделениями органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.8

    К вопросам собственного ведения самих  субъектов Федерации в сфере  местного самоуправления может быть отнесено, например, определение форм взаимодействия органов власти субъекта Федерации и муниципальных органов.

    Следует согласиться с тем, что, поскольку местное самоуправление является одной из форм осуществления народовластия и при этом тесно связано с государственной властью, то пересечение интересов государственной и муниципальной властей в отдельных сферах общественной жизни ведет к возникновению предметов совместного ведения органов государственной власти и муниципальных образований.9

    Исходя  из сказанного можно сделать вывод  о том, что отношения местного самоуправления одновременно включаются в сферы: а) исключительного ведения  РФ; б) совместного ведения РФ и ее субъектов; в) собственного ведения субъектов РФ; г) совместного ведения субъектов Федерации и муниципальных образований.

    Однако  объем полномочий соответствующих  органов в пределах названных  предметов ведения распределяется не равнозначно. Уже говорилось об усилении федерального влияния на процесс развития местного самоуправления, выражающийся в том, что правовое регулирование местного самоуправления сконцентрировано на федеральном уровне.10 
 
 
 

    Заключение. 

    Подводя итог, можно сделать выводы взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления по самым различным вопросам, в различных формах и на разных уровнях. Такая дифференциация обусловлена самой природой государственных и муниципальных органов.

    Имеются и проблемные моменты. В РФ имеет место ряд нерешенных правовых проблем реализации конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, которые обусловлены несовершенством правового механизма поддержки местного самоуправления из-за отсутствия необходимой координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в области государственной поддержки местного самоуправления и недостаточного финансирования программ государственной поддержки местного самоуправления.

    Имеет место и проблема значительного государственного вмешательства. В качестве одной из форм такого вмешательства введено право отрешения главы муниципального образования, главы местной администрации от должности за нецелевое расходование субвенций, причем безотносительно к тому, как эти должностные лица решают вопросы местного значения. Фактически устанавливается приоритет выполнения государственных полномочий перед решением вопросов местного значения. Поэтому особую актуальность приобретает проблема загрузки органов местного самоуправления государственными делами.11

    Существуют  и иные проблемы при рассматриваемом  взаимодействии. Их решения можно  достичь путём совершенствования  законодательства, выраженном в устранении коллизий, заполнении пробелов, теоретическом осмыслении этих проблемных моментов.

    Список  использованной литературы. 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации.
  2. Кутафин О.В., Фадеев В. И.; Муниципальное право Российской Федерации: учебник; 3-е изд.,; ПРОСПЕКТ – 2008.
  3. Игнатьев Л.А. Журнал «Налоги. Инвестиции. Капитал.» №3-4 от 1.9.1999.
  4. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4.
  5. Жеребцов А. В. Правовые и организационные основы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления: На примере Центрального федерального округа; Академия управления МВД России. -М.,2006.
  6. Шевцов П.И Журнал «Управленческое консультирование» 2002, № 4
  7. Е.М. Ковешников. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия М., 2001
  8. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1
  9. Чеботарев Г.Н. Разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (20—21 апр. 2001 г.). Екатеринбург, 2001.
  10. Антонова Н.А. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления. Проблемы разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, № 10.
  11. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ // Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004.

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления