Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:46, реферат

Описание работы

Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти.

Работа содержит 1 файл

политология1.docx

— 21.50 Кб (Скачать)

4. Власть как  отношение и процесс: генезис,  сущность, источники, ресурсы.

Власть появилась с  возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных  учениях о власти. На ранней степени  своего развития политические воззрения  в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную  область человеческого знания и  представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В  мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении  существующих отношений власти и  порядка. Согласно этим мифам, космос в  отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.

Вместе с тем, в древней  мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере  связи божественного начала с  земными отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными  силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.

Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это  по тогдашним воззрениям соответствовало  божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку как «теория естественного права».

Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии  до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к  осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая  от «естественного человека» и приобретающая  самостоятельное существование, продукт  не природных, а сознательных человеческих установлений. Идею общественного договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. Д. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответствует естественной природе человека.

Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В его книге «О духе законов» была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы  и придания роли праву истинного  регулятора взаимоотношений между  государством и гражданами.

Своеобразие в анализе  проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.

Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли  была замечена и обратная сторона  феномена власти. Аристотель, а позднее  и Монтескье, указывал на опасность  злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной  пользы, а не для общего блага.

Опираясь на происхождение власти, сегодня, в современной политологии, можно дать следующее определение общей сущности власти: власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти).

Что же является источником власти, благодаря чему 
она способна влиять на поведение людей? Источники, или 
основания, власти – это средства, используемые субъектами 
власти для воздействия на подвластных с целью достижения поставленных целей. 
 
Во все времена важными источниками власти выступают сила, богатство, занимаемое положение. Сила как влиятельный фактор принуждения изначально присутствовала 
в становлении властных отношений. С помощью силы людей можно заставить поступать определенным образом, даже 
если это противоречит их интересам и воле, сформировать у 
них уступчивость и покорность. Особенно широко насилие 
применяется в авторитарных режимах, где существует разветвленная сеть карательных органов. 
 
Богатство выступает в качестве источника власти ввиду того, что обладание материальными ценностями позволяет их владельцам предоставлять другим людям на определенных условиях средства существования. Те, кто 
экономически зависят от владельцев средств производства, 
вынуждены во многом подчиняться их воле. 
 
Занимаемое положение во все времeна являлась важным источником власти. Чем более высокий пост 
индивид занимает в структуре органов управления, тем боль- 
шей властью он обладает. Наибольший объем властных 
полномочий традиционно концентрируется в руках высших 
государственных деятелей. 
 
В индустриальном обществе влиятельным основанием власти становится организация. Организация позволяет 
мобилизовать людские и материальные ресурсы, скоординировать их деятельность и направить на достижение целей, 
реализация которых единичными субъектами в принципе 
невозможна. Это легко проиллюстрировать на примере деятельности политических партий, роль и влияние которых в 
жизни современного общества трудно переоценить. 
 
В эпоху НТР важным источником власти стала информация. Обладание информацией, возможность подать в выгодном для себя свете или утаить ее в своих целях дают 
существенные преимущества ее обладателям. Распространение заранее отобранной информации способствует формированию у граждан соответствующих мнений и убеждений, что 
позволяет в определенной степени влиять на их поведение.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций  ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые  ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для  убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение  – это методы осуществления власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Общая и прикладная политология. МГСУ. — М., 1997 
     
    2.  Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. — М., 1995. 
     
    3. Белов Г.А. Политология: Курс лекций — М.: ЧеРо, 1999. 
     
    4.       Гаджиев К.С. Политология: Учеб. для вузов. — М.: Логос, 2001

 


Информация о работе Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы